Паруса адмирала Крузенштерна

Йоганн-Антон (православное имя Иван Фёдорович) Крузенштерн родился 250 лет назад, 8 (19) ноября 1770 года, в семье потомственных российских дворян в местечке поместья Хагудист, неподалёку от Ревеля (Таллин) Российской империи.

Шлюпы «Надежда» и «Нева»

В Кадетском корпусе

Род Крузенштернов был внесён в дворянский мартикул Эстлянской губернии русских дворян и происходит от Филиппа Крузенштерна, известного дипломата (1598–1676) при дворе герцога Гольштейн-Готторпского Фридриха III.
Иван Фёдорович, правнук Филиппа Крузенштерна, вначале получил домашнее образование, затем посещал Ревельскую церковно-приходскую школу, в 15 лет был определён в Кадетский корпус в Кронштадте. Здесь произошла его встреча с Юрием Фёдоровичем Лисянским. Лето воспитанники проводили в плавании. В летнюю практику 1787 года Крузенштерн и Лисянский были соседями по каюте. Страстное влечение к далёким странствиям и открытиям новых земель сблизило юношей, которым предстояло прославить Отечество замечательным кругосветным путешествием. Это было последнее лето, проведённое вместе в корпусе, в следующем, 1788-м, году началась война со Швецией. Нехватка морских офицеров заставила досрочно выпустить кадетов, как это тогда называли «гардемарином за мичмана». На корабле «Мстислав» Крузенштерн участвуя в сражениях со шведами, проявил находчивость и отвагу, за что был сначала произведён в мичманы, а затем в лейтенанты.
В 1793 году его отправляют в Англию для ознакомления с опытом Английского военного флота. На фрегате «Тетие» он ходил у берегов Канады, участвовал в сражениях с французским флотом, побывал в Вест-Индии. Посетил (1797–1799) Южную Америку, где жил полгода, затем был в Кантоне и Макао. После возвращения на Родину Крузенштерн представил в Морское министерство проекткругосветного плавания к берегам Русской Америки и исследований дальневосточных границ России. За проект ходатайствовали адмирал Н. П. Мордвинов, министр коммерции граф Н. П. Румянцев, .заведующий делами Российско-Американской компании Н. П. Рязанов. Он убедил Александра I в необходимости подобной экспедиции, так как нужно было доставить на Аляску различные грузы, проверить и укрепить фактории на Камчатке, Сахалине и островах Курильской гряды и заключить торговые соглашения с Японией, а также Китаем. Кроме того, произвести необходимые научные исследования для составления новых атласов и карт. В 1802 году царь утвердил предприятие, назначив Н. П. Рязанова начальником экспедиции, придав ему статус посла Великой Российской Империи. В состав экспедиции были включены астроном Горнер, естествоиспытатели Лангсдорф и Телезиус. Официальной целью экспедиции была доставка в Японию русского посла.
Целый год ушёл на подготовку и снаряжение. В Англии были закуплены два полувоенных-полу-торговых шлюпа. Их доставка и приём были поручены Ю. Ф. Лисянскому. Названия судам дал Крузенштерн, большее, водоизмещением 450 тонн, было названо «Надежда», второе, 375 тонн, – «Нева». Он сам подбирал помощников. Командиром второго шлюпа Крузенштерн предложил стать капитан-лейтенанту Ю. Ф. Лисянскому. До принятия высочайшего решения о путешествии в северную часть Тихого океана Крузенштерн проходил службу в Ревеле (Таллин). Ему было 32 года, он недавно женился и вскоре должен был стать отцом. Расставание с семьёй было тяжёлым испытанием, но когда пришло известие о том, что его проект исследования русских земель на Дальнем Востоке принят, а он назначен старшим морским начальником предстоящего кругосветного плавания, написал:
«Я чувствовал обязанность к Отечеству в полной мере, мысль сделаться полезным, к чему всегда стремилось моё желание, меня подкрепляла». Крузенштерн принял командование шлюпом «Надежда» и возглавил первое русское кругосветное плавание.
«Надежда» и «Нева»
7 августа 1803 года «Надежда» и «Нева» при большом стечении народа покинули кронштадтский рейд и отправились в далёкое и опасное плавание к берегам Русской Америки и в далёкие воды Японского моря. В те времена Япония вела политику самоизоляции, а отважившимся выбраться за её пределы жителям рубили головы. Эти туманные неприветливые воды бороздили промысловые суда русских землепроходцев. В 1785 году первый официальный представитель Японии, посетивший Курилы, с досадой обнаружил на них фактории русско-американской компании. Первыми эти острова увидели спутники атамана Семёна Дежнёва в 1648 году. Тогда атаман и его сотоварищи на просмоленных кочах, без морских карт, навигационных приборов, бороздили свинцовые воды Великого океана в поисках добычи и неоткрытых земель.
А в 1649 году этим же путём прошёл русский казак Михайло Стадухин, чей маршрут в 1654 году повторил его брат Тарас. В 1711–1713 годах географ-самоучка и землепроходец-авантюрист Иван Козыревский составил уникальное описание Курил, а окончательно нанёс их на карту в 1738–1739 годах состоящий на русской службе датчанин Мартин Шпанберг. На рубеже нынешней Японии он обнаружил и описал незнакомые ему туманные Курильские острова. В 1767–1769 годах русский землепроходец Иван Черных прошёл вдоль Курильской гряды, привёл в российское подданство их жителей – айнов, а вернувшись осенью 1769 года в Большерецк, представил отчёт с подробной характеристикой посещённых островов. Его материал содержал сведения о вулканах и был использован Г. И. Шелиховым для описания всей Курильской гряды.
По приказу Екатерины II Президент комерц-коллегии А. Р. Воронцов и госсекретарь А. А. Безбородко провели реестр владений на берегу Великого океана, полностью подтвердив 22 декабря 1786 года права России на Курильские острова, о чём и было доведено до сведения великих держав. Вот к этим далёким, но исконно русским землям, направил свою «Надежду» И. Ф. Крузенштерн. После продолжительной стоянки у острова Санта-Каталина (побережье Бразилии), где после жестокого шторма пришлось поменять на «Неве» две сломанные мачты, шлюпы впервые в истории русского флота пересекли экватор. Третьего марта суда обогнули мыс Горн и вышли в Тихий океан. От острова Нуку-Хиви (Маркизские острова) «Надежда» и «Нева» вместе дошли до Гавайских островов, где разошлись: «Надежда» отправилась в Японию, а «Нева» к берегам русской Америки, на Аляску. По пути в Японию Иван Фёдорович описал Юго-Восточную и Южную стороны острова Кю-Сю, назвав мысы, отмели и отличительные вершины именами русских учёных.

В Японии

В Нагасаки корабль прибыл 8 октября 1804 года. Почти семь месяцев простояла «Надежда» в ожидании исхода переговоров с японцами о праве посещения русскими кораблями портов Японии и о взаимной торговле. Японские чиновники строго изолировали русских моряков и не дали им возможности ознакомиться с бытом, обычаями и жизнью населения. Переговоры закончились неудачей. 18 апреля 1805 года «Надежда» покинула негостеприимный порт и отправилась в плавание по почти не известному европейцам Японскому морю. «Надежда» была первым судном, прошедшим вдоль западных берегов Японии до Лаперузова пролива. Пройдя мимо входа в Сангарский пролив, Крузенштерн направился дальше на север. Иван Фёдорович положил на карту восточный берег Сахалина от залива Анива на южной стороне острова до мыса Терпения. В память от экспедиции на карте Курильских островов можно видеть проливы Надежды и Крузенштерна.

Сахалин, Курилы, Китай

В период обследования южной части Сахалина и некоторых островов Курильской гряды мореплаватели обнаружили самовольные поселения японцев. Возмущённые вероломством сынов «страны восходящего солнца» Крузенштерн и Рязанов выселили японцев с русской земли, а их посёлки сожгли. Эта акция напугала японцев, и впоследствии они были более сдержанны в деле колонизации «Тосимы» (Курил). Самураи из жестокого и воинственного клана Мацу-Мае ещё в 1801 году снесли на островах Уруп и Итуруп православные кресты и поставили свои пограничные знаки. Николай Рязанов заявил официальный протест, но он остался без ответа. Только после этого Николай Павлович, как глава экспедиции, отдал приказ Крузенштерну о выселении японцев с незаконно захваченных территорий России.
Только в 1855 году в небольшом буддийском городе Симода адмирал Ефимий Путятин добился подписания первого договора между Россией и Японией – «Симодского трактата». Придя в Петропавловск, «Надежда» простояла там до 6 июля. Была сделана опись юго-восточной и юго-западной частей Камчатки, а также исследованы быт, нравы и условия жизни камчадалов
и экономическое положение полуострова. 9 октября 1805 года экспедиция оставила Петропавловск. «Надежда» отправилась в Китай. В Макао «Надежда» и «Нева» встретились у острова Вампу в устье Жемчужной реки и простояли около двух месяцев. За это время завязалась торговля с кантонскими купцами, которым был продан богатый груз мехов с Камчатки и Аляски. Русские товары впервые попали в Китай морем. 9 февраля русские корабли покинули китайские берега и на 16-й день в третий раз пересекли экватор в водах Зондского архипелага.

Снова в Кронштадте

6 марта «Надежда» и «Нева» вошли в Индийский океан, а 15 апреля у берегов Южной Африки сильный туман опять разлучил Крузенштерна и Лисянского. 19 августа 1806 года «Надежда» вернулась в Кронштадт, а двумя неделями раньше Юрий Лисянский привёл в Кронштадт «Неву». Кругосветное плавание продолжалось три года и 12 дней. Так завершилось первое кругосветное плавание русских моряков. Участники этого плавания внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положения существующих. Они открыли межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, провели замеры температуры воды на глубине до 400 метров, определили её удельный вес, прозрачность и цвет. Выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах мирового океана.
В 1808 году Ивана Фёдоровича Крузенштерна приняли в почётные члены Государственного Адмиралтейского департамента. В 1811 году назначили инспектором Морского кадетского корпуса.
В течение 1809–1812 годов он подготовил к печати и опубликовал трёхтомник «Путешествие вокруг света» и «Атлас к путешествию», переведённые в шести странах Европы, а в 1813 году его избрали членом академий и научных обществ в Англии, Франции, Германии и Дании.
В 1827–1842 годах, постепенно повышаясь в звании, стал полным адмиралом. Был директором Морского кадетского корпуса, стал инициатором создания при нём высшего офицерского класса, впоследствии преобразованного в Военно-Морскую академию. Многие выдающиеся мореплаватели и путешественники обязаны Крузенштерну поддержкой и благополучным проведением предприятий и экспедиций: Отто Коцебу (1815–1818), Глеб Шишмарёв (1819–1822), Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев (1819–1821), Михаил Станюкович, Фёдор Литке (1826–1829). Крузенштерн известен как один из учредителей Русского географического общества. Сыновья Ивана Фёдоровича – Николай и Александр – были сенаторами, а Павел – вице-адмирал, стал полярным исследователем, он составил подробную карту Печорского края.
В 1873 году в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, Ивану Фёдоровичу был поставлен бронзовый памятник на частные пожертвования (скульптор И. Н. Шредер, архитектор И. А. Монигетти). На цоколе монумента надпись: «Первому русскому мореплавателю вокруг света адмиралу Ивану Фёдоровичу Крузенштерну».

Виктор Ушаков

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: