Палаццо культуры

Об истории бывшего дома супругов Никитиных

В конце сентября 1879 года гласные кронштадтской Городской Думы собрались на очередное заседание. На повестке дня среди прочих городских забот был вопрос о пожарной каланче. Дом, выстроенный на углу Господской и Сайдашной улиц, «неожиданно» оказался настолько высоким, что заслонял собою весьма значительную часть городских строений. Вся жилая застройка вблизи Цитадельских ворот, как в черте города, так и на форштадте, оказалась скрытой от глаз пожарных.

Городское самоуправление пребывало в затруднении. Надо было бы надстроить каланчу – восстановить пожарную безопасность, но после долгих прений, думские гласные нашли, что это лишнее. Они предложили поистине передовое для того времени решение – провести на каланчу электрические звонки, создав, таким образом, систему пожарной сигнализации! Было ли это сделано, история умалчивает. Вряд ли… А вот дом, в котором спустя два месяца торжественно открылось Коммерческое собрание, украшает Кронштадт до сих пор.

Невыгодный проект

Строительство здания началось, вероятно, в 1877 году, окончилось в 1879-м. Уже изначально оно задумывалось владельцем и проектировалось городским архитектором А. Я. Силиным, как помещение для Коммерческого собрания. Бывшее некогда исключительно купеческим клубом, к концу 1870-х годов Коммерческое собрание перестало носить сугубо сословный характер.
С разрешения старшин его посещали и чиновники, и военные – число членов клуба постоянно росло.
С момента своего учреждения в 1850 году собрание размещалось на углу Господской и Цитадельской улиц в доме купца Синебрюхова (дом № 49 на пр. Ленина). За почти тридцать лет его помещения неоднократно расширяли: присоединяли комнаты и даже поднимали потолок. Но этих мер было недостаточно: зал, в котором проходили семейные, танцевальные и детские вечера, был тесен и очень душен – газовое освещение быстро нагревало воздух и «сжигало» кислород. Для приёма большого числа гостей требовалась полная перепланировка здания.
Идея построить на свои личные средства здание с помещением, достойным кронштадтского Купеческого клуба, не имела ничего общего с коммерчески выгодным предложением. Она была скорее альтруистической. Затраты, понесённые застройщиком, не окупались, несмотря на то, что в доме планировалось разместить магазины, а квартиры и меблированные комнаты сдавать внаём. Человека же, который взялся за строительство такого здания, можно было бы назвать либо сумасшедшим, либо бессребреником.

«Палаццо»

Тем не менее, новый дом, построенный для Коммерческого собрания, стал самым высоким в городе. Он поражал не только наружной, но и внутренней отделкой. Восхищаясь, фельетонисты «Кронштадтского вестника» называли его «палаццо». Две передних (мужская и женская), просторная гардеробная, большая гостиная, две столовых комнаты (большая и малая), буфет и кухня; дамская уборная, две комнаты для карт на девять ломберных столов каждая, биллиардная с двумя столами, читальня и комната для совета старейшин – все помещения собрания отличались большим вкусом и изяществом отделки. Лёгкие и светлые тона сочетались в них с пунцовым трипом обивки и драпировок, чёрные дерево и мрамор – с золочёными рамами зеркал, синий узорный шёлк – с резной вязью ореховой мебели. Просторная светлая лестница с нишами для статуй, камины, люстры, канделябры, современное кухонное оснащение. Освещение – газовое и электрическое. Наконец, водяное отопление со своей котельной. И если расходы на меблировку и освещение взяло на себя Коммерческое собрание, то обслуживание котельной и уголь владелец оплачивал из своих средств.
Но самое главное, чего так жаждало общество, – зал «в два света», то есть в два этажа, со сценой и хорами, рассчитанный почти на полтысячи человек, – вполне подходящий не только для танцевальных вечеров, но и для небольших театральных постановок и концертов.
При этом условия аренды были для Коммерческого общества самыми выгодными. Её стоимость выросла всего на 200 рублей в год (с 2000 до 2200 рублей), в то время как новое помещение предоставляло и купеческому обществу, и всем горожанам несравнимо большие удобства и возможности.
Жители Кронштадта оценили их ещё больше, когда спустя год после открытия Коммерческого собрания сгорело здание театра на Осокиной площади. Тогда центр театральной жизни города переместился именно сюда – в дом на углу Господской и Сайдашной улиц.

Дом Никитиных, но не братьев

На вопрос о том, кем был построен и кому принадлежал этот дом, нередко отвечают – купцам Никитиным. Иногда уточняют – братьям Никитиным. Между тем это не так. Дом строился как собственный дом купца Владимира Дмитриевича Никитина. И никаких упоминаний об участии в строительстве его братьев нет, хотя об этом много писали кронштадтские газеты. Имя же Олимпиады Михайловны Никитиной, урождённой Бритневой – супруги Владимира Дмитриевича – встречается в них довольно часто. Так, на праздничном обеде в день официального открытия Коммерческого собрания после непременных тостов за Государя, главного командира Кронштадтского порта, Купеческий клуб и т. д. собравшиеся поднимают бокалы за строителя дома. Следующий же тост – за его супругу, помощницу и владелицу дома Олимпиаду Михайловну, и только потом пьют за архитектора А. Я. Силина…
То, что дом принадлежал не братьям, а супругам Никитиным, подтверждает и объявление, размещённое в 1892 году в газете «Котлин», извещающее о том, что «продажа имущества В. Д. и О. М. Никитиных, состоящего в Кронштадте… на углу Господской и Сайдашной улиц, № 31 (так в тексте объявления – прим. авт.)… отменяется…».

Торгово-развлекательный комплекс XIX века

Итак, сразу после окончания строительства в 1879 году в дом Владимира Дмитриевича и Олимпиады Михайловны Никитиных переехали Коммерческое собрание и Кредитное общество. А кроме них множество больших и маленьких магазинов и магазинчиков.
Одним из первых там разместился ренсковый погреб П. С. Иванова, торговавший иностранными винами. За ним последовали: магазин фирмы «Зингер», продававшей не только лучшие швейные машины, но и мануфактурные товары, магазин И. Е. Прика, предлагавший обувь «известнейших парижских, гамбургских и венских фабрикантов», часовой магазин А. Ланге и магазин белья. Здесь же, правда ненадолго, открылся маленький, но необычайно уютный, а впоследствии и очень популярный у кронштадтцев цветочный магазин Ф. Ф. Зилера.
В доме Никитиных в 1880-х годах располагались конторы страховых обществ, например, «Балтийского страхового от огня общества» и «Русского страхового от огня общества». Долгое время здесь была скорняжная и фуражечная мастерская портного М. Фависовича, а также «депо аптекарских товаров».
На сцене же Коммерческого собрания почти ежедневно, за исключением летнего сезона, когда театральная жизнь сосредотачивалась в Ораниенбауме, шли развлекательные постановки – спектакли, драматические, музыкально-литературные и благотворительные вечера.
Надо сказать, что и редакция, и типография, и магазин газеты «Котлин», как и квартира его бессменного редактора Е. П. Тверитинова, тоже располагались в доме супругов Никитиных на углу Господской и Сайдашной улиц.

Попранная память

Судьба же строителя и владельца этого роскошного «палаццо», о которой «Кронштадтский вестник» уже рассказал в № 12 от 22. 08. 2019, стала примером служения родному городу и подвигом самоотречения ради блага горожан. Владимир Дмитриевич Никитин возглавлял городское самоуправление в очень тяжёлый для Кронштадта период, когда открытие Морского канала, позволившего доставлять грузы в Петербург, минуя Кронштадтский порт, привело к резкому падению доходов городского бюджета. И в это трудное время он продолжал начатые его предшественниками – М. О. Бритневым, П. А. Коргуевым и П. И. Неустроевым – дела благоустройства города.
Много путешествуя в юности по Европе, понимая уникальность Кронштадта, его особенное положение как мощной морской крепости и одновременно коммерческого порта, Никитин стремился к преобразованию родного города в русле общеевропейского культурного развития, не жалея для этого ни собственных средств, ни сил. Возглавляя Андреевское приходское попечительство, он прилагал все усилия к смягчению нравов кронштадтских обывателей, к их просвещению и возможности получения образования даже самыми бедными жителями города. Будучи всегда доступен просьбам кронштадтцев, он тратил свои капиталы на дела благотворительности искренне, с открытым и чистым сердцем. Даже собственный дом был неоднократно им заложен и перешёл впоследствии в ведение располагавшегося в нём Кредитного общества.
На благо кронштадтцев В. Д. Никитин отдал всё, что у него было: и состояние, считавшееся одним из самых больших среди кронштадтских купцов, и физические силы,
и душевное здоровье… Скорбя о кончине «великого гражданина Кронштадта», редактор газеты «Котлин» Е. П. Тверитинов писал: «Он умер, но не умрет совершенное им и будет служить лучшим памятником покойному».

О том, что деятельность В. Д. Никитина, наряду с деятельностью М. О. Бритнева и Н. Г. Сидорова, проживших всю свою жизнь в Кронштадте, трудившихся здесь на его благо, достойна памятника и должна быть увековечена в городе, которому они так истово служили, в 1913 году ещё раз напомнила газета «Котлин». Однако имена их почти забыты, и в Кронштадте до сих пор нет не то что памятников – нет даже памятных досок, напоминающих о его «великих гражданах». Андреевский собор разрушен… Разрушена часовня в татарских рядах… В запустении комплекс зданий Дома трудолюбия. Единственная память о величайшем кронштадтском меценате и подвижнике Владимире Дмитриевиче Никитине – построенный им дом. По-прежнему самый высокий и роскошный в исторической части города. Но, как это ни нелепо, ни исторически вызывающе, разместившийся в нём Дом культуры носит имя революционера и богоотступника М. И. Мартынова, и стоит он на пересечении проспекта В. И. Ленина
и улицы П. И. Велещинского…
«…Пятиэтажный палаццо, украшенный всеми затеями причудливой современной архитектуры», – так писал о доме В. Д. и О. М. Никитиных современник. Им любовались тогда, 140 лет назад, им любуются и сейчас. Любопытные туристы пытаются разглядеть за, кажется, уже навечно поставленными строительными лесами детали пыльных барельефов с музыкальными инструментами. Задирая головы, гадают: «Н» или «И» на картуше. И, может быть, так же, только сверху вниз, молча смотрят на «палаццо культуры» небесные покровители Кронштадта, как будто ждут… Ждут нашего решения.

Арина Мельникова

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: