«Кронштадтский Вестник» есть шканечный журнал Морского ведомства

К 156-летию морской газеты

В кают-компании фрегата «Дмитрий Донской». 1893 год

2-го июля (15-го по новому стилю) 1861 года вышел первый номер «Кронштадтского вестника» – газеты, задуманной и осуществлённой небольшим кружком морских офицеров. С момента рождения главной целью издания, позиционировавшего себя как «Морской и городской листок», стало отражение на его страницах неразрывно связанных между собой деятельности флота и жизни города.

Иллюстрации на страницах «Кронштадтского вестника» разных лет:
1. Гибель парохода «Царица», 1887 год. 2. Крейсер 2-го ранга «Африка», 1879 год.
3. Спуск на воду нового баркаса «Рыбка» для Главного командира Кронштадтского порта, 1883 год

«Морской полуофициоз…»

Именно поэтому со стороны Морского ведомства газете неизменно оказывалась «нравственная и материальная поддержка». Ещё в феврале 1861 года инициаторы издания обратились с просьбой о разрешении учредить газету сначала к военному губернатору Кронштадта вице-адмиралу Ф. М. Новосильскому, а заручившись его и управляющего Морским министерством контр-адмирала Н. К. Краббе поддержкой, к шефу флота Великому Князю Константину Николаевичу. Тот не замедлил одобрить новое начинание и впредь оказывал ему своё покровительство.
Тем не менее, в первый же год газета столкнулась со значительными материальными трудностями. Тогда Морское ведомство протянуло ей руку помощи и дало постоянный заказ: печатать приказы и распоряжения, а также официальные статьи, присылаемые из министерства, назначив за это 3000 рублей в год.
С июля 1862 года газета даже печаталась в типографии штаба Главного командира Кронштадтского порта, что дало ей право с некоторой долей самоиронии именовать себя «морским полуофициозом». Однако такое положение дел редакторы находили не вполне удобным, и спустя несколько месяцев ими была приобретена собственная типография.
Первое время каждый номер газеты отправляли цензорам в Петербург. Это обстоятельство отнимало у издателей немало материальных средств, сил и времени. Особенно тяжело стало в осеннюю распутицу, и только 3-го ноября 1861 года «была уважена просьба редакции иметь местного цензора», а «цензирование было передано в ведение кронштадтского военного губернатора». Личность градоначальника – чиновника Морского ведомства – не могла не влиять, хотя бы отчасти, на редакционную политику. Впрочем, будучи людьми просвещёнными, болеющими за морское дело и интересы города, они вполне разделяли и устремления редакторов «Кронштадтского вестника», и их взгляды на морскую газету.

Покусились
на патриархальную жизнь аборигенов…

Вообще же первые шаги «Вестника» были по-разному встречены обществом города и моряками. «Что касается первого… – вспоминали впоследствии редакторы-издатели Н. А. Рыкачев и С. И. Неделькович, – то редакции пришлось выдержать… немало нареканий и преследований». Дело в том, что до учреждения газеты, совпавшего с началом реформ 1860-х годов, «Кронштадт вел чисто патриархальную жизнь, почему те или иные отрицательные черты города оставались как бы в своей семье и не выходили за порог дома. С появлением же печатного органа и вместе с ним обличительных статей, … выводящих на суд общества того или другого аборигена…, вполне понятно враждебное чувство публики, считавшей эти статьи, по меньшей мере, «вынесением сора из избы»».
Что же касается профессионального сообщества моряков, «то лучшим их отношением к газете служил громадный наплыв статей в редакцию, присылаемых из разных концов России».

«Драгоценный сборник материалов с парусников
до миноносных крейсеров…»

Действительно, «Кронштадтский Вестник» был тогда единственным изданием (кроме журнала «Морской сборник»), отражавшим повседневную жизнь флота и приветствовавшим полемику по самым насущным вопросам его развития. Как вспоминали впоследствии его основатели, он «появился на свет вместе с первыми броненосными судами, пережил все перипетии борьбы брони и артиллерии, был свидетелем начала и развития минного дела и крейсерского вопроса» и неизменно «служил их отражением и выразителем».
Новые проекты военных судов, как отечественных, так и иностранных, возможности применения на флоте тех или иных новых приборов и вооружения, новые технологии в кораблестроении, подводный флот и воздухоплавание, организация портовой инфраструктуры, обучения и быта нижних чинов – всё это находило место на страницах «Кронштадтского Вестника». Подчас эти публикации вызывали острую полемику, и тогда газета, публикуя противоположные точки зрения, приводя аргументы всех её участников, старалась представить читателям объективный взгляд на обсуждаемый вопрос. В этом выражалась принципиальная позиция редакторского коллектива, его profession de foi.
Каждый, без исключения, номер газеты начинался с отчёта о том, что за минувшие день-два происходило в гаванях Кронштадта и на его рейде, будь то работа по вооружению судов в плавание, посещение морского начальства, смотры команд или движение судов. В каждом номере печаталась корреспонденция, полученная из ближних или дальних портов, с маяков, расположенных в Балтийском море, с мест базирования наших учебных отрядов и практических эскадр. Печатались телеграммы, сообщавшие о прибытии наших военных кораблей в тот или иной заграничный порт, обширные выдержки из донесений командиров судов, находящихся в заграничных плаваниях, письма офицеров.
Особенно подробно и с живейшим участием освещал «Кронштадтский Вестник» события, связанные с войнами: русско-турецкой 1877 – 1878 годов, русско-японской 1904 – 1905 годов и I Мировой. Поток официальных сообщений и телеграмм выливался на его страницы, ему вторили корреспонденты, писавшие свои репортажи с мест боевых действий. И каждый успех воспринимался как общий, каждая потеря или поражение – как общее горе, разделяемое всей большой семьёй кронштадтских моряков.
Глазами морских офицеров – корреспондентов «Кронштадтского Вестника» – общество видело дальние страны, знакомилось с их жителями и особенностями местного уклада жизни. Когда же на рубеже XIX и ХХ веков полярные экспедиции штурмовали Арктику, впереди опять были военные моряки, а морская газета во всех подробностях «отмечала их дерзостный путь».
Ничего, что так или иначе было связано с жизнью флота, не уходило от её внимания: научные открытия, новые книги и публикации на страницах других изданий, сообщения в Минном офицерском классе и лекции в кронштадтском Морском собрании. История флота отражалась и в литературных очерках, и в воспоминаниях кронштадтских моряков, в репортажах о визитах русских эскадр в дружественные государства и об ответных визитах в Кронштадт. Газета писала и об истории кораблестроения, и об истории строительства портов, рассказывала о выдающихся деятелях российского и иностранных флотов.
Благодаря «Кронштадтскому Вестнику», морское сообщество на протяжении шести с лишним десятилетий было осведомлено обо всём, что день за днём происходило на российском флоте, и имело возможность, что особенно важно, высказывать своё мнение по тем или иным профессиональным вопросам. «Для историка флота «Кронштадтский Вестник» есть драгоценный сборник материалов с парусников до миноносных крейсеров», – писал в 1886 году к юбилею газеты генерал-адъютант адмирал П. В. Козакевич, бывший в 1871 – 1883 годах главным командиром и военным губернатором Кронштадта. ««Кронштадтский Вестник» есть шканечный журнал Морского ведомства», – со знанием дела утверждал он.

«С печатным словом надо обходиться честно»

Когда первый номер газеты вышел в свет, число периодических изданий в России можно было буквально пересчитать по пальцам. К концу 1870-х их было уже множество, и между ними существовала жёсткая конкуренция. Тогда со стороны ряда отечественных и иностранных газет в адрес «Кронштадтского Вестника» стали раздаваться упрёки в предвзятости
и лоббировании интересов Морского ведомства и даже отдельных его представителей. Особенно усердствовали столичный «Голос» и английская «United Service Gazette», называвшая его «субсидируемым органом Балтийского флота».
Отцы-основатели «Кронштадтского Вестника» отвечали с достоинством. «Предпринимая издание морской газеты, – возражали они на нападки враждебно настроенной прессы, – мы не имели в виду служить каким-либо исключительным личным интересам, или проводить чьи-либо и кем-либо внушённые нам мнения. Необыкновенное развитие морского дела во всех его отраслях, масса новых открытий и усовершенствований и чисто профессиональные интересы небольшой кучки русских моряков были единственными (здесь и далее выделено редакторами газеты Н. А. Рыкачевым и С. И. Недельковичем – прим. авт.) нашими двигателями. На печать мы смотрели глазами Гоголя и всегда помнили его завет, что с печатным словом надо обходиться честно. Вот почему мы принимались за дело со страхом и трепетом и именно в то время, когда после неудач в Крымской войне в русском обществе и в печати стали раздаваться странные вопросы о том, нужен ли России флот».
«Защищая профессиональные интересы моряков, защищая морское дело вообще, – писали в одной из передовых статей в 1881 году Н. А. Рыкачев и С. И. Неделькович, – нам приходилось популяризировать его посреди общества, мало знакомого с ним, и в большей части случаев никогда не видавшего ни моря, ни корабля. Люди, принявшие непосредственное участие в нашем предприятии, посвятили ему свое время, пожертвовали для него своею морскою карьерою в надежде, что таким образом они могут быть полезны морскому делу, которое так горячо любили. Таковы были наши принципы, и этим принципам мы оставались верны…».
На намёки в корыстной заинтересованности редакторский коллектив «Вестника» неизменно отвечал, что никогда не получал никаких приказаний или инструкций от Морского ведомства, а лишь служил исключительно интересам военного флота. «Мы разрабатывали военно-морские вопросы, – писали Н. А. Рыкачев и С. И. Неделькович, – и при этом, конечно, постоянно пользовались просвещенным содействием и покровительством морского ведомства. Таковы были и есть наши настоящие отношения к этому ведомству, посреди которого, также как и посреди наших моряков, не может быть места никакому расшаркиванию… и прочим недостойным маневрам, одинаково антипатичным как нашей морской администрации, так и нашим морякам». «…Мы никогда не поступались тем, что считали научной истиной и правдой…» – горячо возражали они.

Нет фейковым новостям
и сомнительным источникам

Между тем, в борьбе за читателя со стороны недобросовестных изданий в ход шли самые неприглядные уловки, вплоть до фейковых новостей. Технологию их производства разоблачал один из популярных и 1870-е – 1880-е годы фельетонистов «Вестника», подписывавшийся «Momus».
«Разговаривал недавно с одним из старинных читателей…» – рассказывал он. «…Что это, говорит, у вас за газета: никаких новостей не сообщаете? Вы говорите о чем-нибудь уже тогда, когда оно совершилось. Взгляните на другие газеты: каждый номер – целый ворох новостей». «Да ведь эти новости, говорю, не настоящие, а сочиненные, сфабрикованные». «Многие слухи, однако, сбываются, говорит, как вы это объясните?». Тут я и объяснил знакомому тайну странного явления. Пустите, говорю, сегодня такой слух: «Кронштадт сошел с места и уплыл заграницу». Никто не поверит. Завтра поправьтесь и напишите: «Кронштадт поплыл к Петербургу». Опять будут сомневаться. Послезавтра, наконец, серьезно и с достоинством опровергните эти слухи и напишите: «Нам сообщают из достоверных источников, что приведенные слухи не верны, и что Кронштадт остался стоять на том же месте». Ручаюсь, что один из пущенных вами слухов будет отвечать действительности…».
Заботясь о безупречной репутации своей газеты, редакторы «Кронштадтского Вестника» считали совершенно неприемлемым пользоваться информацией, пусть и достоверной, но полученной из сомнительных источников. Новости, подслушанные «в лакейской большого барина, в передней, в канцелярии» или добытые «через почтеннейшего… камердинера,… через любезнейшего… писаря,… девиц Полин, Жюли, etc., имеющих соприкосновение с политикой», не могли попасть на его страницы, разве что в виде фельетона.
Конечно, за долгую историю газеты бывало всякое, но, следуя заветам отцов-основателей, «Кронштадтский Вестник», как шканечный журнал, сохранил для потомков все малейшие эволюции в развитии отечественного флота, все его манёвры, оставаясь непредвзятым свидетелем его побед и поражений.

Арина Мельникова

История в событиях и фактах: по страницам «Кронштадтского вестника» с 1861-го по 1917 год

1861
2-го июля (15-го по новому стилю) 1861 года вышел первый номер «Кронштадтского Вестника».
1862
Годовщина освобождения крестьян от крепостной зависимости. Открытие в Кронштадте классической мужской гимназии.
1863 – 1864
Визит русской эскадры под командованием контр-адмирала С. С. Лесовского в Америку.
1866
Ответный визит в Россию американской эскадры под командованием Г. Вазы Фокса.
1867
Учреждение С. А. Лесовской Благотворительного общества.
1868
Открытие в Кронштадте женской гимназии.
1870
Открытие в Кронштадте памятника Ф. Ф. Беллинсгаузену.
1871
Пожар в Кронштадте, уничтоживший несколько кварталов на Горе. 25-летие Русского Императорского Географического общества. Посещение Кронштадта турецким послом в Петербурге и австрийским посланником. Посещение Кронштадта американским фрегатом «Бруклин». Осада Парижа прусскими войсками в ходе франко-прусской войны (1870 – 1871).
1872
Участие Морского ведомства в Политехнической выставке в Москве. Празднование 200-летия основателя Российского флота Петра I.
1873
25-летие со дня выхода в свет первого номера журнала «Морской сборник». Встреча офицеров клипера «Изумруд» с Н. Н. Миклухо-Маклаем в Новой Гвинее.
Открытие в Петербурге памятника И. Ф. Крузенштерну. Открытие в Кронштадте реального училища.
1874
Пожар в Кронштадте, в результате которого выгорели кварталы от современной улицы Зосимова до проспекта Ленина, и от Владимирской улицы до улицы Вишневского. Сгорел деревянный Крепостной Владимирский собор, пострадал Гостиный двор.
1876 – 1877
Работы по расширению Андреевского собора, выполненные на средства старосты В. Д. Никитина.
1877 – 1878
Русско-турецкая война, действие соединённого отряда моряков Балтийского флота на Дунае. Выступление в Кронштадте сводных военных хоров под руководством Н. А. Римского-Корсакова.
1879
Завершение строительства дома Никитиных на Господской улице, где разместились Коммерческое собрание и Кредитное общество (ныне здание ДК им. М. И. Мартынова).
1880
Освящение Крепостного Владимирского собора. Посещение Кронштадта итальянским паровым крейсером «Христофор Колумб» и шведской канонерской лодкой «Рута». Посещение Кронштадта датскими королём и королевой.
1881
Убийство Императора Александра II 1-го марта 1881 года.  Участие кронштадтских моряков в Ахал-Тэкинской экспедиции. Восшествие на престол Императора Александра III.
Приход в Кронштадт английской броненосной эскадры. Посещение Кронштадта датской августейшей семьёй.
1882
Открытие Дома Трудолюбия. Казнь в Кронштадте бывшего морского офицера лейтенанта Н. Суханова, причастного к убийствау Императора Александра II.
1883
Визит в Кронштадт английской трёхмачтовой паровой яхты «Пандора» Королевского яхт-клуба. Прибытие в Кронштадт американского корвета и посещение бельгийской военной депутацией. Спуск на воду полуброненосного фрегата «Дмитрий Донской». Коронация Императора Александра III. Посещение Кронштадта шведской королевской двухмачтовой паровой яхтой «Дротт». Посещение Кронштадта американским корветом «Ланкастер». Празднование 100-летнего юбилея Черноморского флота в Севастополе. Испытания в военной гавани Кронштадта подводного аппарата. Бал в кронштадтском Морском собрании в честь его 25-летия.
1886
Открытие памятника П. К. Пахтусову.
1891
Визит в Кронштадт французской эскадры адмирала А. А. Жерве.
1893
Ответный визит русских кораблей во Францию.
1903
Закладка Морского Никольского собора.
1904 – 1905
Русско-японская война, сражение в Корейском проливе.
1905 – 1906
Революционные события в Кронштадте.
1909
Подъём специалистами Кронштадтской водолазной школы подводной лодки «Камбала», затонувшей в Чёрном море.
1912
Празднование 100-летия Бородинской битвы.
1913
Освящение Морского Никольского собора. Открытие памятника вице-адмиралу С. О. Макарову. Открытие висячего моста через Доковый овраг.
1914
Начало Первой мировой войны, опубликование Высочайшего Манифеста.
1917
События Февральской революции…

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: