На шлюпках в Вытегру
Участники похода – физкультурники Морского завода: Александр Семёнов (второй справа).
На снимке также – П. Васильев, Грунин, Яковлев, Байков, братья Никаноровы и Майоров
В 1932 году Малая Советская Энциклопедия констатировала: «Яхт-клуб – физкультурная организация, культивирующая виды водного спорта… Теперь в СССР название это не употребляется». Пресса вторила: «Те, что в майках и трусах – это наши, пролетарские, а те кто в белых штанах – это гидра контрреволюции». Казалось яхтингу и гребле подписан смертный приговор. Но только не в колыбели флота – Кронштадте!
Первые три шлюпки встречали пушечным выстрелом
Непосредственный участник тех событий, яхтенный капитан, мастер спорта, будущий командующий Тихоокеанским флотом, а тогда младший штурман линкора «Марат» Юрий Александрович Пантелеев вспоминал: «С начала навигации и до поздней осени в Кронштадте по выходным дням, до обеда, проводились шлюпочные гонки. Великолепное это зрелище – флотские гонки! На корабле, где находилась судейская комиссия, и на других кораблях, блистая медью труб, играли оркестры. Все экипажи кораблей, конечно, высыпали на палубу и бурно «болели» за свои шлюпки. Гонки, как правило, проводились комбинированные – часть дистанции шлюпки проходили на веслах, часть под парусом. Первые три шлюпки, пришедшие к финишу, встречали торжественно: пушечным выстрелом и встречным маршем. Последней же шлюпке играли марш на мотив «Чижик-пыжик, где ты был?..»
В 1928 году в Москве состоялась первая Всесоюзная спартакиада по 21 виду спорта. Молодая Советская республика решила провести смотр спортивно-массовой и оборонной работы. Соревнования по гребле и парусному спорту прошли в курортном пригороде Ленинграда – Сестрорецке, на озере Разлив. К гордости кронштадтцев в парусной гонке с пересадкой рулевых первым чемпионом СССР на килевых яхтах стал военмор, в то время начальник Кронштадтского Морского яхт-клуба Александр Константинович Бальсевич.
В это же время большой популярностью в стране начинают пользоваться различные агитационно-массовые пробеги, организованные Всеобучем.
Поход физкультурников Морского завода
В 1936 году члены кронштадтского яхт-клуба – физкультурники Морского завода – совершают шлюпочный поход Кронштадт – Вытегра – Кронштадт. Дочка, Людмила Александровна Кочеткова и внучка Светлана одного из участников этого похода – Александра Семенова – сохранили в своём семейном архиве редкое фото участников похода. Александр Семёнов – лучший токарь, передовик производства, рационализатор – второй справа. Вот фамилии остальных участников этого интересного похода: Васильев П., Грунин, Яковлев, Байков, братья Никаноровы и Майоров. Все опытные шлюпочники, хорошо знающие парусное дело. В «Рабочем Кронштадте» мы нашли некоторые подробности этого события.
Маршрут на Вытегру был выбран, видимо, не случайно. Это водная артерия, задуманная ещё Петром I, призванная связать Волгу с Балтийским морем. Участники должны были пройти от Кронштадта до Ленинграда, затем вверх по Неве до Ладожского озера, откуда по Ладожскому каналу в Свирь и по каналу Онежского озера до конечного пункта.
Хроника похода
из бортового журнала
22 июня 1936 года, в 18 часов 30 минут, «шестёрка» под командованием командора П. Васильева по команде «Вёсла на воду!» отошла от Ленинградской пристани. Первую ночёвку сделали только через пять часов, на Петроградской стороне у стадиона им. В. И. Ленина. Утром закупили кое-что из инвентаря и отправились дальше. Сильное встречное течение Невы, безветрие не позволяют идти под парусом.
24 июня встретили первое серьёзное испытание – Ивановские пороги. Сегодня туристы, разъезжающие на комфортабельных четырёх-пятипалубных теплоходах, даже не слышали о них, а в то время двухкилометровый участок Невы между посёлками Пирогово и Лобаново с кипящим потоком, изобиловавший отмелями и подводными камнями, представлял большую опасность. У Шлиссельбурга наши путешественники вошли в Ладожский канал. Идти по Ладожскому озеру на «шестёрке» – самоубийство.
В бортовом журнале 25 июня появляется запись: «Погода, благоприятствует. Ночью спим в шлюпке. Все здоровы». Васильев строго соблюдает распорядок: «Подъём не позднее восьми часов утра, завтрак. После двух-трёх часов плавания привал, обед, небольшой отдых и в путь. Вечером, часов в девять, десять останавливаемся на ночлег. Пьём чай, спать ложимся в двенадцать. На остановках любители рыбалки, особенно Саша Семёнов, ловят рыбу. На днях он наловил её очень много. Сварили славную уху. В свободное время желающие тренируются в стрельбе на звание «Ворошиловский стрелок».
«Перед Новой Ладогой погода испортилась, пошёл большой силы дождь, ветер шквальный, ломает мачту у самого основания. Пришлось пристать к берегу для ремонта», – запишет в дневнике летописец похода Майоров. И тем не менее за сутки под парусом кронштадтцы прошли 111 километров.
«Ночевали у деревни Кавкеницы. По Свири продолжаем идти под парусом. И несмотря на то, что идём под двумя рифами, мачта гнётся до предела, до Лодейного поля трижды «рубили» паруса. Ухарство на воде неуместно».
1 июля пришли к Свирской гидроэлектростанции, здесь же заночевали. «По Свири идём легко, но у Подпорожья начинаются Сиговские пороги, пройти их своим ходом на вёслах выше человеческих сил, очень сильное течение. Разделись, двое на шлюпке, шестеро тащат лодку. Дно каменистое, скользкое, ноги разъезжаются, то и дело принимаем «холодные ванны», но настроение боевое. В девять вечера заночевали у деревни Кукеряги».
После Сиговских порогов наших путешественников поджидают пороги «Медведец». Они послабее Сиговских, но пройти их своим ходом не удаётся, приходится опять тащить шлюпки испытанным способом – на канате. Далее идут без особого труда, на вёслах.
«4 июля, утром, входим в канал Онежского озера у города Вознесенье. Можно подвести некоторые итоги. Одиннадцать суток мы в походе. Пройдено 500 километров. Осталось всего 150. Из газеты «Ленинградская правда» узнаём, что вслед за нами, по тому же маршруту идёт «шестёрка» жён начальствующего состава Балтийского флота. Для них это тренировочный поход, в следующем году они собираются совершить переход Кронштадт – Севастополь».
Цель достигнута!
Наконец, конечная цель похода – Вытегра – небольшой уездный городок бывшей Олонецкой губернии, родина поэта Клюева. Из достопримечательностей: старинной работы Сретенская церковь, несколько учебных заведений, музей. Сто лет тому назад в Вытегорской гимназии преподавал известный писатель Серебряного века Фёдор Сологуб, бывал здесь, находясь на посту Губернатора Олонецкой губернии, знаменитый поэт Гавриил Державин. Но ныне гордость Вытегры – сложнейшие гидротехнические сооружения Волго-Балтийского канала.
В Вытегре отдыхали два дня. Зашли в фотоателье, сфотографировались и 10 июля, в 8 утра, двинулись в обратный путь. У Вознесенья встретили участниц шлюпочного похода Кронштадт – Вытегра – Кронштадт. «Поговорить, поделиться опытом не удалось, мы шли вниз на вёслах, они вверх, за буксиром».
«11 июля прошли два порога – Сухой и Ровский, ночевали в Плотично. Жарко, идём в основном утром, вечером навёрстываем упущенное.
16 июля пришли в Шлиссельбург. Остановились на ночь. 24 дня в походе, пройдено 1200 километров. 20 июля выходим из Невы и входим в Финский залив. Впереди Кронштадт, осталось всего 25 километров. И вдруг на траверзе Нового Петергофа – Лисий Нос поднялся сильнейший встречный ветер. Идём фордевинд, крутые волны перекатываются через шлюпку. Мокрые, но счастливые в начале восьмого подходим к Кронштадту. На пристани встречающая комиссия и родные. Гремит медь оркестра, последний гребок, и мы выходим на пристань, Васильев отдаёт рапорт товарищу Колпакову».
В заключение скажем, что в следующем году жены командиров Балтийского флота, под командованием инструктора физической подготовки КБФ А. Озолина, совершили свой беспримерный шлюпочный переход Кронштадт – Севастополь. К сожалению, и этот поход, как и многие другие славные дела кронштадтцев, забыт, а латыш Александр Озолин пал жертвой репрессий и был расстрелян в том же 1937 году.
Борис Бриль
Написать комментарий: