Михаил Осипович Бритнев Служение родному городу
В памяти потомков имя Михаила Осиповича Бритнева связывается, прежде всего, с созданием первого в мире судна ледокольного типа. Современники же, мало входя в детали конструкции его пароходиков, были благодарны судостроителю за возможность установления регулярного сообщения между Кронштадтом и Ораниенбаумом, по праву считая именно это самой главной его заслугой. Впрочем, как и во все времена, находились недовольные, обвинявшие предприимчивого судостроителя в корысти. Между тем деятельность М. О. Бритнева отнюдь не замыкалась только на его личных коммерческих интересах. Главными и определяющими для него всегда оставались любовь к морскому портовому делу и родному городу. Михаил Осипович был человеком европейской культуры, получившим весьма приличное для выходца из купеческого сословия образование, некоторое время жившим в Англии и хорошо знавшим отличия российской действительности от жизни и быта европейцев. Он понимал, насколько важны новые прогрессивные технологии для успешной деятельности коммерческого порта, а для городского хозяйства – грамотное управление и самоуправление. Его общественная деятельность была обширна и многопланова. Однако, за минувший век оказались почти забыты его труды, связанные с созданием Андреевского Приходского Попечительства, председателем которого Михаил Осипович был в 70-х годах XIX века, его близкое знакомство с о. Иоанном Сергиевым (Св. Прав. о. Иоанном Кронштадтским), его благотворительная и просветительская деятельность. Рассказ о Михаиле Осиповиче Бритневе призван напомнить кронштадтцам об их славном соотечественнике, чей пример честного и бескорыстного служения на благо родного города и Отечества достоин их благодарной памяти.
Почти двести лет служения Кронштадту
Семья купцов Бритневых, одна из старейших купеческих семей города, обосновалась в Кронштадте еще в 1736 году. Ее представители играли заметную роль в городской жизни. Так, например, Галактион Бритнев с 1808 по 1815 годы занимал должность городского головы, а одной из статей его коммерческой деятельности была «поставка материалов, необходимых для освещения улиц». Ещё одно упоминание о Бритневых связано с устройством в Кронштадте частного театра. В 1841 году Морское Ведомство выдало разрешение на его постройку в доме купца Г. Бритнева. Театр был устроен во дворе дома в первом квартале Купеческой части города по Посадской улице и поначалу доставлял немало беспокойства жителям расположенных рядом домов. Когда же в 1847 году начались масштабные работы по строительству в Кронштадте казённого Пароходного завода (Морской завод), подряд на работы по забивке свай получил Данила Бритнев. В 1860-1870 годы гласными кронштадтской Городской Думы были Александр Гаврилович и Гавриил Александрович Бритневы – оба известные в городе купцы и благотворители. Первый из них был старостой Троицкой церкви на кронштадтском православном кладбище, а прежде того много содействовал её строительству. В 60-х – 70-х годах А. Г. Бритнев был попечителем одного из санитарных участков, на которые был разбит город. В 1866 году ему, как члену комитета общественного здравия, была объявлена благодарность военного губернатора города за осуществление мер по борьбе с эпидемией холеры. Наконец, в 1876 году, в то время, когда вопрос о возможности участия женщин в общественной жизни с осторожностью и оговорками только начинал обсуждаться в российском обществе, Кронштадтская Городская Дума внесла в списки гласных 2-го разряда купеческую вдову Евдокию Дмитриевну Бритневу, ставшую, таким образом, непосредственной участницей управления городскими делами.
Семье Бритневых в Кронштадте принадлежали несколько домов. До 1917 года сдача в наём квартир и комнат в собственных домах была одной из статей доходов многих купеческих (и не только) семей. Бритневы не были исключением. Они владели несколькими участками на кронштадтском форштадте – загородной части города, где было разрешено строительство только деревянных домов. Один из участков в 1808 году выкупил купец Гавриил Фёдоров, сын Бритнев. В 1810 году купчая на два соседних участка была выдана купцу 3-й гильдии Галактиону Фёдорову сыну Бритневу, а в августе 1844 года, после нового размежевания, ему было Высочайше «предоставлено право вечного и потомственного владения» этой землёй и строениями на ней. С одной стороны участки примыкали к немецкому кладбищу, с другой – соседствовали с дачей адмирала Грейга. Участок же Гавриила Фёдоровича перешёл к его наследникам в 1846 году.
В 60-х годах XIX века домом в первом квартале Купеческой части города владел Александр Гаврилович Бритнев. Ему же принадлежало пустопорожнее место, выкупленное в 1874 году Городской Думой для постройки Реального Училища. Один из домов на главной Господской улице, находившийся против Андреевского собора и полицейской части, неоднократно упомянут в «Кронштадтском вестнике» 60-х – 70-х годов как принадлежащий сначала Бритневу, а затем Бритневой. Там же можно найти упоминания о «доме А. Бритнева на углу Нарвской (теперь ул. Мартынова – прим. авт.) и Комендантской улиц» (ныне не существует). В 1872 году газета сообщала о продаже «выходящего на три улицы» дома против Владимирской церкви, также принадлежащего Бритневым. В доме на углу Посадской и Нарвской улиц, который считается домом М. О. Бритнева, в 1879 году располагалась контора Павла Мерк, осуществлявшая аукционную торговлю товарами с затонувших судов. Наконец, достоверно известно, что домом № 5 на Андреевской улице, где теперь располагается Кронштадтский Морской Музей, владел сын Михаила Осиповича Бритнева, коммерции советник Александр Михайлович Бритнев. Подтверждением тому служит и вензель на балконной решётке дома с буквами «АМБ». После смерти Александра Михайловича дом наследовала его вдова Ольга Гавриловна. Кроме того, многочисленные представители фамилии Бритневых жили и в Санкт-Петербурге, и в Царском Селе.
Начало пути. Судостроительный и механический завод Бритнева
Михаил Осипович Бритнев родился в Кронштадте в 1822 году в доме на углу улиц Нарвской и Посадской (ныне Посадская, 51). Поступив сначала в 4-х-классное уездное, а затем в коммерческое училище Санкт-Петербурга, он получил весьма приличное по тем временам образование, окончив курс в 1839 году со званием личного почётного гражданина. Начиная с 1840 года, Михаил Осипович занялся предпринимательской деятельностью в Кронштадте и Ораниенбауме, а затем жил в Англии, изучая там кораблестроительную архитектуру.
Вернувшись в родной Кронштадт, М. О. Бритнев занялся обустройством собственных судостроительных мастерских. Они были построены к 1858 году на углу Нарвской и Александровской улиц (ныне
ул. Мартынова и Зосимова), там, где теперь строится малоэтажный квартал «Амазонка». Ещё через десять лет мастерские превратились в судостроительный, литейный и механический завод. Поскольку территория завода находилась вдалеке от береговой черты, построенные суда для спуска на воду ставились на специальные тележки и перевозились до Рыбных рядов к берегу Купеческой гавани. Там их подхватывали плавучие краны и опускали на воду.
Одними из первых казённых заказов, выполненных заводом Бритнева, стали построенные ещё в 1867 году пароход «Минер» и подводная часть броненосного судна для изучения воздействия подводных мин. Результаты этих опытов оказались вполне успешными, поэтому в первое время своего существования завод часто выполнял заказы Морского ведомства – строил минные килекторы, занимался капитальным исправлением пароходов «Миноносец», «Инженер», а также ремонтом судов, находящихся в Кронштадте.
О том, как проходила закладка судов на новом частном заводе, не раз рассказывал «Кронштадтский вестник». Так, в апреле 1871 года в торжественной обстановке были заложены две железные баржи с кранами. Заказ был сделан гальваническо-минным отделением технического комитета Морского Министерства, поэтому на церемонии присутствовали военный губернатор Кронштадта генерал-адъютант вице-адмирал С. С. Лесовский, начальник штаба контр-адмирал П. Я. Шкот, капитан над портом и начальник штурманского училища генерал-майор К. Я. Зверев, а также многочисленное кронштадтское купечество. «Перед закладкою был поднят при звуках хора портовых музыкантов купеческий флаг на корме вновь строящейся баржи и затем отслужен молебен Св. Георгию Победоносцу с водосвятием…» – писала газета. Слесарная мастерская завода была обращена в столовую залу и декорирована флагами. «Здесь посреди находился портрет Государя Императора, и столы были убраны цветами». За роскошным завтраком были предложены тосты за здравие Императорской семьи, за Управляющего Морским Министерством, военного губернатора и владельца завода, а также за развитие коммерческого флота и российской промышленности.
Вообще же с 1870 по 1879 годы для Морского Ведомства на заводе М. О. Бритнева было построено 12 больших железных барж, одна из которых предназначалась для Владивостокского порта, паровой баркас, машины для паровой хлебопекарни и пять стальных миноносок: «Снегирь», «Сова», «Сокол», «Соловей» и «Сом».
Для Министерства путей сообщения в 1874 и 1876 годах на заводе были построены два пожарных парохода и один пожарный водоотливной ледокол, оказавший в 1878 году, как писал «Кронштадтский вестник», «такую огромную услугу во время пожара на Нижегородской ярмарке». Заказы, связанные с ремонтом своих судов, делало заводу М. О. Бритнева и Министерство финансов.
К 1879 году судостроительный завод состоял из четырех крытых сараев и различных мастерских, среди которых были гальванопластическая и машинная. Помимо этого, там находились паровой молот, литейная, где отливались детали весом более 300 пудов, а также до 10 различных станков, в том числе и такие, которые производили расточку деталей диаметром до 20-ти футов. Самое большое судно, водоизмещением до 1200 тонн, собиралось на заводе в течение 2-х месяцев. При выполнении крупных работ на предприятии задействовали до 300 мастеровых, исключая валовых и чернорабочих. В первые двадцать лет существования судостроительного завода было спущено на воду 60 пароходов и барж, 40 частных паровых кранов. Пароходы, построенные на заводе Бритнева, еще долгое время плавали не только на Балтике, но и на Ладожском озере, по Волге и Каме, на реках Енисей, Лена и озере Байкал.
В последние же годы жизни М. О. Бритнева казённых заказов на заводе не было. «…Из казённых заказов г-н Бритнев строил последним в 1878 году несколько миноносок из стали, отпущенной из казны. В кронштадтском порте им построены несколько барж и маленький паровой барказ «Мальчик», находящийся в распоряжении штаба кронштадтского порта» – писал в 1889 году «Кронштадтский вестник».
Для своих собственных нужд Михаилом Осиповичем были построены два пассажирских парохода, – «Бой» и «Буй». «Буй» был самым мощным среди бритневских пароходов и стал последним судном, 69-м по счёту, построенным на заводе при его жизни.
Остаётся только добавить, что завод М. О. Бритнева выполнял заказы, связанные не только со строительством судов, но и с нуждами города. Так, например, 3-го декабря 1872 года был торжественно освящён и открыт Екатерининский мост (ныне Советский), все металлические конструкции и разводной механизм которого были выполнены на заводе, принадлежащем Михаилу Осиповичу.
Арина МЕЛЬНИКОВА
(Продолжение следует)
Написать комментарий: