«Под знаменем и флагом»
(История одной воинской части)
15 ноября 2014 года исполняется двадцать лет со дня расформирования в Кронштадте 114 школы мичманов и прапорщиков ВМФ (войсковой части 95134). В последний раз в тот день командир части, в прошлом командир подводной лодки Л. А. Старовойтов построил выпускников и постоянный состав школы на плацу, в последний раз они прошли торжественным маршем мимо трибуны.
Прапорщики и мичманы
В начале семидесятых годов прошлого столетия возникла острая нехватка в Вооруженных силах СССР помощников командиров взводов и групп. Нужны были подготовленные специалисты, посвятившие свою жизнь военной службе, ближе всех стоящие к солдату и матросу. Они должны были обучать, направлять, пестовать и контролировать служебную деятельность личного состава срочной службы. Только в Военно-Морском флоте в то время насчитывалось более 400 000 человек военнослужащих. Министр обороны страны Маршал Советского Союза А. А. Гречко обратился в Президиум Верховного Совета СССР с ходатайством о создании в Вооружённых силах института помощников командиров первичного звена. Эту идею поддержали главнокомандующие всех родов войск и в первую очередь Главком ВМФ адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков. Возник вопрос о звании. Обратились к истории создания Вооружённых сил России. Из глубины седых веков пришло в армию название «прапор» – стяг, знамя. Людей, которые охраняли знамя и вели за собой полки, называли прапорщиками. Они существовали в русских дружинах ещё задолго до преобразований Петра Великого. Официально прапорщики были введены в войска в 1649 году. Это было унтер-офицерское звание. С 1712 до 1917 года прапорщик был первым офицерским чином Русской армии. Мичманское звание было введено с созданием Военно-Морского флота
Петром I в 1716 году. Слово «мичман» английского происхождения miashman – средний корабельный чин.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 ноября 1971 года во всех видах Вооружённых сил Советского Союза с 1 января 1972 года был введён институт мичманов и прапорщиков. Тогда же были созданы школы для их подготовки. Согласно Положению о школах, курсантами принимались солдаты и матросы, сержанты и старшины, прошедшие действительную военную службу, и изъявившие желание связать дальнейшую жизнь со службой в Вооружённых силах Родины. Обучение было определено на полгода, выпуск мичманов и прапорщиков производился два раза в год.
В короткий срок в Кронштадте силами 115-го Военно-строительного отряда в левом крыле здания по улице Флотской, дом № 6 (в двух подъездах) был произведён ремонт. В январе 1972 года представитель 46 УНР майор В. А. Усик вручил первому начальнику школы символический «золотой ключ».
Более 15 000 выпускников
Первый выпуск Кронштадтской школы был произведён в мае 1972 года. Ритуал производства был тщательно отработан и сохранялся до последнего дня существования учебного подразделения. На выпуск приглашалось командование ЛенВМБ и Кронштадтского гарнизона, руководители городской администрации, районного комитета КПСС, родные и близкие выпускников.
В торжественной обстановке новоиспечённым мичманам и прапорщикам вручались погоны с двумя маленькими звёздочками, расположенными вдоль чёрного поля, обрамлённого белым кантом, и морские кортики. По окончании производства и митинга личный состав школы во главе с командиром торжественным маршем под звуки оркестра проходил мимо трибуны, на которой стояли гости и красовался транспарант: «Счастливого плавания, товарищи выпускники!». Всего за 22 года существования школы на все флоты, флотилии и в части Военно-Морского флота страны было выпущено более 15 000 мичманов и прапорщиков.
Морской порядок
За эти десятилетия в школе сложился сплочённый творческий и профессионально подготовленный коллектив, воспитанный на лучших традициях Советского Военно-Морского флота. Первый командир части кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» П. А. Костромкин был человеком, до глубины души любившим морскую службу, и это чувство он воспитывал у подчинённых. Он обладал тонким флотским юмором и высокой требовательностью к личному составу. Как рассказал ветеран четвертого учебного отряда подполковник В. Н. Прудников, который принимал активное участие в приёме первых курсантов школы, однажды, когда Василий Николаевич дежурил по отряду, пришёл сигнал об усилении ветра. Обойдя все подразделения, он зашёл в 114 ШМИП. Начальник школы, выслушав сообщение, вызвал дежурного и без тени улыбки на лице приказал: «Объявлена штормовая готовность. Оборудование части крепить по штормовому. Да, и не забудьте завести дополнительные швартовые концы…». Изначально в школе соблюдался морской порядок и чистота. Постоянный и переменный состав отличались культурой и опрятностью, дисциплиной и умением молодцевато, с достоинством, носить военно-морскую форму.
Следует отметить, что школа постоянно находилась в центре внимания командования Военно-морской базы. На выпусках неизменно присутствовали адмирал Владимир Александрович Самойлов, вице-адмирал Анатолий Григорьевич Стеблянко или другие высшие офицеры штаба ЛенВМБ. Большую помощь в организации учебного процесса оказали офицеры отдела подготовки и комплектования базы контр-адмирал Энгельс Яковлевич Краснов, капитаны 1 ранга Анатолий Петрович Андреев и Сергей Трофимович Моргунов.
В 1985 году сложилась тяжёлая обстановка с жильём для постоянного состава. Около десяти лет часть не получала ни одного квадратного метра жилой площади. Начальник школы С. Е. Власюк лично обратился к командиру Ленинградской Военно-морской базы с ходатайством о включении в состав гарнизонной жилищной комиссии представителя в/ч 95134. Эта просьба была удовлетворена. В результате к 1990 году жилищная проблема разрешилась. Даже холостяки получили жильё. Кроме того, кто пожелал, – офицеры и мичманы, стали владельцами участков земли для дачного строительства на 68 километре Ломоносовского района, а также участков для огородничества в Кронштадте.
Поименно назвать
За долгие годы труда и творческих усилий истинных патриотов флота и умелых командиров в учебном заведении была создана система подготовки первичного командного звена для флотов и частей ВМФ. Первыми наставниками и воспитателями были капитаны 2 ранга С. А. Лялин, М. С. Вяземский, Г. М. Дараган, А. Н. Повторыдядько, старший мичман В. И. Рыбаков, мичман Р. А. Свидерский и другие неравнодушные к этому нужному делу люди. В части сложились свои традиции и были созданы необходимые условия для обучения и воспитания переменного состава. Были оборудованы учебные классы, спортивный и актовые залы, радиоузел, в ротных помещениях Ленинские комнаты стали действительно местом отдыха курсантов. В них были свежие газеты и журналы, настольные игры, телевизоры, а живописные аквариумы способствовали снятию стрессов. Всё это было заслугой, прежде всего офицеров и мичманов части: капитанов 3 ранга Г. К. Богачёва, Н. В. Табаченко, А. А. Белогрудова, А. И. Кашубы; майоров Е. И. Петрова, И. Р . Драгомирова, А. П. Иглицина. Большой вклад в дело подготовки и воспитания курсантов школы внесли капитан 1 ранга И. Н. Макаркин, капитаны 2 ранга А. И. Дудин, С. Н. Силаев, Г. Г. Мирошниченко, А. Г. Михайлюк, А. А. Савиных, Ю. И. Нидзиев, подполковник Н. Н. Крылов, капитаны 3 ранга С. Л. Балалыкин, И. В. Канаев, А. А. Миронов, В. В. Целиков, старшие мичманы М. В. Нечипорук, В. М. Шинков. Добрыми словами хочется вспомнить наших замечательных военнослужащих женщин: Т. И. Шинкову, Л. Г Московенко, Л. С. Булычеву, Т. М. Пучкаеву, Л. А. Родину. Одно их присутствие заставляло курсантов, мичманов и офицеров части воздерживаться от грубости и сквернословия, соблюдать тактичность в поведении быть аккуратными и предупредительными.
Многих выпускников мы ставили в пример будущим мичманам и прапорщикам, но одно имя повторялось чаще других – это имя Александра Жаркова. Прапорщик А. В. Жарков погиб, спасая подчинённых во время пожара на Дальнем Востоке. Отважный воин был награждён орденом «Красной звезды» (посмертно). В актовом зале школы был оформлен стенд, повествующий о его подвиге. Таким же орденом был награждён выпускник школы мичман А. В. Аргачев, участник боевых действий в Афганистане 1983-1985 годов. Всех достойных офицеров, мичманов и курсантов, проходивших службу в 114 ШМИП, невозможно перечислить в одной публикации, для этого понадобилась бы не одна газетная полоса. Много хороших дел связано с именем начальника школы И. В. Иванова. В прошлом командир подводной лодки, кавалер ордена «Красная звезда», он вложил силу, энергию, труд и природную хозяйственную смекалку в обустройство быта подчинённых, а также в организацию службы и учебного процесса. Его усилиями был создан благоприятный климат в части, оборудована комната отдыха – «кают-компания» для постоянного состава части. Здесь отмечались памятные даты, устраивались торжественные чаепития. В 1990 году, благодаря его умелому руководству, школа стала одним из лучших подразделений ЛенВМБ.
Ряд наших товарищей были представлены к награждению правительственными наградами: медалью «За отличие в воинской службе» I степени был награждён капитан 3 ранга Ф. Н. Бацун, II степени этой награды были удостоены старшие мичманы В. М. Новиков, Н. Г. Савчук, мичманы И. В. Леонов, М. М. Мезун, В. Г. Фигуров. Нет сомнения, что 114 школе повезло, ею командовали люди, которые по-настоящему любили море, флотскую службу, знали и хранили морские традиции русского флота. Сегодня мы вспоминаем поименно командиров – начальников войсковой части 95134: капитана 2 ранга Павла Алексеевича Костромкина, капитана 1 ранга Николая Михайловича Симонова, капитана 1 ранга Степана Еремеевича Власюка, капитана 1 ранга Ивана Владимировича Иванова, капитана 1 ранга Леонида Алексеевича Старовойтова.
Младшие командиры нужны
Создание в 1972 году школ мичманов и прапорщиков в Вооружённых силах нашей Родины было мудрым решением Правительства. Школы принесли большую пользу делу укрепления обороны страны. Их закрытие и последующее уничтожение института прапорщиков и мичманов принесло непоправимый вред. Это решение лишило армию и флот подготовленных, опытных и проверенных временем, а также тщательным отбором мандатными комиссиями командиров первичного звена, ближе всех стоящего к солдату и матросу. Сегодня, когда Вооруженные силы переходят на контрактную службу, они остро нужны.
Прапорщики и мичманы готовили и наставляли новобранцев на практике, прививали им любовь к нелёгкому ратному труду, обучали владению оружием и боевой техникой. Не подготовленный и не обученный на практике солдат и матрос не способен вести современный бой. Эти навыки могут воспитать только младшие командиры, имеющие практический опыт службы на кораблях и в частях. Поэтому я уверен, что прапорщики, мичманы и школы их подготовки будут непременно востребованы в современных Вооружённых силах, возродятся и встанут у знамени.
Виктор Ушаков,
ветеран
Вооружённых сил СССР