Туман над могилой Одина не скрыл тайны «Магдебурга»…

копияIMG_7116За отличное выполнение поручения по снятию людей с «Магдебурга» начальнику Водолазной партии и командиру «Африки» капитану 1-го ранга Максу Константиновичу фон Шульцу была выражена личная благодарность командующего действующим флотом Балтийского моря адмирала Н. О. фон Эссена

Каменистая равнина, спускающаяся к морю уступами осадочных пород. Только в начале лета оживляется она зацветающими земляникой и шиповником. Сосны, верески, мхи и камни, изъеденные ярким жёлтым лишайником… Крик потревоженных чаек над камнями, над волнами, над поднимающимся ввысь старым маяком. Кажется, так было всегда – тысячи лет кричали здесь чайки, волны бились о берег, создавая причудливый глинт, тысячи лет назад ослепительной раскалённой звездой вспорол эти камни метеорит и люди верили, что здесь похоронен сам Один – верховный бог викингов.
Это Осмуссаари, легендарный Оденсхольм – один из островов Моонзундского архипелага – остров, чьё имя известно каждому, кто любит и знает историю Российского флота. Именно здесь, у его каменистых берегов, сто лет назад произошли события, ставшие трагедией для германского флота, а для русских моряков – первым успехом в Великой войне, который по праву разделили и водолазы Балтийского флота.

(Продолжение. Начало
в «КВ» № 38 от 25.09.2014)

Работы Водолазной партии у острова Оденсхольм

Почти сразу после того, как над германским крейсером «Магдебург» был поднят Российский флаг, было решено попытаться снять крейсер с мели и, если всё сложится удачно, восстановить и ввести его в состав Балтийского флота.
Состояние корабля и незатронутых взрывом частей и механизмов вполне позволяло на это надеяться. Необходимо было выгрузить остававшиеся на нём уголь, провизию и боезапас, частично демонтировать вооружение и оборудование, а также заделать все наружные отверстия, пробоины и кингстоны. Должен был продолжиться и поиск утопленных вещей. Эти задачи, включая ежедневную доставку на борт «Магдебурга» нескольких десятков человек, были поставлены перед Водолазной партией Кронштадтской Водолазной школы и её учебным судном «Африка». Кроме того, к работам было привлечено портовое судно «Силач», а также несколько буксирных пароходов и барж.
В полдень 20-го августа 1914 года «Африка» стала на якорь у северной оконечности острова Оденсхольм. Главной задачей Водолазной партии в этот день был поиск лоций. Однако почти сразу после спуска водолазного бота стало ясно, что проводить работы невозможно из-за сильного волнения. Впоследствии это обстоятельство в числе других факторов сыграло роковую роль в судьбе «Магдебурга». Командиру «Африки» пришлось уводить судно в Балтийский порт. Поиски продолжились на другой день. Так началась многодневная и трудная работа Водолазной партии у крейсера «Магдебург». «Африка» и «Силач» курсировали между Балтийским портом и островом Оденсхольм, перевозя людей, обеспечивая водолазные спуски и выгрузку с немецкого крейсера «вещей и припасов».

«Русские на войне своих не бросают…»

Ранним утром 24-го августа, «Африка» и «Силач» были уже у Оденсхольма. Спустили водолазные боты и отправили 80 человек на «Магдебург». В полдень с «Силача», стоявшего у самого борта немецкого крейсера, сообщили, что на его винт намотало стальной перлинь (канат), и просили водолазов о помощи. Всего через полчаса, когда работы по освобождению «Силача» ещё только начались, с Оденсхольмского маяка по семафору пришло сообщение: «Вижу… крейсер типа «Бремен», расстояние 17 миль». Почти сразу же водолазный бот, работавший у борта «Магдебурга», был отозван и возвратился на «Африку». Однако прервать очистку винта на «Силаче» означало бросить беспомощное судно, и водолазы продолжали работать. Между тем германский корабль скрылся, но спустя два часа с маяка передали новое сообщение: «Показался дым, курс…, расстояние 20 миль». Но «Силач» всё ещё оставался в плену у стального троса. Прошли ещё сорок минут, и с маяка передали вновь: «Идут три неприятельских крейсера и 11 миноносцев – передать на все суда». Казалось, ждать уже нельзя, нужно немедленно уходить, но бросить «Силач» с застопоренным стальным канатом винтом было невозможно. После ещё десяти минут напряжённой работы винт был, наконец, очищен, «Силач» свободен, и один из водолазных ботов возвратился на «Африку». В это время был принят новый семафор: «Уходите скорей, неприятель идёт с большими силами, и передайте на все суда». Спустя минуты подняли второй водолазный бот, и согласно радиограмме командующего флотом, «Африка» полным ходом ушла в Ревель.

На мели

Спустя четыре дня, уже затемно возвращаясь привычным курсом от Оденсхольма в Балтийский порт, «Африка» села на мель. Седьмой год для этого судна, бывшего за свою долгую жизнь и роскошным пароходом, и военным крейсером, одной из главных задач было обеспечение водолазных спусков при снятии с мели других судов. Теперь же «Африка» сама была на мели. Опыт подобного рода работ не помог – сняться своими силами тяжело нагруженный корабль не сумел. Несмотря на темноту, к нему тотчас подошли портовое судно «Могучий» и пароход «Карин», участвовавшие в работах на «Магдебурге». Их усилия оказались безуспешными, и утром было решено начать выгрузку угля, балласта, боезапаса, якорных цепей и других тяжёлых вещей. Для этого к «Африке» подошли баржи, а стащить её с мели пытались уже четыре парохода: «Силач», «Могучий», «Карин» и «Либава», впрочем, тоже безуспешно. Почти пять дней буксирные пароходы (присоединились ещё «Тосмар», «Геркулес» и «Пётр Великий»), сменяя друг друга, поодиночке и вместе, пытались сдвинуть корабль. Лопались стальные тросы, наматывались на винты, время шло, а «Африка» оставалась на мели.
К 30-му августа было перегружено на баржи более 1100 пудов снарядов, 6000 пудов угля, 2000 пудов балласта и столько же пудов разных тяжёлых вещей. На следующий день команда разгрузила ещё 2000 пудов угля. И только 1-го сентября ледоколу «Царь Михаил Фёдорович» (теперь это судно-музей «Суур Тылл» (бывш. «Волынец») стоит в Таллинне) совместно с буксирным пароходом «Геркулес» удалось стащить «Африку» с мели. Когда корабль сошёл на воду, команде было приказано выстроиться на палубе во фронт, и командир лично поблагодарил матросов «за быструю и хорошую работу». Осмотр подводной части судна показал, что «Африка» не только не получила пробоин, но даже вмятины на корпусе отсутствовали. Несколько дней ушло на погрузку угля и боезапаса, и уже 5-го сентября Водолазная партия была вновь у Оденсхольма, продолжив работы у борта «Магдебурга».

Взрыв на «Магдебурге»

Погода не позволяла работать ежедневно, и нужно было спешить. Чтобы отделить повреждённую носовую часть «Магдебурга», было принято решение её взорвать. Водолазам необходимо было выбрать место для накладывания пироксилиновых патронов. Однако 13-го сентября, когда всё было подготовлено, разразился пятибалльный шторм. Работать в таких условиях было невозможно, и «Африке» пришлось вернуться в Балтийский порт.
Только через два дня, рано утром, несмотря на усиливающееся волнение и продолжавший свежеть ветер, в носовой части германского крейсера был произведён взрыв. Через полчаса остававшаяся на «Магдебурге» команда попросила по семафору прислать им с «Африки» патроны, капсюли, водолазные рубахи, и если имеется, лишний хлеб, консервы, чай и свечи. Однако волнение было настолько велико, что буксир «Карин», попытавшийся пристать к борту «Африки», сломал себе фок-мачту и руль. Только перейдя на подветренную сторону острова, буксир смог передать всё требуемое, и «Африка» возвратилась в Балтийский порт.

Спасение бедствующей команды

Следующие два дня на Балтике бушевал шторм. После полудня 17-го сентября командиру «Африки» поступило сообщение с поста на Оденсхольме. Командир команды, находившейся на «Магдебурге», просил помощи: «Крейсер отодвинут, перлинь оборван, корма затоплена, крен на левую сторону, нахожусь в опасности…». Это были последствия свирепого шторма, пришедшего от NW. Ветер всё ещё не стих, и амплитуда качки у Оденсхольма по кренометру достигала 24 градусов. Но «Африка» сразу же полным ходом вышла на помощь.
Путь занял чуть более четырёх часов, ещё десять минут – и водолазный бот по ветру и волне направился к «Магдебургу». Так были спасены 13 человек бедствующей команды. Уже в темноте подняли якорь, который оказался опутанным стальным тросом. Пришлось очистить его, и только тогда «Африка» вернулась в Балтийский порт, где на следующий день команда, снятая с «Магдебурга», была отправлена на пароход «Либава».

Бесславный конец «Магдебурга»

Шторм сильно осложнил работы по подготовке к снятию немецкого крейсера с мели. В те дни, когда позволяла погода, у борта «Магдебурга» спускались по нескольку десятков человек. Помимо устранения последствий шторма и подготовки судна к подъёму, водолазы продолжали поиск утопленных вещей. Находили прицелы, пулемёты, множество мелких предметов, нашли даже отливные шланги, потерянные ранее «Силачом». 2-го октября всё найденное водолазами «Африки» на «Магдебурге», было по описи сдано на пароход «Либава».
25-го сентября ледокол «Царь Михаил Фёдорович» при участии «Силача» и «Либавы», наконец, попытался стащить «Магдебург» с мели. Но попытка не увенчалась успехом. На следующий день занялись выгрузкой орудий «Магдебурга» на берег. Однако и это не помогло. Между тем оставалось всё меньше дней, пригодных для работ. Приближалось время осенних штормов…
11-го октября «Африка» последний раз вернулась к «Магдебургу», чтобы забрать 50 человек своей команды, находившихся в числе работающих на немецком крейсере. А спустя неделю Водолазная партия вернулась в Кронштадт. «Африка» встала на текущий ремонт в Николаевский док Средней гавани. Последняя же возможность снять «Магдебург» с мели была упущена, когда в конце октября на мель сел линкор «Андрей Первозванный». Тогда все силы были брошены на его освобождение. Однако Водолазная партия не участвовала в этих работах. В ноябре 1914 года, вопреки сложившемуся в предыдущие годы порядку, она осталась на зимовку в Гельсингфорсе, а её учебное судно встало на якорь у крепости Свеаборг. Начались взрывные работы по расширению и расчистке Лонгернского пролива, имевшие целью углубление фарватера и не прекращавшиеся ни зимой, ни весь следующий год, ставший для Водолазной партии исключительно напряжённым.
А «Магдебург» так и остался стоять на рифе вблизи Оденсхольма. Осенними и весенними штормами он был совершенно разбит и почти полностью затонул. Вопроса о его подъёме больше не возникало. Остаётся только добавить, что, несмотря на неуспех операции в целом, труд и усилия водолазов были оценены командованием. За отличное выполнение возложенного на него поручения начальнику Водолазной партии и командиру «Африки» капитану 1-го ранга Максу Константиновичу фон Шульцу была выражена личная благодарность командующего Действующим флотом Балтийского моря адмирала Н. О. фон Эссена.

Арина МЕЛЬНИКОВА

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: