Капитаны Атлантической эскадры
Они вели корабли в штормы через океан, они обеспечили успех экспедиции и триумф русского флота, они вписали еще одну славную страницу в его историю, о них восторженно писали американские газеты, как об отважных моряках, галантных кавалерах и джентльменах. Командиры кораблей Атлантической эскадры, молодые капитаны, чьи мундиры украшали боевые ордена. Сегодня рассказ о них.
(Начало в № 29, 31, 32, 34, 36, 38, 40, 43, 46, 48, 49, 50)
Павел Зеленой – командир клипера «Алмаз»
Павел Алексеевич Зеленой прожил долгую, весьма интересную и насыщенную событиями жизнь. О нём писали два великих классика русской литературы – И. А. Гончаров и А. И. Куприн. Первый представил читателям совсем юного мичмана, участника кругосветного плавания на фрегате «Паллада». Второй – оставил лишь небольшое упоминание о нём, относящееся к бытности П. А. Зеленого Одесским градоначальником.
В романе И. А. Гончарова «Путешествие фрегата «Паллада» мичман Зеленой – одна из самых колоритных фигур, один из самых упоминаемых персонажей. Более того, автор относился к нему с большой симпатией, изобразив весёлого, добродушного и никогда неунывающего молодого человека. Он всегда что-то напевал. Офицеры фрегата любили его за легкий и отходчивый нрав, а его вечная болтовня, большей частью живая и забавная, служила одним из источников развлечения для всей кают-компании. Но при этом Гончаров не раз отмечает, что мичман Зеленой – лихой моряк, страстно преданный любимому делу и проявлявший замечательное бесстрашие и находчивость в трудные для фрегата минуты.
И если служба на фрегате «Паллада» – самое начало карьеры Павла Алексеевича, то должность Одесского градоначальника – это её завершение. Современники-мемуаристы писали, как будто, о совсем другом человеке, обладающем необузданным нравом и крайне вспыльчивым характером, об «известном ругателе и преследователе». Тринадцать лет (1885-1898) он якобы держал в страхе всю Одессу, о его возмутительных выходках ходило множество слухов. «Но, несмотря на то, что он на приёмах и часто на улицах города ругался площадными словами и отправлял в кутузку без особого разбора и правых, и виноватых, его все любили, и когда он ушёл со своего поста, это вызвало всеобщее сожаление». Объяснялось это тем, что П. А. Зеленой, как чиновник, был безупречно порядочным человеком, преследовал взяточников, справедливо, «по-отечески» разрешал запутанные дела, не любя доводить их до суда. Именно к этому времени относится упоминание о П. А Зеленом в рассказе А. И. Куприна «Об Анатолии Дурове». Известному клоуну и дрессировщику, репризы которого часто имели выраженный политический подтекст, стоило очень многих трудов получить разрешение на гастроли в Одессе. Одесский градоначальник встретил его очень сдержанно и недружелюбно. И на первом же представлении Дуров вывел на сцену дрессированного осла, который был окрашен в зеленый цвет. Конечно же, эта гастроль оказалась для Дурова первой и последней в Одессе…
Павел Алексеевич Зеленой родился 5 января 1833 года в селе Казанском Торопецкого уезда Псковской губернии в дворянской семье. Он был третьим сыном в семье капитан-лейтенанта в отставке Алексея Николаевича Зеленого и стал достойным продолжателем династии морских офицеров. Он окончил Морской кадетский корпус в 1851 году. Осенью следующего 1852 года мичман Зеленой был назначен одним из офицеров фрегата «Паллада» под командованием капитан-лейтенанта И. С. Унковского. Фрегат направлялся из Кронштадта в Японию с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина. Последнему, по-видимому так понравился толковый и надёжный офицер, что в 1855 году уже лейтенант Зеленой был переведён на фрегат «Диана», под командованием С. С. Лесовского заменивший «Палладу» при выполнении миссии в Японии, тот самый, что впоследствии был разбит цунами в бухте Симода.
Следующие четыре года – с 1856 по 1860 – Павел Алексеевич Зеленой служил старшим офицером на фрегате «Аскольд». В это время фрегат совершил кругосветное плавание. Фрегатом командовал флигель-адъютант И. С. Унковский, который и выбрал своим помощником Павла Алексеевича Зеленого. (Участником этого плавания, впрочем, как и плавания на фрегате «Паллада» был ставший впоследствии такелажмейстером Кронштадтского порта и начальником портовых водолазов В. И. Шебалин).
С 1860 по 1865 годы капитан-лейтенант Павел Алексеевич Зеленой командовал клипером «Алмаз», на котором в составе Атлантической эскадры совершил переход в Североамериканские Штаты, а затем – на Тихий океан. Это плавание стало третьим кругосветным плаванием в его карьере.
В 1868-1870 годах Павел Алексеевич Зеленой командовал корветом «Витязь», затем в 1870 году – фрегатом «Светлана», после чего в течение семи лет служил в Российском обществе пароходства и торговли, плавая на коммерческих судах. Во время русско-турецкой войны 1876-1878 годов Павел Алексеевич возвратился в строй: командуя отрядом минных заградителей, он руководил перевозкой русских войск из портов Мраморного моря в Россию. В 1882 году ему был присвоен чин контр-адмирала. Тогда же Павел Алексеевич Зеленой вернулся на административную службу и был назначен Таганрогским градоначальником. С 1885 года он исполнял ту же должность в Одессе. В 1891 году Павел Алексеевич стал генерал-лейтенантом по Адмиралтейству. С 1898 года он – почётный опекун Опекунского Совета учреждений Императрицы Марии.
Павел Алексеевич Зеленой был награждён многими российскими и иностранными орденами. Особенно впечатляющ список последних. Среди них, помимо наград европейских стран (Греции, Сербии, Дании, Пруссии, Португалии), были и бухарский, и абиссинский, и персидский ордена.
Павел Алексеевич был женат на Наталье Михайловне Верховской (в первом браке Волженской) (1842–1901). У них было трое детей: сын Александр (1872–1922), контр-адмирал, ставший в 1919-1920 годах начальником морских сил Балтийского моря, и две дочери Екатерина и Ольга.
Павел Алексеевич Зеленой скончался 10 января 1909 года в Одессе и был похоронен на 1-м Христианском (Старом) кладбище. Именем Павла Алексеевича Зеленого назван мыс в Японском море.
Арина МЕЛЬНИКОВА
По материалам сайтов:
academic.ru; rgavmf.ru
Написать комментарий: