Капитаны Атлантической эскадры

Они вели корабли в штормы через океан, они обеспечили успех экспедиции и триумф русского флота, они вписали еще одну славную страницу в его историю, о них восторженно писали американские газеты, как об отважных моряках, галантных кавалерах и джентльменах. Командиры кораблей Атлантической эскадры, молодые капитаны, чьи мундиры украшали боевые ордена. Сегодня рассказ о них.

(Начало в № 29, 31, 32, 34, 36, 38, 40, 43, 46, 48, 49)

Роберт Лунд – командир корвета «Варяг»

Роберт Александрович Лунд родился в 1827 году, учился в Морском Кадетском корпусе и службу свою начал на Балтике. В 1851 году он был произведён в лейтенанты и переведён на Чёрноморский флот. Во время Крымской войны, в 1854-1855 годах, лейтенант Роберт Лунд участвовал в обороне Севастополя, был контужен и награждён орденом Св. Анны 3-й степени с мечами.
В 1855 году Роберт Александрович Лунд был назначен адъютантом командующего русскими войсками в Финляндии. Одной из его обязанностей был сбор сведений о судостроении, верфях, портах Финляндии, изучение особенностей системы рек и озёр Северо-Запада. Итогом этой работы стал ряд публикаций под псевдонимом
«Р. Л.» в журнале «Морской сборник», рассказывающих о строительстве парохода «Суоми», о судоходстве на Ладожском и Онежском озерах, реках Неве и Свири, о портах Ботнического залива.
В 1860 году Роберт Александрович Лунд был произведён в чин капитан-лейтенанта и назначен командиром винтового корвета «Варяг». В 1862-1867 годах корвет находился в постоянных плаваниях: сначала в Средиземном море, затем в составе эскадры адмирала С. С. Лесовского, потом на Тихом океане.
В экспедиции к берегам Америки «Варягу» пришлось особенно тяжело по сравнению с другими её участниками: на пути в Североамериканские Штаты корабль пережил страшный шторм, затем ещё два по пути на Бермудские острова, когда он шёл на выручку итальянского корабля «Re Galantuomo».
После пережитого, вопреки ожиданиям, почти уверенности, что корвет, наконец, вернётся в родной Кронштадт, «Варяг» был послан из Нью-Йорка на Тихий океан. Под командованием Роберта Лунда он стал первым русским военным судном, прошедшим через весь Магелланов пролив. Пребывание на Тихом океане, затянувшееся на три года, имело конкретную задачу – содействовать прокладке трансокеанского кабеля для соединения Североамериканских Штатов с Европой посредством телеграфной линией через Сибирь.
Находясь в плавании, в 1866 году Роберт Александрович Лунд был произведён в капитаны 2-го ранга. К этому же времени относится и публикация в «Морском сборнике» его очерка «Три шторма, выдержанные корветом «Варяг» (1864). Только в 1867 году корабль возвратился в Кронштадт, обогнув мыс Доброй Надежды и, таким образом, завершив своё кругосветное плавание.

В 1871 году Роберт Александрович был произведён в чин капитана 1-го ранга. Среди его наград были ордена Св. Анны 2-й степени с мечами и Св. Владимира 4-й степени с бантом.
Скончался Роберт Александрович Лунд 1 декабря 1875 года и похоронен на Митрофаньевском кладбище Санкт-Петербурга.

Оскар Карлович Кремер – командир корвета «Витязь»

копияКРЕМЕР_О.КОскару Карловичу Кремеру удалось побывать капитаном четырёх из шести кораблей, входивших в состав Атлантической эскадры.
На корвете «Варяг» он ходил к Новой Земле
и к берегам Исландии, на фрегате «Светлана»
обогнул мыс Доброй Надежды, побывал в Китае.
Берегов Северной Америки достиг на корвете «Витязь». После возвращения из Америки, в 1866 году был назначен командиром фрегата «Ослябя», а ещё через год – командиром фрегата «Александр Невский»

Оскар Карлович Кремер родился 19 мая 1829 года. Он происходил из дворян Тавастгустской губернии Великого Княжества Финляндского, воспитывался в Александровском и Морском Кадетских корпусах, в 1844 году выпущен в гардемарины, в 1846 – вступил в службу мичманом. До 1853 года он служил на Балтике, а затем был переведён на Чёрноморский флот.
За участие на фрегате «Месемврия» во взятии занятого турками укрепления Св. Николая на Кавказском берегу Оскар Карлович Кремер был удостоен именного Высочайшего благоволения. С сентября 1854 года по май 1855 года он участвовал в обороне Севастополя. Будучи комендантом Волынского редута, был ранен в ноги осколками бомбы. Также при взрыве порохового погреба был «контужен в грудь и спину».
За отвагу при тушении пожара, вспыхнувшего в пороховом погребе, лейтенант Кремер был награждён орденом Св. Георгия 4-й степени. Кроме этой награды, за участие в обороне Севастополя он был удостоен орденов Св. Владимира 4-й степени с бантом и Св. Анны 3-й степени с бантом. По окончании Крымской войны в 1856 году Оскар Карлович Кремер был назначен командиром парохода «Суоми» (о постройке которого писал в «Морском сборнике» Р. А. Лунд).
В последующие годы Оскар Карлович командовал многими судами. Среди них были четыре из шести кораблей, входивших в состав Атлантической эскадры. Исключение составили фрегат «Пересвет» и клипер «Алмаз». На корвете «Варяг» Оскар Карлович Кремер ходил к Новой Земле и к берегам Исландии, на фрегате «Светлана» обогнул мыс Доброй Надежды, в 1860 году находился в составе миссии посланника генерал-майора Н. П. Игнатьева в Китае. В составе Атлантической эскадры адмирала С. С. Лесовского капитан-лейтенант Оскар Кремер командовал корветом «Витязь». Уже после возвращения из Америки, в 1865 году корвет побывал в Средиземном море. На следующий год Оскар Карлович был назначен командиром фрегата «Ослябя», ходившего в Эгейское море, а ещё через год – командиром фрегата «Александр Невский».
Летом 1868 года, возвращаясь из Средиземного моря в Кронштадт, фрегат, на борту которого находился будущий Генерал-Адмирал Великий князь Алексей Александрович (сын правящего Императора Александра II), ночью, в штормовую погоду, потерпел крушение у берегов Ютландии. Спасти корабль не удалось, погибли несколько матросов и два мичмана: Александр Зарин и барон Эмиль Икскюль фон Гильденбрандт (в честь этих героически погибших молодых людей впоследствии были названы две спасательные лодки, средства на постройку которых собрали кронштадтцы). Оскар Карлович Кремер был признан виновным в потере фрегата. Однако суд отметил слаженные и чёткие действия команды и офицеров, позволившие избежать ещё больших жертв. Вероятно, поэтому произошедшая катастрофа мало сказалась на карьере Оскара Карловича: в 1872-1873 годах он командовал фрегатом «Светлана», совершив плавание в Китай и Японию, а в 1875 году был произведён в чин контр-адмирала.
Назначенный ещё в 1866 году флигель-адъютантом, Оскар Карлович Кремер и в дальнейшем занимал ответственные военные, административные, общественные и государственные посты. В 1886 году он стал генерал-адъютантом и был произведён в вице-адмиралы. Будучи флаг-капитаном Его Величества, Кремер входил в Свиту Государя, работал в Морском Министерстве. Длительное время, с 1888 по 1896 годы, Оскар Кремер возглавлял Главный морской штаб, неоднократно исполнял должность Управляющего Морским министерством, в 1896 году стал членом Государственного совета, а с 1898 по 1903 годы – председателем Главного управления Российского общества Красного креста. В 1893 году он сопровождал наследника-цесаревича Николая Александровича во время путешествия в Англию и обратно. Оскар Карлович руководил комитетами по оказанию помощи пострадавшим от землетрясений в Шемахе и Андижане (1902 год, территория современных Азербайджана и Узбекистана). В июне 1901 года инициировал подготовку закона о пенсиях сёстрам милосердия.

Свою службу на административных должностях Оскар Карлович Кремер совмещал с плаваниями: в 1879 году командовал отрядом кораблей у берегов Греции, в 1883-1885 годах был флаг-капитаном Его Величества, командуя императорскими яхтами «Держава» и «Александрия», а в 1896 году – практической эскадрой Чёрного моря.

За долгую службу Оскар Карлович Кремер был награждён многими орденами и медалями, в том числе орденом Св. Анны 2-й степени с мечами и императорской короной (1866).
Мнение историков об этом человеке противоречивы. Авторы Военной энциклопедии, изданной в 1911-1915 годах И. Д. Сытиным (военно-морской отдел редактировал младший брат командира Кронштадтской Водолазной школы М. К. фон Шульца – Густав Константинович фон Шульц), отмечали, что при участии Оскара Карловича Кремера, как главы Главного морского штаба, «было положено начало тому оскуднению в личном составе нашего флота, которое так гибельно отразилось на результатах русско-японской войны. Бездушное применение неудачного «закона о цензе» было одной из причин такого печального положения дел».
Оскар Карлович Кремер умер в 1910 году в своем имении Пекалла-Вильпула в Финляндии, похоронен он в Хельсинки. Его именем в 1889 году офицерами шхуны «Бакан» назван остров у северо-восточного берега губы Грибовая (Новая Земля).

Арина МЕЛЬНИКОВА

(Продолжение следует)
По материалам сайтов:
academic.ru; rgavmf.ru

 

Написать комментарий:


1 комментарий

Автор: Наталья | 19.11.2016 в 13:29

спасибо за интересную тему! может вы знаете о Румянцеве, что был на корвете «Варяг»? напишите пожалуйста.

 
Поиск

Имя:

Эл.почта: