Капитаны Атлантической эскадры

Они вели корабли в штормы через океан, они обеспечили успех экспедиции и триумф русского флота, они вписали еще одну славную страницу в его историю, о них восторженно писали американские газеты, как об отважных моряках, галантных кавалерах и джентльменах. Командиры кораблей Атлантической эскадры, молодые капитаны, чьи мундиры украшали боевые ордена. Сегодня рассказ о них.

(Начало в № 48)

копияcap BoutakoffИмя Ивана Бутакова трижды отмечено
на географической карте Японского моря – это мыс, скала и камни

Иван Бутаков – командир фрегата «Ослябя»

Иван Иванович Бутаков родился в 1822 году и происходил из славной морской династии дворян Бутаковых. По примеру своего отца и старших братьев он поступил в Морской кадетский корпус, который окончил в конце 1839 года, был произведён в чин мичмана и назначен на Чёрноморский флот. Следующие несколько лет его служба проходила на судах, крейсировавших вдоль Кавказских берегов, а в 1842-1843 годах он совершил плавание в Средиземное море.
В 1852 году лейтенант Бутаков был назначен старшим офицером фрегата «Паллада», став участником знаменитого плавания. Однако, по прибытии корабля в Сингапур, Иван Бутаков с донесением от вице-адмирала Е. В. Путятина вернулся в Россию.
Следующим его назначением стала должность старшего офицера фрегата «Диана», отправившегося в 1853 году под командованием капитан-лейтенанта С. С. Лесовского из Кронштадта на Дальний Восток. События этого плавания легли в основу одного из рассказов К. М. Станюковича, где речь идёт о попытке бунта на корабле, предотвращённого решительностью и находчивостью старшего офицера «Дианы».
В 1854 году Иван Иванович Бутаков был произведён в чин капитан-лейтенанта и назначен командиром фрегата «Паллада», который в начале 1855 года был им затоплен по приказу контр-адмирала В. С. Завойко в связи с возможностью захвата фрегата неприятельскими кораблями.

Во время Крымской войны капитан-лейтенант Бутаков командовал гребной флотилией из двенадцати судов в устье Амура, за что был награждён орденом Св. Анны 2-й степени. После окончания военных действий, командуя 10-пушечным транспортом «Двина», Иван Иванович вернулся в Кронштадт, обогнув мыс Горн и завершив, таким образом, своё кругосветное плавание.
В течение двух последующих лет капитан 2-го ранга Иван Иванович Бутаков находился в командировке в Бордо, наблюдая за строительством парусно-винтового фрегата «Светлана», которым затем командовал в Средиземном море.
В 1862 году Иван Бутаков был произведён в чин капитана 1-го ранга и «за беспорочную выслугу в офицерских чинах 18-ти шестимесячных морских кампаний» был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом. В тот же год состоялось его назначение командиром фрегата «Ослябя», уже почти два года находящегося в плавании в Средиземном море – плавании очень тяжёлом из-за жары, болезней и матросских волнений. Под командованием Ивана Бутакова «Ослябя» совершил переход в Нью-Йорк, где присоединился к Атлантической эскадре адмирала Лесовского. После возвращения фрегата в Кронштадт, Иван Бутаков был назначен начальником южного фланга обороны Кронштадта, а в 1865 году – командиром винтового фрегата «Генерал-адмирал». На следующий год фрегат совершил переход в Средиземное море, где под руководством Ивана Бутакова был организован вывоз греческих беженцев с острова Крит. Ещё через год он был назначен командующим отрядом судов в Средиземном море, подняв флаг на корвете «Память Меркурия», а осенью того же года – произведён в чин контр-адмирала. Корвет «Память Меркурия» и шхуна «Бомбари», также входившая в состав Средиземноморского отряда, продолжали перевозку беженцев с острова Крит на материковую Грецию, и заслуги Ивана Ивановича Бутакова в организации этой экспедиции были отмечены двумя греческим орденами.

Дальнейшая служба Бутакова, более десяти лет, продолжалась на Средиземном море: он занимался боевой подготовкой кораблей, выполнял различные поручения русских послов и консулов, принимал участие в церемонии открытия Суэцкого канала (на клипере «Яхонт» в ноябре 1869 года), командовал различными эскадрами. В конце 1876 года при возникновении угрозы начала русско-турецкой войны Иван Иванович Бутаков был назначен командующим отдельной эскадрой судов, предназначенной для крейсерских действий в Атлантическом океане. После её расформирования и возвращения в Кронштадт контр-адмирал Бутаков стал помощником начальника морской и береговой обороны крепости.
Ещё в 1872 году Иван Бутаков был зачислен в Свиту Его Императорского Величества. В 1879 году заслуженного адмирала назначили эскадр-майором Его Императорского Величества и в этой должности он сопровождал государя на пароходе «Эриклик» в Средиземном и на яхте «Штандарт» в Балтийском морях. В 1880 году Император назначил Ивана Ивановича Бутакова своим генерал-адъютантом. Однако в том же году Бутаков скоропостижно скончался и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.
За свою службу Отечеству Иван Иванович Бутаков был награждён многими русскими и иностранными орденами. Его имя трижды отмечено на географической карте Японского моря – это мыс, скала и камни.

Николай Копытов – командир фрегата «Пересвет»

копияКопытов_Николай_ВасильевичВ начале 70-х годов Николай Копылов был отправлен в качестве военно-морского агента в Великобританию. По возвращении в Россию, в 1876 году, был назначен на должность капитана Кронштадтского порта

Начало его флотской биографии очень похоже на биографии других капитанов Атлантической эскадры – его сверстников. Николай Васильевич Копытов родился 5 июля 1833 года. В 1843 году был отдан в морскую роту Александровского кадетского корпуса, на следующий год переведён в Морской кадетский корпус, который окончил в 1852 году, был произведён в мичманы и оставлен для дальнейшего обучения в Офицерском классе. Годы учёбы в нём совпали с Крымской войной. Мичман Копытов участвовал в обороне Кронштадта: крейсировал в Финском заливе на шхуне «Александра» (1853), на линейных кораблях «Императрица Александра» и «Константин» (1854-1855) находился на Малом Кронштадтском рейде для защиты города от нападений англо-французского флота.
В 1855 году, по окончании Офицерского класса, он был произведён в чин лейтенанта, а в следующем году назначен на винтовой корвет «Новик», ушедший из Кронштадта на Дальний Восток. С этого времени служба Николая Копытова проходила на Тихом океане на эскадре капитана 1-го ранга И. Ф. Лихачёва. В 1860 году состоялось производство в чин капитан-лейтенанта, ещё через два года Николай Васильевич был удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени. В 1861-1862 годах Копылов – командир корвета «Гридень». В марте 1863 года он внезапно подал в отставку, но спустя четыре месяца возвратился на службу и сразу же получил под своё командование фрегат «Пересвет», уходящий в Североамериканские Штаты в составе эскадры адмирала С. С. Лесовского. Им Николай Васильевич командовал до 1867 года, совершив не только переход к берегам Америки, но и кампанию на Средиземном море.
Дальнейшая его служба проходила на Балтийском флоте: в 1867-1869 годах Копылов командовал броненосной батареей «Первенец», в 1871-1872 годах – броненосным фрегатом «Адмирал Спиридов». В 1866 году капитан-лейтенант Николай Васильевич Копытов получил чин капитана 2-го ранга, ещё через пять лет, в 1871 – чин капитана 1-го ранга.
В начале 70-х годов Николай Копылов был отправлен в качестве военно-морского агента в Великобританию. После возвращения в Россию, в 1876 году, он был назначен на должность капитана Кронштадтского порта.

В марте 1882 года Николай Васильевич Копытов был произведён в чин контр-адмирала и одновременно назначен командующим отрядом судов в Тихом океане. Через два года он вновь возвратился в Кронштадт и, будучи младшим флагманом Балтийского моря, в 1885-1887 годах командовал эскадрой. В январе 1888 года Николай Васильевич Копытов был произведён в чин вице-адмирала, став старшим флагманом Балтийского моря.
1 января 1891 года Копылов был назначен на должность главного командира флота и портов Чёрного и Каспийского морей и военного губернатора города Николаева. Он прослужил в этой должности семь лет, а в 1898 году стал членом Адмиралтейств-совета и генерал-адъютантом.
За свою долгую военную и административную службу Николай Васильевич Копытов был награждён многими высокими наградами: российскими и иностранными орденами. Его статьи неоднократно публиковались в журнале «Морской сборник», причём темы публикаций были весьма разнообразны, указывая на самый широкий круг интересов: штурманское дело и артиллерия, борьба за живучесть судов, лоцманское дело, военно-морская история и даже юриспруденция.
Николай Васильевич Копытов скончался 9 февраля 1901 года. Похоронен на Смоленском православном кладбище (рядом с могилой установлен кенотаф, посвящённый его брату мичману Александру Васильевичу Копытову, погибшему на линейном корабле «Лефорт»).

Арина МЕЛЬНИКОВА

(Продолжение следует)
По материалам сайтов:
academic.ru; rgavmf.ru

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: