Командир Атлантической эскадры адмирал С. С. Лесовский

В конце 2012-го года в редакцию «Кронштадтского вестника», электронную версию которого, оказывается, читают даже за океаном, обратились сотрудники «Русского общества» города Филадельфия (США) с просьбой помочь в создании выставки, посвященной 150-летию визита эскадры русского флота в Североамериканские Штаты в 1863-1864 годах. В экспозицию выставки планируется включить материалы, опубликованные в «Кронштадтском Вестнике» в 1863-1864 годах, в том числе репортажи собственного корреспондента «КВ». Открытие выставки состоялось в сентябре 2013-го года. Сегодня мы продолжаем цикл материалов, рассказывающих о походе эскадры русского флота к берегам Америки.

копияАДМИРАЛ_ЛЕСОВСКИЙПодошёл к концу рассказ о смелом трансатлантическом переходе русской эскадры к берегам Америки, переходе, о котором вся Европа узнала только тогда, когда русские корабли бросили якоря на рейде Нью-Йорка, о переходе, во многом решившем исход противостояния европейских держав по польскому вопросу. Это был триумф России и в международной политике, и на море. Конечно, не только эта экспедиция повлияла на распад коалиции западных держав, но, как писал полвека спустя «Морской сборник», «она сыграла в нем значительную роль и доказала ту пользу государству, которую военный флот в состоянии принести, не вступая даже в активные действия с неприятелем». «Это даже не мыслилось во времена Петра I и Екатерины II – славные времена русского флота, — писал «Морской сборник» в 1913-м году, — это не могло быть исполнено в победоносную пору Отечественной войны 1812 года, – это свершилось…».

копияIMG_9289Возвращение в Кронштадт

20 июля 1864 года корабли Атлантической эскадры: флагманский фрегат «Ослябя», фрегат «Пересвет» и корвет «Витязь» благополучно возвратились в Кронштадт. Прошёл год с тех пор как «Пересвет» и «Витязь» покинули родную гавань. «Ослябя» же вернулся после почти трехлетнего отсутствия. Конечно, не было предела радости – радости чувствовать под ногами родную землю, видеть «бесприветные стены Кронштадта», обнять близких, встретиться с друзьями и предаться всем тем удовольствиям, которые невозможны в плавании. Через неделю после прибытия эскадры Кронштадт посетил Император Александр II. Он произвёл смотр всем судам, участвовавшим в экспедиции, остался доволен и в тот же день назначил контр-адмирала С. С. Лесовского в свою свиту, а всех офицеров наградил очередными орденами.
Так закончился поход Атлантической эскадры русского военного флота к берегам Америки. Но рассказ о ней еще не окончен. Успех любого дела определяют люди, в нём участвующие. Было бы несправедливо не рассказать о тех, на ком лежала ответственность за исход предпринятой экспедиции – о командующем эскадрой и капитанах её кораблей. И, конечно же, о том человеке, чьими глазами увидели все события визита – и официальные, и торжественные, и курьёзные – читатели «Кронштадтского Вестника» 150 лет назад и сейчас.
С. С. Лесовский. Начало карьеры Степан Степанович Лесовский родился в 1817 году во Франции, в городе Ретеле, где служил его отец, полковник Степан Иванович Лесовский, командир Кинбурнского драгунского полка, входившего в состав русской оккупационной армии. Он происходил из московской дворянской семьи и был дальним потомком Петра Павловича Шафирова, известного дипломата Петровского времени.
Первоначальное образование будущий адмирал получил дома, однако уже в 13-летнем возрасте был определён в Морской кадетский корпус. Учился он успешно, и в 1833 году был произведён в гардемарины, а в 1835-м – в мичманы. В связи с отличным окончанием корпуса мичман Лесовский был оставлен на три года для дальнейшего обучения в офицерском классе при Кадетском корпусе, который и окончил с отличием в 1839 году. Тогда же он был произведён в лейтенанты и переведён на Черноморский флот. За 14 лет, проведённых здесь, его служба проходила на самых разных судах: пароходе «Лиман» (1839), линейном корабле «Императрица Мария» (1839), бриге «Меркурий» (1839), фрегате «Тенедос» (1839-1840), транспорте «Березань» (1841), корвете «Андромаха (1842-1843), фрегатах «Кагул» (1845-1846) и «Коварна» (1848), линейных кораблях «Уриил» (1849) и «Париж» (1850), на пароходах «Громоносец» и «Владимир» (1851).
В декабре 1849 года С. С. Лесовский был произведён в капитан-лейтенанты, а в 1851 году состоялось его назначение командиром 12-пушечного брига «Язон». В том же году бриг ушел в годичное плавание по Средиземному и Адриатическому морям, по возвращении из которого С. С. Лесовскому было доверено командование 60-пушечным фрегатом «Кулевчи» (1852-1853).

Гибель фрегата «Диана»

Накануне начала Крымской войны, в августе 1853 года, капитан-лейтенант С.С. Лесовский был переведён в Санкт-Петербург и назначен командиром фрегата «Диана», готовившегося к плаванию на Дальний Восток, где он должен был заменить знаменитый фрегат «Паллада». Старшим офицером «Дианы» был Иван Иванович Бутаков – в 1863 году командир фрегата «Ослябя» в составе Атлантической эскадры. И уже на Дальнем Востоке с «Паллады» на «Диану» был переведен лейтенант Павел Алексеевич Зеленой, впоследствии командир клипера «Алмаз».
4 октября (здесь и далее старый стиль) 1853 года фрегат «Диана» покинул Кронштадтский рейд. Вряд ли тогда кто-либо мог предположить, чем закончится это плавание. Однако его начало стало блестящей репетицией похода Атлантической эскадры летом 1863 года. Тогда, так же как и 10 лет спустя, фрегату была поставлена задача выйти в Атлантический океан, минуя враждебные порты Англии и Франции. Это вполне удалось: зайдя в Рио-де-Жанейро, обогнув мыс Горн, посетив Вальпараисо и Гавайи, 11 июля 1854 года фрегат бросил якорь в бухте Де-Кастри (залив на западном берегу Татарского пролива, у бассейна реки Амур), соединившись с отрядом вице-адмирала Е. В. Путятина. Поступив в распоряжение дипломатической миссии, фрегат «Диана» отправился в Японию, где посетил Хакодате и Осаку, а 22 ноября прибыл на рейд города Симода. То, что произошло с фрегатом в бухте Симоды, достойно отдельного, захватывающего, но печального, рассказа. «…При ясном небе и маловетрии, на якорях… фрегат был приведен в крайне гибельное положение» – причиной тому стало землетрясение и последовавшее за ним цунами. Это случилось утром 11 декабря 1854 года. На город обрушились несколько громадных волн, «смывших следы существования Симоды». «…Море накрыло всё селение, несколько минут виднелись только крыши кумирен. Последовавший за этим отлив наполнил бухту частями домов, джонок, целыми крышами, домашней утварью, человеческими трупами и спасавшимися на обломках людьми; всё это неслось из города в мутном потоке с неимоверной быстротой».
Так описаны события того рокового утра в отчёте вице-адмирала Е. В. Путятина, приведённого в книге Л. Конкевича «Летопись крушений и других бедственных случаев военных судов русского флота», опубликованной в Санкт-Петербурге в 1874 году. В бухте Симоды между берегом и островами образовался огромный водоворот, который захватил фрегат, державшийся на двух якорях, и вращал его со скоростью 42 полных оборота за 30 минут. При этом фрегат то прижимало к скалистому берегу, то к островам. В это время несколько джонок разбились о борт фрегата, люди, бывшие в них, были спасены нашими моряками. Корабль сильно кренился, и опрокинутым на нём орудием убило одного из матросов, трое были ранены. У судна оторвало руль и большую часть старнпоста (кормовая часть судна, её основа). В трюме стремительно прибывала вода, выкачивая её, работали все помпы. Когда удары стихии прекратились, было решено отвести корабль для ремонта в закрытую от ветров бухту Хеда в 15-ти милях от Симоды. Однако переход этот не удался. Через несколько дней, прошедших в беспрерывной борьбе за живучесть, корабль налетевшим шквалом был выброшен на камни всего в нескольких милях от бухты Хеда. Команде удалось спастись, однако фрегат был опрокинут и разбит, так что на следующий день, не было видно даже его следов.

«Хеда» – первый японский военный корабль

В вещах вице-адмирала Е. В. Путятина, спасённых с разбившегося корабля, нашёлся журнал «Морской сборник» за 1849 год с чертежами шхуны «Опыт». По ним было решено построить новое судно. Постройкой руководили прапорщик корпуса флотских штурманов Карандашев и мичман Колокольцов. Общее же руководство строительством осуществлял капитан-лейтенант С. С. Лесовский. Через два с половиной месяца, в течение которых русским морякам пришлось научить японцев гнать смолу, прясть пеньку, делать тросы, шить паруса и выполнять другие подобные работы, шхуна, названная «Хедой», была готова. Часть команды фрегата «Диана» под командованием Е. В. Путятина на вновь построенном корабле успешно перешла в Николаевск-на-Амуре. Другая часть экипажа во главе с С. С. Лесовским на зафрахтованном купеческом судне была отправлена в Петропавловск, который к этому времени оказался уже оставлен русскими командами (шла Крымская война, и на Тихом океане нам противостояла англо-французская эскадра). Возвратившись в Николаевск-на-Амуре, С. С Лесовский своей распорядительностью много содействовал перебазированию военно-морской базы из Петропавловска в устье Амура. В конце ноября 1855 года за отличие по службе капитан-лейтенант С. С. Лесовский был произведен в капитаны 2-го ранга, а менее чем через год – в капитаны 1-го ранга. Тогда же он был назначен командиром сводного экипажа, составленного из команд фрегатов «Паллада», «Диана», «Аврора» и командиром береговых батарей.

Между тем 52 пушки и навигационные приборы фрегата «Диана», а также шхуна «Хеда» были переданы Японии. «Хеда» стала первым японским военным кораблём европейского типа. По её образцу японцы, оказавшиеся хорошими учениками, построили еще три шхуны. Им потребовалось менее пятидесяти лет для того, чтобы построить мощный броненосный флот, разбивший своих учителей в Цусимском сражении.

Возвращение
в Кронштадт

В начале 1857 года С. С. Лесовский вернулся через Сибирь в Санкт-Петербург и был уволен для службы на коммерческих судах. Целью этого назначения была организация образовывавшегося тогда Русского общества пароходства и торговли. Однако уже через полтора года по личному распоряжению Генерал-адмирала Константина Николаевича капитан 1-го ранга С. С. Лесовский был назначен капитаном Кронштадтского порта.

Командировка
в Америку

В начале 1862 года Степан Степанович был командирован в Североамериканские Штаты как военно-морской атташе для выяснения качеств броненосных судов типа «Монитор». Результатом этой поездки стали заказ и строительство морским ведомством около десятка таких судов для Балтийского флота.

Не только командир, но и дипломат

20 мая 1863 года С. С. Лесовский был назначен капитаном Санкт-Петербургского порта, где в то время строились мониторы и первые броненосные суда. Летом того же года Морским Министерством было принято решение о формировании Атлантической эскадры. Возглавить её было предложено И. С. Унковскому, имевшему большой опыт кругосветных плаваний, а в то время Ярославскому губернатору. После его отказа выбор пал на С. С. Лесовского. За две недели до ухода эскадры из Кронштадта Степан Степанович за отличие был произведён в контр-адмиралы, а затем назначен младшим флагманом Балтийского флота.
Визит эскадры С. С. Лесовского в Североамериканские Штаты прошёл блестяще. В этом была его заслуга, и не только как моряка и командира, но и как тонкого дипломата. «Я… не умею передать ни той изящной любезности, ни того чистосердечия, которыми, несмотря на официальный почти характер, отличается вся переписка адмирала в Америке» – писал «Г.», собственный корреспондент «Кронштадтского Вестника». Рассказывая об адмирале, ему вторили американские репортёры: «Мы были удивлены необыкновенною способностью адмирала выражаться совершенно правильно и легко на английском, французском, испанском и немецком языках…». Да, он мог быть и любезным, и настойчивым, и внимательным собеседником и жёстким командиром…

Скорбная миссия

После успешно проведённой экспедиции по возвращении в Россию С. С. Лесовский удостоился Высочайшего одобрения: он был зачислен в свиту Государя и назначен начальником отряда кораблей в Средиземном море, находившегося в распоряжении Императрицы. Весной 1865 года ему, как командиру эскадры, выпала печальная миссия – флагманский фрегат «Александр Невский», доставил в Россию тело наследника цесаревича Николая Александровича (старшего сына Императора Александра II), внезапно скончавшегося в Ницце. Тогда Кронштадт и его жители первыми встретили скорбную процессию, город погрузился в траур, сопереживая царской семье.

Прием американской делегации в России

Весной 1866 года С. С. Лесовский был назначен помощником главного командира Кронштадтского порта. Вскоре, летом того же года, с ответным визитом в Кронштадт и Санкт-Петербург прибыли корабли Североамериканского флота: монитор «Миантономо» и пароход «Августа». Американскую делегацию возглавлял чрезвычайный посланник Североамериканских штатов, помощник Государственного секретаря по морскому министерству, член Вашингтонского кабинета Густав Фокс. В связи с этим С. С. Лесовский, которого американские моряки помнили благодаря недавнему визиту, был назначен ответственным за приём и сопровождение американского посланника и его свиты. В его обязанности входила организация торжественных мероприятий, связанных с приёмом американских гостей. Они не только удостоились аудиенции Александра II в его Петергофском дворце, но много путешествовали по стране – были в Москве, Нижнем Новгороде, Твери, Костроме и других городах (тогда собственным корреспондентом «Кронштадтского Вестника», освещавшим все подробности визита был Н. А. Рыкачев – главный редактор газеты). С. С. Лесовскому удалось сделать так, что визит прошел в самой тёплой и гостеприимной обстановке, ничем не уступавшей радушию, оказанному нашей эскадре в Североамериканских Штатах.

На посту командира Кронштадтского порта и военного губернатора

Осенью 1866 года С. С. Лесовский был назначен исполняющим должность главного командира Кронштадтского порта и военного губернатора города. Он пробыл на этом посту почти до конца 1871-го года – пять лет. За это время было сделано многое для устройства порта, улучшения снаряжения судов и быта команд. Много было сделано и для города: начато строительство водопровода, обустроено газовое освещение, построены хлебопекарни и помещения для семейных нижних чинов.
В 1867 году жена адмирала Софья Александровна Лесовская (урожденная Филатьева) учредила в Кронштадте Благотворительное общество, взятое под покровительство Великой княгиней Александрой Иосифовной (с 1911 года – Великой княгиней Ольгой Константиновной) и просуществовавшее в городе до 1917 года. Сам С. С. Лесовский был членом не только Благотворительного общества, учреждённого его супругой, но и других благотворительных организаций, действовавших в нашем городе. Уже после его перехода на службу в Морское Министерство в кронштадтской женской гимназии, основанной также в бытность Степана Степановича кронштадтским губернатором, была учреждена стипендия его имени.

Девятый Морской Министр

В начале 1869 года С. С. Лесовский был пожалован в генерал-адъютанты, весной 1871 года – произведён в чин вице-адмирала, а в ноябре того же года назначен товарищем (помощником) Управляющего Морским Министерством адмирала Н. К. Краббе. В январе 1876 года, после смерти Н. К. Краббе, С. С. Лесовский стал девятым по счету Морским Министром России. Его деятельность на этом посту совпала с последней русско-турецкой войной 1877-1878 годов. Тогда Черноморский флот, ослабленный Парижским договором, завершившим Крымскую войну 1853-1856 годов, не смог активно противостоять броненосному турецкому флоту, что, впрочем, не умоляло мужества русских моряков.
В 1877 году Степан Степанович был назначен почётным членом Николаевской морской академии. Как Управляющий Морским Министерством С. С. Лесовский являлся ближайшим помощником Генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича, деятельность которого современники и историки оценивали по-разному. Адмирал И. А. Шестаков, впоследствии Морской министр, вспоминал: «Лесовский заработался до дряхлости… По привычке к безусловному повиновению он утерял всякую инициативу и был просто исполнителем разнообразных фантазий генерал-адмирала».
Однако так продолжалось недолго. «Честный Лесовский не мог долее оставаться в подобном положении – писал И. А. Шестаков – и просил государя уволить его». Летом 1880 года он по собственному желанию был освобождён от должности Управляющего Морским Министерством и назначен членом Государственного Совета и главным начальником морских сил на Тихом океане.
Отказ от министерской должности свидетельствовал не только о принципиальном несогласии Степана Степановича с позицией Генерал-адмирала и его видением будущего русского флота, но и о том, что С. С. Лесовский не принадлежал к числу ординарных честолюбцев.

Недолгое назначение, возвращение
в Петербург

Вероятно, роль командующего Тихоокеанской эскадрой была уже не по силам 63-летнему адмиралу. По пути флагманского крейсера «Европа» из Владивостока в Японию, во время которого корабль выдержал сильнейший шторм, адмирал был сшиблен волной и сильно повредил ногу. Это обстоятельство заставило его вернуться в Санкт-Петербург в 1881 году, сдав эскадру контр-адмиралу А. Б. Асланбегову. В том же году Степан Степанович за отличие был произведён в адмиралы, в 1882 году – назначен председателем особо учреждённой комиссии при Морском Министерстве по пересмотру морского устава.

Непростой характер

За свою более чем сорокалетнюю службу С. С. Лесовский не раз был отмечен самого разного рода поощрениями, среди которых особая благодарность Государя и его именное монаршее Благоволение, а также денежные премии. Многие русские ордена, включая ордена Св. Владимира 1-й степени и Александра Невского были пожалованы почтенному адмиралу. Кроме того, С. С. Лесовский был награждён орденами Италии, Франции, Пруссии, Австрии, Швеции, Нидерландов, Дании, Греции и Японии.
По свидетельствам современников, в характере Степана Степановича совмещались противоположные черты. Это был, без сомнения, светский человек, получивший хорошее образование, говоривший на нескольких европейских языках, много содействовавший просвещению и благотворительности – человек, имевший, в сущности, незлое сердце. Вице-адмирал В. А. Корнилов ещё в 1853 году, давая характеристики офицерам Черноморского флота, отмечал, помимо познаний и способностей, уживчивый характер С. С. Лесовского. Однако на флоте, где называли его «Дядька Степан», он приобрёл репутацию исключительно жестокого командира. На кораблях, которыми он командовал, матросы изнемогали под тяжестью телесных наказаний и кулачной расправы, как со стороны самого капитана, так и его офицеров. Во время заграничного плавания фрегата «Диана» только находчивость старшего офицера фрегата И. И. Бутакова спасла корабль от бунта. Не раз во время работ с марсов раздавались крики – «За борт его!». А однажды ночью матросы выбежали наверх с целью привести в исполнение свои угрозы. Внезапная команда лейтенанта Бутакова – «К повороту!» и начало парусных учений дали возможность предупредить преступление. Случай этот описан в морских рассказах К. М. Станюковича, впрочем, без упоминания имени корабля и героев этой истории.
Первая супруга С. С. Лесовского Софья Александровна скончалась в Петербурге в 1873 году. Через год 57-летний адмирал женился на Екатерине Владимировне Вестман, которой было всего 23 года. Как и в первом браке, детей у них не было.
Степан Степанович Лесовский скончался 26 февраля 1884 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.

Арина МЕЛЬНИКОВА
(Продолжение следует)
По материалам сайтов:
academic.ru; rgavmf.ru

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: