О Таллинском переходе и новой организации

В дни, памятные для всех, кому небезразлична отечественная история, история Балтийского флота, в августе, моряки и гидрографы собрались в Морской академии им. адмирала
С. О. Макарова. Прошло 72 года с тех пор как наши корабли вышли из Таллина и ушли оборонять Ленинград. 27–29 августа 1941 года состоялся героический и трагический Таллинский прорыв. К этим дням приурочили организационное собрание вновь образованной Автономной некоммерческой организации «Морская военно-историческая экспедиция «Во славу Отечества». АНО МВИЭКС ставит своей целью обследование кораблей на дне моря — выявление неизвестных морских воинских захоронений, установление имён погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти. Поиск затонувших судов Таллинского перехода — приоритетное направление новой организации.

талиннский конвой 082Специалисты, которые сами испытали на себе нешуточное морское ремесло, с особой ответственностью и тактом подходят к памяти погибших. Один из учредителей, доцент Гидрометеорологического университета, гидрограф, капитан второго ранга в отставке Василий Николаевич Проворов, ветеран ВМФ, рассказал о некоторых важных аспектах деятельности, в том числе и предстоящей, АНО МВИЭКС.

Василий Николаевич
ПРОВОРОВ:
— Михаил Фёдорович Худолеев, бывший тогда курсантом училища им. Фрунзе, при прохождении практики на 5 курсе оказался в Таллине на Танкере-12. При переходе танкер был затоплен авиабомбами в районе Гогланда. Михаилу Фёдоровичу сейчас около 95 лет. У него есть публикации по Таллинскому переходу, он также написал пьесу «Таллинский прорыв», которая стала победителем конкурса «Факел памяти – 2010», и его внук планирует продвигать историю деда.
В этом году, выйдя от Русского географического общества на обследование района гибели судов Таллинского перехода, я прежде всего хотел найти этот Танкер-12, с которого спасся курсант Худолеев. Привлекались специалисты от ВСЕГЕИ, уникальная гидроакустическая аппаратура, которая успешно работает на глубинах 60-70 метров. Но в этот раз не позволила штормовая погода. Район гибели чётко описан в книге Р. А. Зубкова. Там даны координаты наблюдений с поста Гогланда. Мало того, этот танкер в 2012 году обследовал капитан Лукошков. Всю информацию передали в штаб ЛенВМБ, однако на картах это судно не появилось, значит, с точки зрения гидрографии они работу выполнили непрофессионально.
Мы, акустики и гидрографы, попытались выполнить работу профессионально. На втором этапе после погружения выполнить верификацию – или водолазными спусками, или подводно-телевизионными методами, чтобы установить, какое судно и в каком состоянии там находится, чтобы экспертный совет мог дать грамотную резолюцию о целесообразности дальнейших действий. Задача с точки зрения увековечения памяти – найти исторические данные о членах экипажей судов, их родственниках, чтобы оповестить их, где покоится какой моряк.
Танкер Худолеева не удалось найти – нам не хватило времени, однако, анализируя сейчас поход, мы понимаем, что нашли по координатам Зубкова, на грунте на глубине 64 метра след от якорь-цепи — как ёлочка. Это след от водолазного судна, стоявшего над затонувшим танкером Мы не дошли 150 метров, это следующий захват локатора. По описанию кормовая часть танкера разворочена бомбой, на палубе сохранились винтовки и ящики от патронов, пушка; нужна хорошая подробная телевизионная запись. Помимо памяти экипажа, есть и другая задача — танкер Худолеева не раскачан, он с с мазутом, и может сейчас представлять серьёзную экологическую угрозу. Не только при хорошем шторме, но и от коррозии металла топливо может выйти наружу.
Насчёт взрыва под водой. Вполне возможно, обнаруженное нами в1984 году судно лежит на фарватере, высота борта 52 метра над грунтом, по характеру записи гидролокатора — похож на минный постановщик. Если это так, то наши танкерные суда с большой загрузкой ходят над судном с минами на боевом взводе. Говорить так пока нельзя, надо срочно обследовать это судно, что мы планировали с 2011 года, но получили оскорбивший моряков отказ от товарища Н. В. Орлова. По словам председателя Морского собрания Санкт-Петербурга, судно лежит на глубине более 22 метров, и обследовать его нецелесообразно. Думаю, найдём грамотных специалистов, которые смогут провести обследование и разрешить проблему. Любые морские спуски требуют финансирования. Но теперь есть АНО МВИЭКС, и будут выделяться средства.
Затонувших судов, как сказал президент, около 300. Первая мировая также имела достаточно затонувших плавсредств и самолётов, и поиски мы планируем поставить на профессиональную основу. Сделаем банк данных по Финскому заливу, по затонувшим судам, который будет под контролем военно-морской базы и будем планомерно обследовать, чтобы увековечить память погибших и решить экологические проблемы, о чем говорил президент после его спуска на «Олег».
Воды Балтики не так велики. И решить эту проблему заинтересованы все страны Балтии. Установлены контакты с Финляндией, с Эстонией, полагаю, что и Германии будет интересно решить эту проблему. Эстонцы выделили нам карты обнаруженных затонувших судов, которые обследовали в период учений страны НАТ АТ О. По этим судам мы получим, скорее всего, более детальные данные, установим имена экипажей. Сейчас нам нечего делить — Германия, Эстония и Финляндия обследовала свои территории, теперь и мы должны обследовать. Подрастающее поколение надо воспитывать не в духе кто – кого, противоборствующие некогда стороны должны, во-первых, объединить усилия, во-вторых, мы должны подготовить специалистов, в-третьих, решить экологические проблемы и увековечить память.
Наша основная задача – привлекать к этим работам курсантов, студентов, для которых возможна непродолжительная практика, — две недели. Пройти эту практику не всей группе, а тем, кому это интересно, и институт может выделить грант на участие в общественной работе. К сожалению, не удаётся использовать специальное гидрографическое судно «Сибиряков», сейчас в гидрографии нет лишнего топлива. У нас в планах возложение венков, поэтому необходимы свои плавсредства, которые будут целенаправленно работать над этой проблемой. Надеемся, что будут названы все имена участников Таллинского перехода, и памятник нашим героям появится.
Много объектов на дне, которые интересны археологам, а сколько сброшено бомб, мин, которые там лежат и могут в любой момент проснуться!

Записала
Мария ИНГЕ-ВЕЧТОМОВА, внучка погибшего
в Таллинском переходе поэта Юрия Инге

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: