«Россiяне не забываютъ своихъ героевъ мучениковъ»

копияi_125К девятой годовщине трагической гибели броненосца береговой обороны «Русалка» императорского флота эти слова начертали на памятнике, что стоит в Ревельском или Таллинском парке Кадриорг. Они по сию пору напоминают нам о чести и доблести, о памяти.

копия556441d7157dtИстория броненосной лодки «Русалка» героическая и трагическая одновременно. Заложенная в 1865 году в рамках программы по усилению морской державы она стала одним из двух башенных кораблей, способных защищать подходы к Санкт-Петербургу. В то время, после Крымской войны, Англия стремилась противодействовать укреплению России, угрожала вводом своего флота в Балтику, да и другие события на мировой политической арене выработали необходимость постоянно быть готовыми к войне.

При строительстве впоследствии названных «Русалкой» и «Чародейкой» кораблей за основу был взят проект боевого корабля английской фирмы «Митчелл и К°», который полностью переработали российские инженеры. Православная церковь, традиционно освящавшая корабли перед спуском на воду, была возмущена языческими названиями и не дала своего благословения новым судам. Через четыре года корабли были готовы к выходу со стапелей петербургского Галерного острова в плавание. Некоторые выявленные недостатки корабля были устранены в течение первых лет – корабли типа «Русалка» явились самыми совершенными кораблями береговой обороны на Балтике с минимальной высотой полностью бронированного надводного борта.
Осенью 1893 года учебно-артиллерийский отряд под командованием контр-адмирала Бурачека после окончания стрельб должен был вернуться из Ревеля в Кронштадт. Кратчайший путь через Гельсингфорс следовало проделать соединенно с канонерской лодкой «Туча» и в проливе Биоркэ ждать остальную группу кораблей. Девятибалльный ветер, туман и падающий барометр показывали, что можно ожидать неприятностей. С 8.30, времени выхода из Ревеля, до 11.40 при прохождении траверза Ревельштейнского плавмаяка погода настолько ухудшилась, что «Русалка» совершенно скрылась из виду. Далее в отчёте морского министерства идут странные сведения о несоблюдении предписания совместного следования, отправка неполученных телеграмм и сообщения о болезни капитана, отсутствие поисков задержавшегося корабля, всё это — халатность и несоблюдение дисциплины, всегда очень дорого стоившие на флоте, и простительна информация только о не справившейся со своей задачей водоотливной системой. У корабля был низкий борт, всего 75 см, откидной фальшборт заменили леерным заграждением, и даже С. О. Макаров не нашёл способа сделать этот корабль непотопляемым.
В 1932 году экспедиция ЭПРОН обнаружила «Русалку», но достоверно сказать об этом смогла только экспедиция Велло Мясса в 2003 году, когда с помощью гидролокатора нашли то, что искали, рассчитав местоположение погибшего судна.
В 2013 году, в сто двадцатую годовщину печального дня, когда не дошёл до Гельсингфорса корабль с экипажем в 170 человек на борту (7 сентября по старому стилю, и 20-го по новому), по инициативе давно мечтавшего найти броненосец эстонского моряка Велло Мясса и ветерана ВМФ Р. А. Зубкова при активном участии И. Г. Алепко, много сил положившего для восстановления памяти о Таллинском переходе, гидрографа, капитана второго ранга, основателя Общества «Во славу Отечества» В. Н. Проворова был организован памятный поход океанографического исследовательского судна «Адмирал Владимирский» к месту гибели «Русалки». При свете прожекторов с вертолётной площадки около полуночи 20 сентября на воду спустили венки.
Столько моряков покоится на дне моря, стольким ещё не поставлены памятники, столькие внуки знают, что их деды не обрели могилы… Благородные действия людей, у которых дела больше, чем слова, достойны благодарности. Это память о героической истории России, о нашем нежелании и неумении сохранить её, но это и напоминание о том, что человеку всё подвластно.

Мария Инге-Вечтомова

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: