«Работать и жить с удовольствием и интересом»

Александр Ткачёв: «Я люблю сам процесс, над одной картиной могу хоть год трудиться»

Часто бывает, что перешагнув некоторый возрастной рубеж, люди теряют интерес к жизни. Кто-то прочно усаживается на скамейку во дворе и ведёт разговоры о том, что «в прошлом всё было лучше, а сегодня всё не так», кто-то сосредоточивается на своих болезнях, а кто-то погружается в мир интернета. И лишь некоторым удаётся сохранить живой взгляд на мир и активно участвовать в этой сложной, но интересной штуке – дне сегодняшнем. Александр Иванович Ткачёв – из таких людей. Мы познакомились в «доковидную эпоху» в Комплексном центре социального обслуживания населения на занятиях английским языком. Александр Иванович заметно выделялся среди нас, довольно бегло общаясь с преподавателем. Потом выяснилось, что он объездил, как говорится, «весь свет». Позже его живописные работы привлекли внимание на выставке группы «ХХL», которая тоже проходила в стенах Центра. А ещё выяснилось, что Ткачёв не просто интересуется историей, но и довольно глубоко копает, судя по его лекции в Центральной библиотеке, посвящённой истории Артиллерийских мастерских в Кронштадте. Так что есть все основания познакомить читателей с этим интересным человеком.

Спуск на воду двухмачтовой бригантины. Конец 1990-х

Первые впечатления

Александр Иванович Ткачёв родился в Гатчине. Отец в 1941 году окончил лётную школу и ушёл на фронт. Мама была радисткой в авиационном полку, участвовала во взятии Кенигсберга, где родители познакомились и поженились. После войны семья вернулась в Гатчину, здесь отец продолжил службу.
– Там я и получал «высшее дворовое» воспитание и образование под руководством старшего брата, – с улыбкой вспоминает Александр Иванович.
А в 1955 году отца перевели в Кронштадт. Ткачёв хоть и был малышом, но тот переезд врезался ему в память.
– Стоял март. Мы ехали на полуторке по ледовой дороге с Лисьего Носа. На льду было уже полметра воды. Запомнились красные вешки, обозначавшие дорогу. Я у мамы на руках – в кабине, отец с братом в кузове. Мама, помню, плакала всю дорогу, причитала: куда же нас везут…
Своё кронштадтское детство Александр Иванович вспоминает как счастливое, хотя и рисковое. Ещё бы – тогда пацаны чего только не находили: в конце 50-х – начале 60-х артефакты войны были главными игрушками.
– Как-то мы нашли гильзы от патронов, а «порох в пороховницах» уже имелся. Начинили им гильзы и… я чуть не спалил лицо – вспышка была нешуточная! Брови и чубчик подпалил. От родителей влетело, конечно.
Он вспоминает свой двор на проспекте Ленина, где была настоящая дворницкая, и дворник Мустафа в 19 часов нёс вахту у ворот – в белом фартуке, как и другие дворники. А вдоль по улице шествовал участковый, который знал всех жителей. Его интересовали домашние дебоширы и прочие нарушители спокойствия. Мустафа о них ему докладывал. Старинные ворота в 21 час запирались, и опоздавшие будили дворника звонком, а за беспокойство полагалась небольшая мзда.

Жизнь идёт своим чередом

Александр окончил школу, был призван в армию – на Северный флот. А через некоторое время парень был отправлен на Байконур.
– В бескозырке и тельняшке прямиком в пустыню Каракум! Там мы запускали спутники-разведчики для ВМФ. В 1971 году я вернулся домой и устроился на КМОЛЗ электромонтажником судовым.
Александр получал в СЗПИ образование по специальности «автоматика и телемеханика» на факультете «Техническая кибернетика» – заочно, как и многие кронштадтцы. За четыре года работы он так хорошо проявил себя, что молодого человека пригласили в Отдел вооружения Ленинградской военно-морской базы.
– С завода я ушёл, но с ним не расстался, поскольку моей обязанностью была организация ремонта на КМОЛЗе ракетно-артиллерийского вооружения кораблей ЛенВМБ и приходящих сюда кораблей других флотов. Я выдавал заказы для завода, согласовывал стоимость ремонта, участвовал в приёмке работ после ремонта. С завода я фактически не выходил, постоянно контактировал с работниками разных цехов.

Уникальные операции

В отделе вооружения занимались также созданием исторических памятников: в 1975 году на «Красной Горке» силами артиллерийского цеха Кронштадтского Морского завода был создан мемориал Артиллеристам-защитникам Ленинградской земли и музей Береговой артиллерии. А в начале 2000-х Ткачёв участвовал в создании мемориала Музея Великой Отечественной войны в Москве на Поклонной горе. Это была уникальная операция по доставке установок весом 320 тонн с форта Красная горка в Москву и монтаж их на Поклонной горе.
– Я руководил этой операцией, в которой были задействованы два ремонтно-восстановительных поезда и специальная платформа, созданная для перевозки космического многоразового корабля «Буран».
Эта работа подтвердила репутацию инженера Ткачёва как отличного специалиста, умеющего решать нестандартные задачи, а ещё и хорошего организатора.

Возвращение на завод

В 1983 году Ткачёва пригласили работать на Морской завод – строителем военных кораблей.
– Мне дали тральщик 254 проекта и поручили переоборудовать в учебный корабль для обучения моряков борьбе за живучесть, то есть при пожаре, затоплении и прочих неприятностях.
После окончания этих работ Ткачёва перевели в группу строителей по вооружению. Затем перспективного работника утвердили на должность заместителя начальника цеха № 31.

Салют «Авроры»

Одним из запомнившихся проектов был ремонт крейсера «Аврора». Реконструкцией занимались на заводе имени Жданова, но артиллерийские установки были сняты и доставлены на КМОЛЗ, в цех № 31. Несколько месяцев Ткачёв работал в Центральном военно-морском архиве и Музее ракетных войск и артиллерии, изучая документы и обеспечивая этот процесс. Александр Иванович вспомнил любопытную историю, как «отстреливали» пушку «Авроры» после ремонта – прямо на набережной.
– Население близлежащих домов предупредили, чтобы были приняты меры безопасности: открыты форточки, дабы стёкла не повылетали. На набережной собрались мамаши с колясками, но когда выстрелила шестидюймовка, их как ветром сдуло.

На партийной работе

В октябре 1985 года Александр Ткачёв был избран заместителем секретаря парткома КМОЛЗ. Общезаводские собрания проводились
в Морском соборе, в народе переименованном в «Максимку» – в честь Максима Горького.
– Представьте себе: в соборе более 1000 коммунистов сидят. Торжественно расположился президиум. Купол был перекрыт подвесным потолком с изображением сцен морских сражений. Перекрытый купол создаёт акустические ямы, так что вместо речи секретаря слышался невнятный бубнёж. Люди начали вставать и уходить, а в то время это было недопустимо. Оказалось, что по тембру мой голос каким-то чудом прорывался к народу. Пришлось мне вести собрание. Вышел я оттуда еле живой от напряжения.

Время перемен

Два года Александр отработал в парткоме. И принял решение – вернуться на завод, в свой цех. В 1993 году, когда развернулась перестройка, Ткачёв с товарищами – Анатолием Коноваловым и Владимиром Рачиным создали «Мираж» – судоремонтное предприятие. Получили землеотвод, построили производственную базу с оборудованием и до 2007 года плотно и хорошо работали. Мотивом было, конечно, желание самостоятельности, тем более что у них был к этому времени серьёзный опыт работы в качестве начальников цехов. Однако удержать производство было непросто, но вспоминать об этом он не любит.

Пенсия – время для творчества

Загадочная бухта

Александр Иванович и на пенсии живёт интересно.
– В детстве я очень любил рисовать. А потом просто было некогда, но страсть эта во мне сидела. Особенно мне понравилось работать маслом – я люблю сам процесс, над одной картиной могу хоть год трудиться.
На пенсии время появилось. Александр Иванович стал одним из самых активных участников созданной при КЦСОН группы самодеятельных художников «ХХL».
В её составе Ткачёв принял участие в семи выставках. А вот с персональной выставкой – проблемы. Свои живописные работы он щедро дарит друзьям и родственникам, так что собрать их в одном месте затруднительно.
Его картины невозможно не узнать – у автора есть свой стиль: это сочетание точности деталей с творческим воображением. Пример тому – работа «Адмирал Ушаков в Керченском сражении». Необычный ракурс помогает увидеть сцену морского боя как бы с реи корабля. При этом достоверность деталей удивительна, недаром Ткачёв изучал все подробности вооружения и амуниции того времени.
В марте 2020 года кронштадтские любители живописи представляли свои работы в фойе Молодёжного театра на Фонтанке. Сейчас Ткачёв с товарищами готовится к большой – около 100 работ – выставке в залах Итальянского дворца.
С женой Надеждой они объехали весь свет: более 15 стран, причём не «галопом по европам» а отправляясь в самостоятельное и подробное путешествие. Ткачёв даже неплохо освоил английский язык, чтобы быть независимыми. Супруги побывали и почти во всех республиках бывшего СССР. Александра Ивановича серьёзно интересует история, он много читает. В его окружении много людей, которые сумели сделать свою жизнь насыщенной и интересной, несмотря на возраст. И это вдохновляет!

Галина Маркина

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: