В гражданской войне каждый воюет за себя
«Контрибуция». Съёмочный процесс.
В центре внимания ассистентов Елизавета БоярскаяИсторический детектив режиссёра Сергея Снежкина «Контрибуция» вышел на экраны страны 17 марта 2016 года. Действие кинокартины происходит в 1918-м. Идёт Гражданская война, и войска Среднесибирского белогвардейского корпуса под командованием генерала Пепеляева занимают Пермь. Однако снимали не в Перми, а в Кронштадте!
А значит: «Контрибуция» – ещё одна яркая страница в кинобиографии нашего города.
Уличные сцены снимали в Кронштадте
Вышедший на экраны в год российского кино фильм «Контрибуция» стал первой картиной, полностью снятой силами возрождающейся после долгих лет упадка киностудией «Ленфильм». Съёмки проходили с января по март 2015 года в историческом пятом павильоне, где были выстроены интерьеры губернаторского дома. Уличные же сцены с массовкой до 300 человек снимали в Пушкине и Кронштадте.
В момент съёмок («КВ» писал об этом в № 5 от 12 февраля 2015 г.) зима выдалась малоснежная. А по сюжету нужен мороз минус тридцать и сугробы. На помощь создателям фильма пришли коммунальные службы Кронштадта – снег на Советскую свозили со всех улиц города. Через сугробы перешагивали лошади и статисты. Основная работа кипела перед входом в Театр Балтийского флота, который художник-постановщик фильма Владимир Южаков превратил в дом пермского губернатора, а герой фильма генерал Анатолий Пепеляев, в свою очередь, в штаб Среднесибирского белогвардейского корпуса…
На экране легко узнаваемы также Советский парк, улица Комсомола и улица Лебедева. Особых пермских примет Кронштадту не прибавили. По большому счёту, создателям картины не очень важно, как называется место. То, что мы видим в кадре: холодный, серый, грязный, истерзанный Гражданской войной провинциальный город, – некий обобщённый образ, а не исторически воссозданная Пермь. Что касается воспроизведения на экране костюмов и обмундирования, то тут создатели картины поработали очень качественно. Есть на что посмотреть…
Снято динамично, хотя нет ни сражений, ни погонь. Массовых сцен минимум: то конница проскачет, то душевнобольные уныло проплетутся вдоль облезлых заборов. Действие практически заключено в стенах одного особняка, в пределах одной комнаты – в кабинете генерала Пепеляева. Сюда приглашены пять состоятельных господ и одна дама – местные богатеи, с которых генерал решил стребовать денег в помощь голодной, раздетой и разутой армии. Дама – вдова Чагина – первой делает свой вклад в спасение России. Она передаёт генералу уникальный алмаз. Но на следующий день камень, оценённый в 65 000 рублей золотом, исчезает…
Камера Сергея Мачильского то и дело даёт крупные планы. Режиссёр представляет галерею портретов героев, оказавшихся по воле судьбы, словно в ловушке, в одном замкнутом пространстве. Кстати, по решению Сергея Снежкина в фильме заняты исключительно петербургские актёры.
В роли генерала, озабоченного будущем своей нищей и голодной армии, от которого жизнь требует быть решительным и нужды Родины ставить выше своих собственных – красавец и умница Максим Матвеев. Аккуратный и интеллигентный Илья Носков – в роли «красного» следователя, коему генерал пообещал подарить жизнь, если тот сможет найти алмаз. По воле режиссёра он совершенно лишён пролетарского прошлого и «красных» красок из повести Леонида Юзефовича, по мотивам которой снят фильм. Роль чаровницы Чагиной сыграла Елизавета Боярская, холодная, как кобра, вальяжная, как тигрица, и хищная, как голодная чайка. Образы остальных пермских богачей на экране воплотили сильные театральные актёры: Евгений Дятлов, Артур Ваха, Константин Воробьёв, Юрий Ицков, Игорь Черневич. Крепкий актёрский ансамбль дополнили Сергей Перегудов и Надежда Толубеева.
В новом фильме есть любовные истории, запутанные родственные и семейные отношения, рассуждения о чести, долге, милосердии и мести. Показано коварство и жадность. Всё это приправлено речами о судьбе Родины. А в качестве десерта – две сцены, где Елизавета Боярская скидывает шикарные платья эпохи модерн.
Да, фильм красив, лаконичен и не лишён иронии. Хорошее кино для хорошего вечера.
О чём оно? Вспоминается фраза из фильма: «В гражданской войне каждый воюет за себя». Снял ли Снежкин фильм о трудном времени, когда каждый становится перед выбором: спасать себя или Россию? Или он создал картину о любви, которая даёт силы слабому, помогает одному спасти многих, пожертвовать собой, простить? На эти вопросы каждый, посмотрев «Контрибуцию», ответит сам.Однако не стоит забывать, что картина заявлена не как драма, а как исторический детектив.
В таком случае события Гражданской войны являются эффектным, но всё же фоном для лихо закрученной интриги.
Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото автора и с сайта kinopoisk.ru
Написать комментарий: