Они составили славу Морского завода

«Корабелы Кронштадта» – так называется книга, презентация которой состоялась 18 февраля в Центральной районной библиотеке. Это уже второй сборник биографических очерков о людях, которыми гордятся Кронштадт и Морской завод. Издание подготовили журналисты, штатные и нештатные сотрудники газеты «Кронштадтский вестник».

В книге 30 очерков с биографиями тех, кто составил славу Кронштадтского морского завода как ведущего судоремонтного предприятия ВМФ в период 1950–1980-х годов. В зале собрались герои очерков, их родные и товарищи по совместной работе. Некоторых заводчан уже нет в живых, но книга останется в семейных библиотеках, её смогут прочитать их дети и внуки. Они прикоснутся к истории завода и через неё – к истории страны. Герои очерков не просто работали на КМОЛЗе, они им гордились, он был их родным домом, их судьбой.
На экране – фотографии заводчан. Алексей Туманов работал в отделе технического контроля. Конечно, морзаводцы трудились, в основном, на совесть, но случались и «проколы».
А придирчивый взгляд специалиста ОТК не должен был ничего упустить, даже любую мелочь. Нетрудно представить, что такая скрупулёзная проверка не всегда нравилась, не всех устраивала. Иногда на слишком принципиального человека пытались надавить: ставь подпись, а мы устраним недостатки. Алексея Туманова нельзя было уговорить подписать документы, если он не был на все сто процентов уверен, что всё в порядке. С любовью и гордостью за отца своими воспоминаниями поделилась дочь Ольга:
– У него была любимая поговорка: «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!» Это стало жизненным правилом отца.
В семейном архиве сохранилась заметка из газеты «Мартыновец». Март 1996 года.
«В минувший выходной завершился чемпионат Кронштадта по лыжам. Лучшим лыжником сезона назван неувядающий мастер спорта Алексей Туманов, получивший главный приз администрации». А ведь Туманову в ту пору уже под 60! Любимой наградой был значок «Заслуженный мастер спорта», который он получил за успехи в беге на коньках – 18 раз Туманов становился чемпионом области!
В архиве семьи много фотографий, где наш герой то на лыжах, то на коньках, то оседлал велосипед. А рядом товарищи, команда.
Спорт на заводе был в большом почёте. Это сплачивало людей. Недаром многие воспринимали завод как нечто своё, родное. Как и многие крупные предприятия, Морской завод имел развитую социальную сферу: детские сады, базы отдыха, Дворец культуры. Жизнь вертелась вокруг завода!
Главным делом Бориса Оборотова как профессионала стал проект «Селигер», которым заводчане занимались с 1975 по 1987 год. Ведущие мировые державы ещё с 50-х годов начали создавать различные виды глубоководной техники, в том числе – и для военных целей. У нас такие разработки появились несколько позднее, в атмосфере глубокой тайны. Освоению и безаварийному использованию специальной техники уделяли особое внимание. КМОЛЗу в этом деле была отведена очень серьёзная роль. Корабли могли прямо из акватории завода уйти на контрольный выход, а далее – на боевую службу.
И после неё возвращались прямо на КМОЛЗ.
О своих героях рассказала Лидия Куликова, писавшая о заводе ещё в «Рабочем Кронштадте», хорошо знающая и своих героев, и историю КМОЛЗа. Она вспомнила, как общалась со знакомым из Франции, работавшим на предприятии в своей стране. Узнав, что Лидия Николаевна участвует в создании книги о работниках Морсокго завода, он очень удивился:
– Это такие известные люди? У нас о рабочих книг не пишут.
Молодой журналист «Кронштадтского вестника» Евгения Киселёва отметила, что история завода очень богата и сложна:
– Эта книга важна не только как благодарность людям, преданным Морскому заводу, но и с исторической точки зрения, поскольку она наполнена деталями и подробностями жизни этого легендарного кронштадтского предприятия.
Евгения поблагодарила героев книги, с которыми ей посчастливилось встретиться, за то, что они согласились поделиться воспоминаниями, за откровенность и доверие. Вот одна из историй.
Гурий и Галина Ивановы познакомились на заводе. На двоих отдали ему более полувека – 64 года. Гурий Павлович пришёл на завод в 1952 году, в 16 лет, устроился учеником модельщика
в 9-й цех. Затем работал элекромонтажником и гидроакустиком. Подлодкам посвятил 20 лет. Он и сегодня, на пенсии, связан с кораблями – собирает модели парусных судов и подводных лодок. Поражают таланты этого человека! Самоучка, он играл на мандолине, аккордеоне, выступал на заводе и на городской сцене, гастролировал в составе «Неаполитанского оркестра», «Оркестра Мелентьева». Участвовал в велогонках, а однажды доехал на велосипеде из Кронштадта в Москву, а из Севастополя, по перевалам, до Грузии. Имел 1-й разряд по конькобежному спорту и 3-й по штанге. Гонял на мотоцикле, принимал участие в моторалли Киев – Одесса – Крым в команде Ленинграда. Получил 2-й разряд по плаванию, участвовал в заплывах из Ломоносова в Кронштадт. Его жена – Галина Георгиевна – пришла на завод в 18 лет. Работала токарем, слесарем-судоремонтником. На заводе её знали как активного участника самодеятельности.
Пела в хоре, читала стихи, танцевала, вела концерты. И с мужем познакомились на сцене.
Во время презентации невозможно было рассказать о каждом герое очерков. Конечно, вернувшись домой, они прочитают книгу, вспомнят своих коллег, события давнего времени. Огромное спасибо говорим мы, журналисты, работавшие над книгой, и нашим героям, и тем, кто самоотверженно помогал выйти с ними на контакт, кто добавлял и свои воспоминания о людях, уточнял детали, постоянно был на связи. Это Эдуард Иванович Панкратьев, Галина Александровна Буданова, Эня Георгиевна Кошелева. За время работы мы успели подружиться с этими удивительными людьми.
Как сообщил руководитель пресс-службы Морского завода, ведущий презентации Глеб Вадимович Чубинский, работа по созданию книги очерков о людях нашего легендарного предприятия будет продолжена.

Галина Маркина

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: