Я говорю с тобой

«Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться: правы.
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!»
В Кронштадте много семей, чьи судьбы обожгла, быть может, самая трагическая история Великой Отечественной войны, потому что коснулась она мирных жителей, малых детей и стариков. Те, кто выжил, считают своим долгом рассказать, как это было. Но таких людей всё меньше. Поэтому хранителями памяти остаёмся мы, их дети и внуки.
30 января в филиале библиотеки на Аммермана собрались читатели, чтобы вспомнить рассказы родных, почитать стихи, рассказать о мужестве ленинградцев. Стихотворением Юрия Воронова вечер памяти открыла Любовь Лимонова (на снимке). Она подготовила видеоматериалы – ранящие сердце кадры блокадной хроники. Собравшиеся на эту встречу увидели кинокадры, на которых читает свои стихи Ольга Берггольц – голос блокадного города. Как всегда, помогали в подготовке вечера читатели библиотеки. Каждый привнёс что-то личное, идущее от сердца. Татьяна Аникеева сквозь слёзы прочла «Разговор с соседкой» Ольги Берггольц. По-мужски сдержанным было выступление Валерия Романова. Он читал стихи и воспоминания о блокаде Александра Городницкого:
«Мы жили около Андреевского рынка, и поначалу он казался земным раем – этаким средоточием изобилия. Но вскоре рынок опустел. Потом срубили все деревья на бульваре на 7-й линии, пропали голуби, кошки и собаки. К зиме мать перестала выпускать меня на улицу, поскольку ходили упорные слухи, что воруют детей. Людоедство было реальностью, хотя это и пытались скрывать. Это был ужас, и не дай Бог нам ещё раз перенести такие испытания. А в феврале сгорел наш дом. И не от бомбы или снаряда, просто этажом выше соседка не смогла закрыть буржуйку».
Владимир Шатров поделился своими размышлениями о том, что главной аудиторией таких встреч должна быть молодёжь. А взрослым важно быть готовыми отвечать на острые вопросы.
Готовность думать и сопереживать показал проект «Я говорю с тобой из Ленинграда», в котором участвовали молодые люди. Кадры блокадной хроники перемежались кадрами города наших дней. Это рождало ощущение связи времён, позволяло зрителям почувствовать, что пережили ленинградцы, в мирную жизнь которых ворвался ужас войны. Актёры проходили по тем же улицам, где падали снаряды, где поднимали тела замёрзших и ослабевших от голода людей. И это придавало чтению стихов и документов глубину и убедительность.
После вечера, по традиции, долго не хотелось расходиться. Поэтому встреча перенеслась в личное пространство. Говорили, вспоминали, пели песни, которые любили наши родители. А вот будут ли их помнить наши дети и внуки – это непростой вопрос. И многое зависит от того, насколько искренним и честным будет наше с ними общение.

Галина Маркина

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: