Где играть «Якорную площадь»? Конечно, в Кронштадте!
Творческая команда
проекта «Якорная площадь» – 2019. В центре –
исполнители главных ролей: Анастасия Лукьянова (Татьяна) и Марат Ткач (Сергей).
Постановка осуществлена при поддержке Кронштадтского Дворца культуры
Премьера спектакля «Якорная площадь» в постановке Марата Ткача состоялась 17 марта и стала первым культурным событием в череде приуроченных к грядущему юбилею Кронштадта. Пьеса Исидора Штока – о воинском долге, первой любви и ответственности за свои поступки (понятиях, неразделимых и для многих навсегда связанных со словами «молодость», «Кронштадт», «флот»). Благодаря Кронштадтскому Дворцу культуры она вновь вернулась на Большую сцену Театра Балтийского флота. Как здорово, что проект любителей театрального искусства, полтора года назад задумавших сделать такой подарок родному городу, был поддержан руководством района и ДК. На премьере перед полным залом зрителей выступил глава районной администрации Олег Довганюк, который подчеркнул, что «Якорная площадь» – «одно из немногих драматургических произведений, созданных о нашем городе, и очень символично, что после многих лет забвения оно воссоздано на сцене именно в год 315-летия Кронштадта». Творческому проекту «Якорной площади» глава пожелал успеха, а спектаклю – долгой жизни. Действительно, где ещё, как не у нас, в Кронштадте, играть эту пьесу? Она трогает душу, она близка и понятна кронштадтцам.
«Якорная площадь» в Народном театре. 1979 год.
Режиссёр – Юрий Орнатский. В роли матери матроса Валерия Усова – Нина Чернова (Орнатская).
«Якорная площадь» 2000 года –
спектакль Театра Балтийского флота.
Режиссёр – Юрий Николаев.
На фото: в роли Татьяны Чемезовой –
Дарья Худякова, в роли Сергея Селянина –
Владимир Ладанов
Пьеса Исидора Штока «Якорная площадь» имеет небольшую, но интересную сценическую историю.
В Кронштадте к ней обращались уже трижды: в 1979-м (Народный театр, режиссёр Юрий Орнатский), в 2000-м (Театр Балтийского флота, постановка Юрия Николаева) и в 2019-м.
«Якорная площадь» – это история о том, как матрос Сергей Селянин, находясь на службе в Кронштадте, самовольно задержался с увольнения на свидании с любимой, в результате чего опоздал на лодку. Лодка ушла в поход без него и затонула, унеся жизни товарищей… Пьеса была написана в 1958 году. Режиссёры ждали пьесу о современниках. И сразу же взяли «Якорную» в постановку.
В сезоне 1959–1960 появились сразу две «Якорных площади». В Москве, в Театре Советской Армии режиссёр Давид Тункель поставил пьесу Штока как камерную психологическую драму: спектакль шёл на малой сцене строго по тексту. В этом же году в Ленинграде, на сцене Театра имени Ленинского комсомола (ныне «Балтийский дом»), 30-летний Ролан Быков (в будущем известный киноактёр и режиссёр) поставил пьесу как произведение романтическое: добавил персонажей, ввёл массовые сцены, по максимуму «оживил» внутренние переживания главных героев.
Первая кронштадтская «Якорная площадь» объединяет эти две трактовки. В 1979-м молодой режиссёр Народного театра Юрий Орнатский сохраняет трагический финал, но вводит новых героев. Ставит камерную психологическую драму, однако насыщает ткань спектакля поэзией Уильяма Шекспира и Роберта Бёрнса. Спектакль играли на сцене ДОФа в Итальянском дворце, а также в воинских частях Кронштадта, ездили с «Якорной» в Краснофлотск и на форт «Красная горка».
«Якорная площадь» вернулась в Кронштадт в 2000-м – премьерой спектакля в декабре Театр Балтийского флота отпраздновал своё 70-летие. Для юбилея главный режиссёр Юрий Николаев выбрал наименее политизированную пьесу о флоте.
В то время всё советское раздражало. А у Штока на первом плане человеческая драма… Но истории суждено было добавить актуальности – случилась трагедия с подлодкой «Курск», и спектакль приобрёл новые краски… Однако, это был камерный, почти семейный спектакль. Совершено лишённый пафоса.
– В спектакле были затронуты «вечные» темы: любовь, смерть, раскаяние и всепрощение, – вспоминает актриса ТБФ Дарья Худякова (играла Татьяну). – Он мог бы стать брендом нашего театра! Потому что где же его играть ещё, как не в Кронштадте?!
Связь между разными кронштадтскими постановками этой пьесы незримо присутствует. Неслучайно премьера «Якорной площади» в 2019-м собрала в зале и актёров-любителей, которые играли в Народном театре, и профессионалов из ТБФ, зрителей, видевших старые постановки, и тех, кто, впервые узнал об этой истории.
Спектакль 2019 года получился немного наивный, очень целомудренный и по-хорошему советский. Режиссёр провёл большую работу с текстом пьесы, в результате финал был значительно изменён в позитивную сторону (как подарок к юбилею постановка не имела права быть мрачной). Современное мультимедийное оформление подарило новые возможности постановщику. Но главное – согласно задумке Марата Ткача и благодаря оформлению Анны Леоники – сам Кронштадт стал героем спектакля, чего ранее в истории постановок «Якорной площади» не происходило. Был создан спектакль о Кронштадте и для кронштадтцев. Видеоролики, показывающие то, как жил город после войны (архивные фото, заголовки «Рабочего Кронштадта»), и перемены, произошедшие с городом после – в 1970-е, 1990-е, 2000-е – как мосты, помогали зрителю перейти от 1960-х к современности. Туда, где также есть место любви и верности. Верности флоту и городу. В такой постановке пьеса обрела нехарактерный для неё размах. Последняя сцена – объединяющий всех героев танец (хореография Нины Зыковой) – напомнил публике ежегодный «Кронштадтский вальс». А прозвучавшая в финале, специально написанная к спектаклю песня (слова Марата Ткача, музыка Алексея Трохимчука, исполнение Александра Свойкина) в этот же вечер начала жить самостоятельно – а значит, полюбилась кронштадтцам. В спектакле играли Марат Ткач (Сергей Селянин), Анастасия Лукьянова (Татьяна), Владимир Хакимов (контр-адмирал Чемезов), Иван Марков (капитан-лейтенант Бондарь) и Наталья Москаленко (Анна Петровна).
Серафима Белевич
Написать комментарий: