Современные золотошвеи
На Руси золотым шитьем занимались княгини и царицы — у каждой была своя золотая мастерская. Создавали богатые церковные облачения, которые потом жертвовали моностырям и храмам. Реформы Петра Первого, положившие конец женскому затворничеству, коснулись и этого исконно русского занятия — вышивать для церкви стало некогда, надо было к ассамблеям бальные платья готовить. Популярность вышивки само собой пошла на убыль… Однако передавая секреты мастерства из поколения в поколение, золотошвеи сохранили свое искусство. Кто же сегодня сидит за пяльцами, иголкой, подгоняя одну жемчужину к другой? И как выглядят современные золотошвеи?
Надежда Павлова и Татьяна Дерябина выросли и живут в Кронштадте. Носят брюки, водят машину, ждут мужа с работы, ходят в театр и делают с детьми уроки — обычные современные женщины. Но склоняясь над пяльцами с иголкой в руке, они не ведут праздных бесед — слушают церковную музыку. Потому что вышивают не для себя — для Церкви. То есть Христа ради.
Около пяти лет назад Надежда и Татьяна познакомились в соборе Владимирской иконы Божией Матери. Оказалось, обе увлечены вышивкой. Начали делиться опытом, а потом решили творить вместе. Так сложился их творческий союз, которому выпало называться «Преображение».
— Мрачные мысли, проблемы и суета уходят сами собой, стоит только сесть за работу, — рассказывает Надежда. — Многодетная мама, за вышивкой я отдыхаю. Возвращаюсь к детям, к мужу умиротворенной. Поэтому хочется вышивать. Но не себя украшая…
— Мы хотим привнести частичку души в украшение храма, — помогает найти слова Татьяна. — Вышивать не для себя, а для Бога.
Обе они окончили школу церковной вышивки и золотого шитья при мастерской «Убрус», открытой на Подворье Оптиной пустыни в 1999 году. В этом учебном заведении посвящают в историю древнерусской вышевки, знакомят с иконографией, обучают лицевому и орнаментальному шитью, работе с драгоценными материалами: натуральным шелком, золотой и серебряной нитями, речным жемчугом, металлической канителью, всевозможными камнями…
— Церковная вышивка — самая прочная, — раскрывает историю золотого шитья Татьяна. — Выполняется только вручную, по старинным технологиям. А большие работы создаются чаще всего «соборно», то есть коллективно, как и в Средние века.
Например, над созданием плащаницы мастерицы могут трудиться около трех лет. И, если верить интернету, то, продав такую работу, можно купить квартиру. Только кронштадтские золотошвеи работают безвозмездно. Материалы приобретают на пожертвования, а творения рук своих приносят в дар. Их работы украшают православные храмы Кронштадта, Приморска. Сейчас мастерицы заняты вышевкой комплекта — два покровца и воздух — для храма Святой Троицы в Гора-Валдае. А в скором времени примутся вышивать и для церкви в карельском городе Ланденпохья.
Конечно, помимо плащаниц, хоругвий, храмовых и богослужебных облачений, икон и закладок для Евангелия каждая из них создает для родных и близких милые подарки к церковным праздникам. К Пасхе — яйца, украшенные букетиками и херувимами.
На вопрос «Какие качества обретает женщина, занимаясь вышивкой?» Надежда и Татьяна ответили: «Усидчивость, трудолюбие и смирение». Возможно, это как раз то, чего многим из нас недостает. Чего же недостает творческому союзу «Преображение»? Своего помещения. Ведь для вышивки нужны не только душевное спокойствие и золотые руки, нужен свет и воздух.
Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото автора и из архива
Н. Павловой
Написать комментарий: