Комета на кронштадтской сцене
Тяготение к высокому стилю. Возможно, оперному. Этим всегда отличалась
Людмила Свириденко, летящая отдельной кометой на небосклоне кронштадтской сцены. В этом году исполнилось 30 лет, как мы можем наслаждаться её хрустальным голосом…
«Дворец зажигает огни» – фраза, которой художественный руководитель Кронштадтского Дворца культуры Александр Карпов открыл уже тысячи концертных программ. Концерт, состоявшийся 4 декабря, можно было бы смело назвать: «Людмила Свириденко зажигает…». Огни нашей души. И как она всех зажгла! Зрительный зал и саму себя, так долго не выходившую к своей публике, которая горячо любит и ждёт каждой встречи с самобытной певицей, настоящей примой кронштадтской сцены.
Такая маленькая хрупкая женщина
с сильным голосом
Возвращение к публике
Концерт был юбилейный. Но не был отчётным. Наоборот – несмотря на обозначенную ретроспективу творческого пути, это было больше похоже на возвращение артистки.
Представ в пяти сценических образах, Людмила Свириденко продемонстрировала невероятную широту голосового диапозона и сценическую смелость, от романса переходя к русским народным песням, от эстрады дойдя почти до тяжёлого рока.
Программа преподнесла зрителям множество сюрпризов. Главным стала премьера номера, поставленного на песню Виктора Цоя «Кукушка». Саундтрек, исполненный Полиной Гагариной в кинофильме «Битва за Севастополь», великолепно вписался в творческий репертуар Людмилы Свириденко – которую мы больше знаем как исполнительницу патриотических и лирических песен. В контексте юбилейного вечера слова Цоя приобрели новое звучание:
Песен ещё
не написанных сколько?
Скажи, кукушка,
пропой…
В городе мне жить
или на выселках,
Камнем лежать
или гореть звездой?
Звездой.
Солнце моё, взгляни
на меня…
– с болью и невероятной жаждой жизни пела Людмила Свириденко.
Истоки
В семье Свириденко все любили музыку. Но по-разному. Мама Тамара Валентиновна пела в хоре швейной фабрики. Отец Иван Данилович известен в Кронштадте как балалаечник-виртуоз. Бабушка девочки Елена Аненподистовна мечтала научиться играть на фортепиано. Часто пела русские народные песни, песни про корабли и море. Именно она постоянно поддерживала внучку и была ангелом-хранителем её творческого дара. Пока бабушка мыла полы в одной из старинных школ Санкт-Петербурга, маленькая Люда ходила по классам. Почти в каждом стояло фортепиано. Девочка открывала инструмент и «играла». Она была влюблена в чёрно-белые клавиши.
– Когда я была во втором классе, к нам пришли педагоги из музыкальной школы. Прослушали детей. И сказали, что у меня абсолютный слух. Но я категорически не хотела играть ни на скрипке, ни на виолончели. Мне снился белый рояль…
И всё же вместо клавишного большого инструмента у девочки появилась маленькая скрипочка. Ненавистная. На два месяца. Больше
в музыкальной школе Люда не выдержала.
– В музыкальной школе нравился хор. Однажды педагог всех остановила и попросила меня спеть сольно. Я спела. «Вот так должны петь все», – сказала она детям. Мне было 8 лет. Вот тут я в первый раз почувствовала: что-то мне дано… А песня, кстати, была про корабли. Хотя и бумажные.
Петь – это не серьёзно
Родители хотели дать детям хорошую рабочую специальность. Послушная Люда пошла в Ленинградский техникум лёгкой промышленности. Там тоже был хор, руководитель которого, услышав пение первокурсницы, сразу поняла, что девушка явно ошиблась при выборе учебного заведения. Но об Институте культуры в семье и слышать не хотели. Петь – это не серьёзно…
Девушка начала выступать в концертах Дворца культуры ещё будучи школьницей. Сначала читала стихи. Впервые спела в 1982-м году – и сразу
с микрофоном. Людмила Свириденко тогда училась в 9-м классе.
– Мне часто снилось, что я солирую, сзади меня хор, а впереди стоит белый рояль и играет какие-то неземные звуки… Можно сказать, что Дима Билан, когда выступал на «Евровидении», «украл» идею номера из моего сна…
Людмила работала на швейной фабрике «Маяк». Отбывала день и отдыхала душой в самодеятельности. Только тогда мама поняла, что дочь по-настоящему одарённая, и голос нужно развивать. Но к тому времени об Институте культуры слышать не хотела уже сама Люда.
Пела, нарушая все запреты
Она мечтала о большой сцене, о классическом репертуаре. Одним словом – о Консерватории. Но для начала поступила в Ленинградский университет музыкальных искусств. В течение трёх лет после работы ездила на пароме и электричке на уроки классического вокала (весь курс занятий, к сожалению, посещать не было возможности). И при этом она продолжала петь в эстрадных концертах ДК, хотя такое совмещение находилось у педагогов под строжайшим запретом: постановку голоса легко можно испортить.
– Однажды известный кронштадтский саксофонист Борис Рощин сказал мне: если получишь академическое вокальное образование, то сможешь спеть, что захочешь. Захочешь эстраду, захочешь джаз – всё споешь!
Учёба не дала диплома, но позволила преодолеть страх перед выступлением, воспитала характер. Ведь быть солисткой – это не только иметь голос и способность разучить произведение, это ещё и смелость выйти на сцену, умение держаться перед публикой.
Мечта сбылась?
Людмила пела! Без диплома. Пела в Академическом женском хоре Людмилы Масловой, в ансамбле Людмилы Семёновой, в первом составе группы «Фреско» Тамары Мартыновой. Была солисткой эстрадно-духового оркестра, с которым раньше выступали Галина Вишневская и Галина Никитина. Пела на танцах. Пела на Якорной площади в сердце своего любимого города. Занимала места во всевозможных районных, городских, всероссийских конкурсах. А ещё писала стихи.
Стихи начали приходить к неё ещё в школе. Постепенно стали складываться в песни. В 2000-м году на фестивале «Струны фортов» её песню «Кронштадт» признали лучшей песней о нашем городе. По сути это был гимн родному городу. «Боготворю любимый город мой…» – эта песня завершила юбилейный концерт, став мощным финальным аккордом.
Она показала себе и залу, что порох ещё есть. Есть идеи и замыслы. Есть огромный опрыт и большое желание петь. Выйти к петербургской публике. Спеть арию. За свою работу начать получать гонорары. И выпустить наконец собственный аудиальбом. Вот о чём мечтает прима кронштадтской сцены.
На юбилейном концерте наверняка были те, кто помнит, как лихо пела Людмила Свириденко репертуар Жанны Агузаровой на танцах в ДОФе.
В 2016-м Жанна Агузарова не так актуальна, другое дело Полина Гагарина. Премьера номера на песню Виктора Цоя «Кукушка» – кавер-версия саунд-трека к фильму «Битва за Севастополь» с участием танцовщиц студии современного танца «Ритм и мы» стала эмоциональным пиком программы. Да, Людмила Свириденко может ещё и не так выстрелить! А голос, кстати, с годами становится глубже, ниже – что открывает новые возможности
для творческих экспериментов
Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото автора
Написать комментарий: