Момент истины

В конце февраля, по традиции, в библиотеке на Аммермана собрались любители поэзии, чтобы послушать стихи.

188551375_image24606

Вера Полозкова в 15 лет поступила на журфак МГУ. Писала для газет и журналов. Её первое публичное выступление состоялось в мае 2007 года в Москве, в культурном центре «Булгаковский дом». Следующая её книга «Фотосинтез» была трижды переиздана. Общий тираж составил около 30 тысяч экземпляров, что для поэтических книг в наше время – почти фантастика. Сборник стихов Полозковой «Непоэмание» вышел в 2008 году. В феврале 2009 года ей была присуждена премия «Неформат» в номинации «Поэзия». В 2011 году Вера становится лауреатом премии им. Риммы Казаковой Союза писателей Москвы. Она играет в театре, выпускает аудиокнигу, музыкальный диск «Знак неравенства». Диск сразу становится лидером по числу скачиваний в интернете. Её часто приглашают на телевидение, она даёт интервью. В январе 2010 года выходит переиздание сборника «Непоэмание». Книга дополнена двадцатью двумя новыми стихами и тремя поэмами. Её выступления собирают полные залы молодых поклонников – такого не было, пожалуй, со времён шестидесятников. Вера снимается в клипах с известными артистами и музыкантами. В начале марта 2013 года по приглашению фестиваля SLOVO Вера Полозкова впервые едет в Лондон, где проходят три её выступления – два из них сольные. Вера также читает переводы своих текстов на английский язык. Сегодня она по-прежнему входит в топ российских блогеров. Десятки тысяч человек посещают её страницу в «Живом Журнале».

Вера Полозкова – поэтическая звезда интернета. Родилась в Москве 5 марта 1986. Стихи пишет с 5 лет. Первую книгу опубликовала в 15 лет.

Всю эту информацию можно узнать, покопавшись в интернете. А вот почитать стихи вслух, послушать и поговорить – это совсем иное, для этого и собрался зал в библиотеке на Аммермана.

Библиотекарь Инна Гречко рассказала, что на вечере в филармонии, где она впервые услышала стихи Веры, зал был забит молодёжью, и слушали Полозкову взахлёб. В чём секрет этой молодой женщины,
в чём обаяние её стихов, её манеры общаться? Что она помогает понять в этом мире самым разным, в том числе и седым уже людям?

А ты не знал,
как наступает старость –
когда все стопки
пахнут корвалолом,
когда совсем нельзя смеяться,
чтобы
не спровоцировать
тяжёлый приступ кашля,
когда очки для близи и для дали, одни затем,
чтобы найти другие.

Мы молодые гордые придурки.
Счастливые лентяи
и бретёры.
До первого серьёзного
похмелья
нам остаётся года по четыре,
до первого инсульта
двадцать восемь,
до первой смерти
пятьдесят три года;

когда мы тоже не подохнем
в тридцать –
на ста восьмидесяти
вместе с мотоциклом
влетая в фуру,
что уходит юзом, –
напомни мне тогда о корвалоле,
об овестине и ноотропиле,
очки для дали –
в бардачке машины.
Для близи – у тебя на голове.

Прекрасна готовность слышать друг друга. Когда стихи Веры читает Нина Фёдоровна Попова, одна из участниц поэтического вечера, чувствуешь те самые мурашки по спине, тот самый «момент истины», который рождают не только стихи, но и их прочтение и понимание другим человеком, другим поколением. «Момент истины» – он от точного слова, живого чувства, от возникшего личного воспоминания, от внезапно заблестевших глаз того, кто читает стихи.

Многие в тот вечер не просто узнали молодого и яркого поэта. Люди сопереживали и, возможно, сами удивились тому, «что молодые лентяи и придурки» способны будить в них молодые и свежие чувства.

Не сомневаюсь, что многие участники поэтического вечера, вернувшись домой, найдут в интернете стихи Веры Полозковой, послушают интервью, которые она щедро раздаёт, и, возможно, наткнутся на статью Дмитрия Быкова «Немаленькая Вера» на информационном портале «Городские заметки» (gzt.ru), который 22 сентября 2009 года с присущим ему вкусом и серьёзным отношением к литературе написал
о Вере Полозковой:

– Полозкова не очень понимает, что с собой делать. Маяковского саморазрушения у неё нет, но есть осознание своей избыточности, неуместности, катастрофического неумения выстраивать отношения
с людьми, и это она артикулирует внятно. Ей дано больше, чем она пока может выдержать; версификация у неё зачастую опережает мысль; однако зацитированное автопризнание «Я ненавижу, когда целуются, если целуются не со мной», вполне себе честное и безусловно драматичное. С таким мироощущением жить трудно. Лирическая героиня Полозковой хотела бы заполнить весь предоставленный ей объём, но отлично понимает, что заполнять его ей пока нечем: темперамента больше, чем ума. Есть огромный и очевидный талант – чувство ритма, чувство композиции, есть умение выстраивать поэтический нарратив, есть главное, без чего не бывает литературы, – припадки самоненависти, отвращения к себе и своему кругу, из таких припадков выросло когда-то лучшее стихотворение Ахмадулиной «Так дурно жить, как я вчера жила». На наших глазах Полозкова проживает необходимый опыт – ей будет потом стыдно многих нынешних интервью и особенно записей, в которых она неумело и пылко защищается. Ей ещё предстоит нарастить слоновью шкуру, без которой, как учил Бродский Лимонова, литература не делается. Но этот опыт ей поможет, и, если у неё хватит сил, мы получим поэта первоклассного, составляющего гордость отечественной литературы.

Мы динамики, а не звуки,
пусть тебя не пугает смерть.
Если выучиться разлуке,
то нетрудно её суметь.
Будь умерен в питье и пище,
не стремись осчастливить всех
Мы трансляторы: чем мы чище,
тем слышнее господень смех

Мы оттенок его, подробность,
блик на красном и золотом
Будем чистыми – он по гроб нас
не оставит. Да и потом…

Вот так. И спасибо работникам кронштадтских библиотек, усердно приобщающих нас к поэтическому слову. Спасибо заведующей филиалом ЦБС Любови Лимоновой, которая каждый раз включает все силы и эмоции, чтобы вечер прошёл с аншлагом, чтобы случился тот самый «момент истины», которого все ждут от очередной встречи.
Галина Маркина

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: