Мы пойдём с тобой в кино

Женский «Батальонъ» шагает по экранам страны

batВыход на большие экраны кинокартины режиссёра Дмитрия Месхиева «Батальонъ» был запланирован на 2014 год – год, когда в стране отмечали столетие начала Первой Мировой войны. Однако премьера фильма состоялась 20 февраля 2015-го. В День защитника Отечества культурный обозреватель «КВ» отправилась в один из кинотеатров Санкт-Петербурга, чтобы посмотреть картину, некоторые сцены которой, кстати, снимались в Кронштадте.

Не про войну и не из серии ЖЗЛ
«Батальонъ» – военная драма – жанр, в котором наши режиссёры были сильны всегда и по-прежнему остаются убедительны. Дмитрию Месхиеву удалось создать фильм, где в удобоваримой пропорции смешаны патриотизм, историческая правда, красота эпохи модерна, лиризм природы с прозой казарменной жизни и жестокостью войны. Фильм лишён эпизодов, способных превратить его в мелодраму. Все любовные линии намечены пунктиром. Снято красиво и одновременно жёстко. Получилось хорошее кино. Не про войну и не из серии «жизнь замечательных людей» (исторические персонажи – председатель Временного правительства Керенский, генерал Алексей Брусилов – поданы схематично, в набросках). Единственной центральной фигурой становится командир первого женского батальона – Георгиевский кавалер, унтер-офицер Мария Бочкарёва в исполнении актрисы Марии Ароновой.

Итак, на экране весна 1917 года. Император Николай II уже отрёкся от престола, и монархическая великая Российская Империя прекратила своё существование. Однако Великая, как тогда её называли, Первая мировая война ещё не окончена. Вот только воевать некому. Армия деморализована, сбита с толку агитаторами за свободу, равенство и братство. Солдаты бросают оружие, братаются с немцем, пьют его шнапс и безнаказанно дерзят офицерам. Именно в такой, казалось бы безвыходной ситуации, министр-председатель Временного правительства Александр Керенский, воплощённый на экране Маратом Башаровым, отдаёт приказ о создании женского батальона Марии Бочкарёвой. Женщины едут на войну, чтобы своим примером вдохновить солдат.

Главных героев нет
У каждой из героинь своя предыстория и своя причина для такого поступка. Однако режиссёр этого не рассказывает, а сразу бросает зрителей в пёструю толпу будущих героинь. Платочки, серёжки, оборки, перчатки. Всё пока в полном порядке. И парит над землёй облако хитро уложенных под женской шляпкой волос. Героиня Валерии Шкирандо Вера выделяется сразу – приковывает внимание статностью, решительностью во взгляде и совсем не нужной в данной ситуации чувственностью губ. Даже бритая налысо она прекрасна! (Кстати, за все два часа экранного времени вы не увидите ни одного голого тела и всего лишь три поцелуя – по нынешним временам «Батальон» удивительно целомудренное кино).

Постепенно нас знакомят и с другими центральными лицами. Режиссёр выводит на первый план несколько характеров: дородная деревенская баба; юная евреечка; молодая жена, едущая за супругом на фронт; интриганка из низов; дочь генерала, преисполненная патриотизма; благородная барышня, желающая отомстить за жениха, её бесхитростная служанка… Так складывается галерея женских портретов. Но ни один из них не прописан от начала до конца. Ни одну нельзя назвать главной. Потому что главное – не в частном. Здесь они – единое целое, батальон.

«Прощайте меня! И прощайтесь!»
Стрижка волос – одна из сильных сцен фильма. Это и первая жертва, принесённая женщинами, и первое насилие над ними, взвалившими на себя ношу спасения Родины. Кто-то идёт на неё со слезами, кто-то с бравой уверенностью и озорной улыбкой. Девушки расстаются не только с локонами – прощаются с прежней жизнью, с женской сущностью своей, со всем тем, чему их учили дома. Теперь не те времена: «Здесь нет барышни. Стригите!» – твёрдо говорит одна из «новобраниц» растерянному парикмахеру. Безжалостно стрекочут машинки, будто предрекая, что совсем скоро так же безжалостно будут строчить пулемёты.

Женщин оденут в шинели, научат стрелять и метать ножи. Совсем скоро судьба согнёт и швырнёт их в окопную грязь. Их будут называть солдатами, от них будут ждать подвига, а они не перестанут украшать цветами землянки и ласково называть пулемёт «пулемётной машинкой», будто это мирный домашний «Зингер», на котором мама шила платья… Порой они выглядят нелепо и смешно. Но к ним проникаешься уважением. И вдруг замечаешь, что эти поначалу разные лица к финалу фильма всё больше начинают походить на одно. Лик Богоматери с большими бездонными глазами. В этих глазах – уверенность в правильном выборе. И обречённость, конечно.

Чуть выше над остальными стоит фигура командира батальона, унтер-офицера Марии Бочкарёвой. Сильная работа Марии Ароновой. Её героиня – женщина из простых, но голову несёт гордо, словно благородная дама в шляпе со страусовыми перьями на императорском балу. На пышной груди три Георгиевских креста. Никого не боится, но порой даже она выглядит растерянной перед лицом военной действительности. Актрисе посчастливилось сыграть не просто монументальную женщину-воина, но и слабую, уставшую, загнанную в угол бабу, которой долг велит делать своё дело до конца и честно. Когда обратного пути нет, она может лишь, как мать, принять тело первой жертвы, и, признавая, что привела своих девочек в ад, попросить у них прощения.

Снимали в Подмосковье и в Кронштадте
Фильм условно делится на две части. Первый – петербургский этап подготовки: промозглый, суровый мир ранних подъёмов, серых шинелей, изнурительных тренировок на берегу Финского залива. Кронштадтцы легко узнают родной песчаный берег, арку форта Александр Шанц и его крутые земляные валы. По воле режиссёра тренировочная база первого женского батальона расположилась на территории природного заказника «Западный Котлин». Второй мир выкрашен в светло-зелёный военно-полевой цвет, цвет поросших травой окопов, где грязь перемешана с нежностью клевера. Это снимали
в Подмосковье. Все сцены сражений – натуральные, никакой компьютерной графики!

Если в первой части фильма конфликты в основном возникают внутри женского коллектива, то во второй происходит столкновение женского мира с мужским. В кадре появляется противник – хитрый, опытный. И свой русский мужик – наглый, грубый, не понимающий и не желающий помочь.

Признаюсь, мне так и осталось непонятно, что в итоге заставило разложившихся, одуревших от партийных лозунгов и бесплатной выпивки солдат встать под ружьё и поспешить на подмогу воюющим женщинам. Поступок ли горстки штабных офицеров, готовых без погон (в 1917-м офицерам запретили участвовать в боевых действиях), но с оружием в руках до последней капли крови защищать Родину? Или жалость к бабам, пришедшим воевать вместо мужчин? Стыд? Ненависть к врагу? Однозначного ответа нет. Финал фильма не может быть некрасивым. А вот история может. Поэтому рассказ о том, как закончила свою жизнь Мария Бочкарёва – в финальных титрах.

По-моему, «Батальонъ» – картина про русскую душу, про то, чем славится издревле русский народ: чувство долга, преданность Родине, самоотверженность, жертвенность и мужество. Про силу русского духа. И ещё про то, что в нашей стране, к сожалению, заведено: великие дела и огромные человеческие жертвы совершаются бессмысленно, чаще всего зря, и, кажется, нужны лишь ради того, чтобы благодарные потомки слагали о своих предках легенды, писатели сочиняли романы, а режиссёры снимали кино. Вот такое кино.

Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото с сайта
www.kinopoisk.ru

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Серафима БЕЛЕВИЧ


Культурный обозреватель газеты

Имя:

Эл.почта: