Время читать

Уходящая натура

Новости поутру лучше не слушать: рубль падает, а цены наоборот – растут. Как бы нам снова не оказаться в незабываемых 90-х. И дни всё темнее и короче… С таким настроением дома лучше не сидеть, так что пойдём – куда пойдём? Слушать стихи и хорошую музыку. 15 декабря в центральной районной библиотеке Кронштадта состоялся литературно-музыкальный вечер «Женский лик Серебряного века».

Открыл его литературовед Александр Григорьев. Кронштадтцы уже могли оценить его талант рассказчика, великолепное знание поэзии, свой взгляд на творчество, умение видеть литературу в контексте истории. В прошлый раз он блестяще представил нам «короля смеха» Михаила Зощенко. На этот раз выбор был смелым: не все собравшиеся читали Зинаиду Гиппиус, Мирру Лохвицкую и Тэффи. «Серебряный век» для большинства – это гениальные Ахматова и Цветаева. Их стихи тоже прозвучали на вечере, но сначала Александр Григорьев, в арсенале которого не менее 500 литературных программ – от древнекитайской поэзии до Бабеля, – нарисовал картину времени, когда был колоссальный интерес к поэзии.Нечто подобное наблюдалось в Советском Союзе в начале 60-х годов. Тогда то грохотал, то замирал Политехнический, а у памятника Маяковскому читали стихи лучшие поэты, и у них были лучшие слушатели и почитатели. То было, по словам Григорьева, возрождение Серебряного века, подобное тому, как если бы всплыла Атлантида.

Лектор, говоря о высочайшем взлёте культуры начала века, напомнил и о том, что декаденты и модернисты подготовили распад, кризис сознания, которые были предвестниками бури. Роковой слом, приведший к революции, зародился и в этой среде. «Любите их, но не забывайте постукивать по дереву: чур меня!» – с такими словами Александр Григорьев и приступил к лекции. Впрочем, какая же это лекция – это концерт! Он изображал в лицах то Зинаиду Гиппиус, рыжеволосую, экстравагантную, с мужским умом, то русскую Сафо Мирру Лохвицкую, заигрывающую с оборотной стороной человеческой страсти. На её стихи было написано около сотни романсов, поэтесса была безумно популярна. Он нарисовал привлекательный портрет Тэффи, которая нравилась всем, и даже последнему российскому императору. Николай II читал каждый её рассказ, появившийся в печати.

Если бы Александр Григорьев читал лекции в университете, они бы собирали даже самых отъявленных прогульщиков: так он темпераментно и артистично представляет авторов Серебряного века. Образ Зинаиды Гиппиус, возлежащей на кушетке в шароварах, с пахитоской в тонкой руке, пристальным взглядом зелёных глаз всматривающейся в лица молодых поклонников, её окружающих, наверняка остался бы в их памяти. Отсюда вышли и гении Серебряного века – Блок, Мандельштам, и десятки других, менее талантливых, но проникшихся идеями четы Гиппиус-Мережковских: создать новую религию и спасти человечество.

Впрочем, сама Гиппиус, по мнению многих, была слишком рассудочна и слыла прекрасной версификаторшей. Но время переменилось, стало не до версификаторства:

Как скользки улицы отвратные,
Какая стыдь!
Как в эти дни невероятные
Позорно – жить!
Лежим, заплёваны и связаны
По всем углам.
Плевки матросские размазаны
У нас по лбам.
Столпы, радетели, водители
Давно в бегах.
И только вьются согласители
В своих Це-ках.

Талант Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая) ценили Бунин и Куприн. Она создала своеобразный русский мир, умудрившись писать сатиру и при этом быть обожаемой. Доброта ума и таланта отличали её от Гиппиус. На литературном вечере её рассказ прочитала артистка Санкт-Петербургской камерной филармонии Анна Фомичева. Писала Тэффи и романтические стихи.

Он ночью приплывет на чёрных парусах,
Серебряный корабль с пурпурною каймою,
Но люди не поймут, что он пришёл за мною,
И скажут: «Вот луна играет на волнах!»
Как чёрный серафим три парные крыла,
Он вскинет паруса над звездной тишиною,
Но люди не поймут, что он уплыл со мною,
И скажут: «Вот она сегодня умерла»…

Анна Фомичева чудесно спела, аккомпанируя себе на гитаре, романсы на стихи сестры Тэффи Мирры Лохвицкой. Завершилась литературная часть вечера стихами лучших поэтов Серебряного века Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.

А затем зрители насладились живой музыкой в исполнении солистов Филармонии Александра Ямпольского и Валерия Круля. Шостакович, Рахманинов, Римский-Корсаков – какое удовольствие получили те, кто пришёл в этот вечер в библиотеку! Кстати, кронштадтские библиотеки стали настоящими островками культуры. Здесь не только берут книги для чтения, сюда приходят, чтобы узнать об истории Санкт-Петербурга, пообщаться с краеведами, послушать стихи и музыку. Это замечательно. Но в разговоре после вечера Александр Григорьев заметил: «Все мы – уходящая натура. Стихи звучат всё реже, в школах мы не выступаем, хотя я очень люблю читать ребятам Некрасова, Пушкина. У школ нет денег, чтобы приглашать артистов. Но учителя не ходят и на бесплатные концерты. Много вы их видите в зале?»

Боюсь обидеть кого-нибудь из учителей литературы, поскольку не знаю их в лицо. Но вот то, что зрителями были люди глубоко пенсионного возраста, отметила. Не ходит в залы филармонии молодёжь, не берёт в руки поэтические сборники. И вообще мало читает. Похоже, Атлантида вновь опускается на дно. И всё же мы надеемся на лучшее и ждём новых встреч с артистами Санкт-Петербургской камерной филармонии.

Галина Маркина

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: