«Король смеха», который умер от страха
В этом году мы отмечаем 120-летие со дня рождения Михаила Зощенко – трагической фигуры в советской литературе.
У него была непростая биография. Воевал в Первую мировую, храбро воевал, был награждён пятью орденами. Получил отравление газами во время атаки немцев. Был освобождён от службы по состоянию здоровья, но после революции добровольно пошёл в Красную армию. С 1920 по 1922 год Зощенко сменил множество профессий: был агентом уголовного розыска, делопроизводителем Петроградского военного порта, столяром, сапожником. В это же время посещал литературную студию при издательстве «Всемирная литература», которой руководил Корней Чуковский.
Как литератор дебютировал в 1922 году. Принадлежал к литературной группе «Серапионовы братья». Её участники хотели быть независимыми от политики, ненавидели лозунги и конъюнктуру. Современные «Серапионовым братьям» критики относились к ним с опаской, считая их потенциальными отщепенцами. При этом Зощенко был одним из самых одарённых членов группы. В 20-е годы Михаил Зощенко написал лучшие свои рассказы. Их герой, от имени которого говорит автор, – обыватель, мещанин, казалось бы, несовместимый с образом «нового человека», который лепил социалистический реализм. До поры до времени власти это Зощенко прощали.
В начале войны писатель просится на фронт, как имеющий боевой опыт. Его не берут, отправляют в эвакуацию. И всё же Зощенко старается быть полезным: пишет серию военных рассказов, антифашистские фельетоны. Его награждают медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Но и это лыко ему потом поставят в строку. Идеологическая машина обрушилась на его голову после войны.
«Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить её сознание. Последний из опубликованных рассказов Зощенко «Приключения обезьяны» («Звезда», № 5-6 за 1946 г.) представляет пошлый пасквиль на советский быт и на советских людей. Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами».
Такая «критика» в сталинские времена была убийственна для писателя. Это означало если не физическую, то моральную и творческую гибель. «Я могу сказать – моя литературная жизнь и судьба при такой ситуации закончены. Я унижен как последний сукин сын… Я не собираюсь ничего просить. Не надо мне вашего снисхождения, я больше чем устал. Приму любую иную судьбу, чем ту, которую имею».
Современный читатель помнит рассказы Зощенко, в том числе и по чудному фильму Леонида Гайдая «Не может быть». Навсегда канули в небытие напечатанные в великом множестве «Бруски», «Цемент», «Грядущему веку» и другие произведения социалистического реализма. А Зощенко любят, читают, цитируют.
Вот и 17 ноября в зале Центральной библиотеки Кронштадта собрались заинтересованные люди, чтобы послушать любимого автора. Но сначала их порадовала блистательная лекция петербургского литературоведа Александра Григорьева. Если бы у нас так вели в школе уроки литературы, не было бы нечитающих детей! Артистизм, эмоциональность, тонкое понимание особенностей прозы Михаила Зощенко и умение увлечь зал – всё это оценили любители литературы. Зал, кстати, был полон. Одна проблема: неважная акустика. Стоило лектору чуть понизить голос, и текст пропадал, особенно для тех, кому достались места в дальнем ряду. «Храбрец, который умер от страха», – так определил Зощенко литературовед Александр Григорьев. Герой Первой мировой не выдержал атмосферы лжи и ужаса, в которую медленно погружалась страна. Зощенко понял, что революция не меняет человеческую природу, что это катастрофа. Потому так тяжело читать «позднего» Зощенко. Потому и выбор для чтения «Голубой книги», явно не самого сильного произведения автора, написанного с «подачи» Горького, трудно считать удачным. В Ленконцерте есть замечательные артисты, которые отлично прочли бы лучшие рассказы Михаила Михайловича, доставив удовольствие публике. Но и в этом варианте вечер в библиотеке был проведён с пользой и удовольствием.
Галина МАРКИНА
Написать комментарий: