Заблудился. Заплутал. Запутался

Новая постановка Михаила Смирнова – «Заплутавший на войне человек» – впервые была представлена на суд зрителей 11 октября 2014 года. Это второй спектакль режиссёра, поставленный в Театре Балтийского флота. Драма на военную тему. Посвящена грядущему 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Создана по мотивам повести Василя Быкова «Сотников» на основе собственной инсценировки, в которую при участии занятых в спектакле актёров были привнесены документальные материалы, например, «Письмо пинских партизан», отрывки из текстов Экзюпери, Достоевского… В итоге родился спектакль – яркая, неоднозначная режиссёрская работа, отлично вписывающаяся в репертуар военного театра.

IMG_2222Фото Марата ТКАЧА

Финал: оказавшийся в непереносимом одиночестве главный герой, за спиной которого в свете софитов тают только что повешенные его товарищ, староста, девочка-подросток, невинная женщина… «Заплутавший на войне человек» – это Рыбак 

О чём?

«Заплутавший на войне человек» – это история о том, как блуждают два партизана Сотников и Рыбак по хуторам оккупированной Белоруссии в поисках продовольствия для окопавшегося в лесу отряда. На календаре 1942 год. Деревни разорены, среди жителей – одинокие женщины и старики. По пятам партизан идут полицаи из местных, поступивших на службу к немцам. В результате перестрелки один из героев получает рану, и в итоге оба попадают на допрос к подлецу-следователю… Таков сюжет.
В философском плане нам рассказывают историю о честности и предательстве, о том, как делается выбор между добром и злом, как под воздействием обстоятельств человеческий дух либо крепнет, либо сдаёт позиции и уничтожается хитрым приспособленчеством и угодливой, подлой беспринципностью. Свой выбор есть у каждого из героев спектакля, чьи истории раскрываются по ходу сюжета.

Хор и эпос

Перед зрителем минимум декораций. Главный художник театра Валерий Полуновский оставляет на пустой чёрной сцене две линии уходящих вглубь белых стульев и белое пианино. Актёры выходят и рассаживаются. Все в чёрно-белом. У мужчин бабочки. Юбки в пол у женщин. Так строго, аскетично по цвету и форме, начинается спектакль. И потому он сначала напоминает некое концертное исполнение. Тем более что на авансцене у микрофона, за пюпитром, стоит Фигура от автора.
В центре сценической площадки появляются два героя. И остальные превращаются в хор, напоминающий о древнегреческой трагедии и придающий истории эпический размах. Как коллективный герой, герой от театра, хор подыгрывает, вторит, обсуждает действия центральных героев или ведёт свои линии. А потом постепенно начинает распадаться на отдельных персонажей, у каждого из которых будет свой момент истины.

Прямо на глазах у зрителей актёры преображаются, всё глубже и глубже входя в образы своих героев. Закатывают рукава белых сорочек, на ноги натягивают кирзовые сапоги. Заботливые руки участников хора достают откуда-то ватник и тулуп. Сотников и Рыбак надевают их. И вот перед нами партизаны.
С помощью такого условного вступления режиссёр как бы перекидывает мостик от нашего времени к событиям Великой Отечественной войны.

Дуэт, построенный
на контрасте

На протяжении всего спектакля перед нами двое: Сотников и Рыбак.
Первый в исполнении Александра Ленина – маленький, щуплый, подвижный, смешной и не очень уверенный в себе. Тонет в ватнике. Играет на пианино. Говорит пылкие красивые речи. Живёт воспоминаниями и не выдерживает длинного марша. Одним словом, интеллигент. Второй, сыгранный Борисом Хасановым, – большой, тяжёлый, земной, телесный, тёплый, как овчинный полушубок, что накинут на его мощные плечи. С вечной улыбкой на заросшем щетиной лице. Говорит много. Ведёт себя раскованно почти в любой ситуации… Сочетание, построенное на контрасте.

Стандартный расклад: человек, близкий к народу, и страдающий (не только в философском смысле, но и физически – от болезни и раны) интеллигент.
По ходу действия принципиальность и честность Сотникова проявляется всё отчётливее: он отказывается от выгоды для себя в пользу других, не ест в доме старосты, зная, что на стол ставится последнее, мешает Рыбаку врать и, конечно же, в плену берёт всю вину на себя, не отвечая ни на один вопрос следователя.
Дуэт Александра Ленина и Бориса Хасанова – несомненная удача спектакля. И своеобразный ключ к решению загадки: кто же главный герой в этом спектакле?

Дьяволиада какая-то

Но оставим ненадолго центральных героев и перейдём к остальным. Все они условно делятся на два лагеря: жертвы и палачи. Среди жертв – жёны ушедших на фронт солдат, местный староста, еврейская девочка – трагические образы, их существование в спектакле выводит конкретную историю о двух партизанах на новый, более широкий уровень. И совсем другие краски использует режиссёр, воплощая на сцене палачей – полицаев и следователя.

Совершенно неожиданно на сцену ТБФ врывается фарс, перемешанный с гиньолем – сценическим изображением различных преступлений, ужасов, пыток. Одним словом, хорор. Возникают вампирообразные полицаи во главе с атаманшей в исполнении Наталии Ермолаевой, чьё глубокое декольте, алая помада и хлыстик к руке запоминаются сильнее, чем трагический взгляд Сотникова – Александра Ленина. Образы палачей созданы Алексеем Ермолаевым, Алексеем Милковым и Владимиром Филипповым ярко, ловко, весело, страстно, с упоением. Да, они отвратительны. Но только почему-то после них откровения положительных героев кажутся блёклыми. Похоже, постановщика эти черти тоже слегка сбили с толку. Сцены допросов поставлены виртуозно, изобретательно. Но правильно ли расставлены акценты? Сопереживает ли зритель страдающим в плену у негодяев героям или же забавляется эффектностью поставленных сцен?..

Предположу, что в год

70-летия Великой Победы не всем в зале будет комфортно смотреть на заливающихся сладострастным смехом, извивающихся, скользких и каких-то гламурных полицаев. Короче, чем спектакль ближе к финалу, тем мутнее замысел, тем сильнее мутят воду немецкие черти, сбивая с пути истинного и героя, и зрителя. Дьяволиада какая-то.
Противостоять яркости и сочности отрицательных героев Сотников не может. На это способен только Рыбак.

Изнасилованные струны души

Спектакль получился очень нервный. У него неровный, захлёбывающийся пульс. Резкие переходы, монтаж, эпизоды идут практически внахлёст. Герои обрывают друг друга на полуслове. Чем ближе к финалу, тем бешеней начинает вертеться запущенная машина войны.
Кадры вселенского зла идут фоном на дальней стене – видеонарезка из мировых катастроф, войн, деятельность неофашистов в нашей стране и за рубежом. А ещё вечно падающий снег и хроника Великой Победы. Они создают атмосферу, выводят историю на вневременной уровень. Однако плохо читаются на кирпичной неровной стене. А заодно очень портят картинку, так как нередко накладываются на лица актёров, существующих на авансцене. Возможно, это техническая неточность, которая к пятому-десятому спектаклю исчезнет. А может быть, лишний приём в этом и так минималистичном донельзя пространстве.

Главным – наиболее мобильным, многофункциональным, востребованным – элементом сценического оформления в этом спектакле становится пианино. Белое пианино. Что только с инструментом не вытворяют?! Разбирают на дрова, ползают по клавишам в сапогах, мажут кровью, забивают в него топор. Это и печь, и театральная ширма. Но главным образом символ…
Ловко решена сцена перестрелки Сотникова и безымянного полицая – открыв крышку инструмента и вцепившись в неё с разных концов, двое стараются захлопнуть её. Кто первый – того и выстрел. Крышка падает, раздаётся резкий хлопок. И Сотников понимает, что на этот раз ему повезло. Вампир с белой повязкой на левом рукаве (концертная бабочка перелетела на рукав и обозначила нашивку немецкой формы) исчезает.
Пианино – из мира интеллигентного Сотникова. Как война разрушает, перемалывает его, лирика и романтика, когда-то бывшего учителем, так и развитие действия проходится по музыкальному инструменту, порой слишком жестоко обходясь с его тонкой душой. На предметном плане режиссёр показывает, как калечит, перемалывает война тела, души, судьбы милионов людей, таких же, как герои спектакля.
У каждого своя трагедия. Все они – жена старосты в исполнении Дарьи Худяковой и сам староста, сыгранный Александром Козловым; Дёмчиха, воплощённая на сцене Гульназ Насыровой; еврейская девочка Бася в исполнении Зои Миндолиной; красавица Любка Светланы Соловьёвой – создают коллективный портрет стёртой с лица земли жизни. Тут вспоминается ещё одна сильная сцена спектакля – появление молодой женщины без лица, олицетворяющей сожжённую деревню и погибшую любовь героя…

Рыбак против Сотникова

Вот мы и вернулись к ним – к Сотникову Александра Ленина и Рыбаку Бориса Хасанова. Оба актёра сильные и уверенно ведут трагические образы своих героев. И всё же Рыбака больше в этом спектакле. Физически больше. Слов больше, действий. Он подавляет правильного, лиричного товарища, раз и навсегда принявшего решение идти до конца. А Сотников как-то и не стремится противостоять мощи и напору жизнестойкого солдата.
Вот и получается, что в центре истории не тот, кого вынес в заглавие своей повести Быков, кого с гордостью назвали бы раньше героем и примером для подражания. В центре поставленной на сцене ТБФ истории другой. Рыбак – самоуверенный, считающий, что сможет обыграть и бога, и чёрта, который, соглашаясь на сделку с врагом, надеется спасти и жизнь, и душу. Вот кто заплутал, запутался, заблудился в этой кромешной темноте, из которой выныривают то друг, то враг или тот, кто другом прикидывается, или тот, кто сперва врагом кажется… Как по-современному это звучит! Опять режиссёр наводит мосты между историей и днём сегодняшним…
Итак, эта история меньше всего имеет право называться «Сотников», а потому прав Михаил Смирнов, давший спектаклю такое (снова длинное) название: «Заплутавший на войне человек»…
Спросим себя: а не заблудились ли мы? Может быть, стоит сходить на спектакль, чтобы задуматься и попробовать найти ответ на этот вопрос. Он придёт. После того, как кончатся финальные аплодисменты.

Серафима БЕЛЕВИЧ

В спектакле заняты:

Александр Ленин (партизан Сотников), Борис Хасанов (партизан Рыбак), Александр Козлов (деревенский староста), Дарья Худякова (его жена), Галина Ткач (женщина), Гульназ Насырова (Дёмчиха), Владимир Филиппов (следователь полиции Портнов), Светлана Соловьёва (Любка), Зоя Миндолина (еврейская девочка Бася), Наталия Ермолаева, Алексей Милков и Алексей Ермолаев (полицейские). Текст от автора читает Николай Иштаев. В спектакле «Заплутавший на войне человек» на сцене ТБФ дебютировали Арсений Попов и Арина Хасанова – дети сыграли сына и дочь Дёмчихи.

IMG_3081IMG_2987Фото Олега ЗЫРЯНОВА

Художественный руководитель
Театра Балтийского флота,
режиссёр Михаил Смирнов:

– Повесть Василя Быкова «Сотников» – одно из самых сильных произведений о войне, которое я знаю. Это настоящая трагедия. Известная многим по замечательному фильму «Восхождение», снятому в 1974 году Ларисой Шепитько… Дело не в том, какой я хотел показать Отечественную войну. Я хотел сказать о цене, которой досталась Победа в войне 1941-1945 годов, о том, что мы должны помнить об этой войне как о величайшей трагедии двадцатого века и делать всё возможное, чтобы подобное не повторилось.

Итоги
прошлого сезона

Театр Балтийского флота второй год открывает новый театральный сезон премьерой. И это лучшим образом говорит о том, что с назначением на должность главного режиссёра ТБФ Михаила Смирнова театр ожил и переживает ренессанс. Труппа полна сил и, ведомая своим молодым художественным руководителем, вовсю экспериментирует – ищет новые формы, новые тексты и новую публику.

Прошедший 84-й сезон был насыщенным и удачным для театра. Труппа успешно сыграла спектакль «Вольпоне и наследники» на сцене Центрального академического театра Российской Армии в Москве в рамках второго фестиваля драматических театров Вооружённых Сил России «Звёздная маска»; участвовала в международных учениях «Запад – 2013», за что актёры ТБФ были награждены памятными медалями; выпустила спектакль по пьесе современного ирландского драматурга Мартина МакДонаха «Калека с острова Инишмаан» и начала работу над следующей постановкой. А помимо этого актёры играли существующий репертуар и экспериментировали с различными новыми формами.
Весной 2014 года театр принял участие в творчески-образовательном проекте «Классная драма», по итогам которого, в соавторстве с кронштадтскими школьниками, были созданы и показаны 12 пьес. Но главным экспериментом стала творческая работа актёров ТБФ в рамках режиссёрской лаборатории – совместного проекта Министерства культуры и Государственного Театра Наций под руководством Евгения Миронова. В течение нескольких дней, в атмосфере творческого поиска и взаимного обучения под руководством приглашённых режиссёров, актёры Театра Балтийского флота подготовили и показали эскизы трёх спектаклей по пьесам современных драматургов. Есть надежда, что при счастливом стечении обстоятельств эскизы эти будут доработаны и пополнят афишу кронштадтского театра.
Итак, на радость театралов нашего города ТБФ переживает ренессанс. И с радостью распахивает свои двери, открывая новый – 85-й по счёту – театральный сезон премьерой спектакля «Заплутавший на войне человек», поставленного Михаилом Смирновым по мотивам повести Василя Быкова «Сотников».

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Серафима БЕЛЕВИЧ


Культурный обозреватель газеты

Имя:

Эл.почта: