Навстречу доброму кино

Кинофестивал в Кронштадте 2014Три дня – с 23 по 25 апреля – под флагом доброго кино и с именем святого на устах в Кронштадте проходил первый Фестиваль духовно-нравственного кино памяти Иоанна Кронштадтского. Отечественных актёров и режиссёров, которые приехали к нам в гости, привлекла концепция фестиваля. Кронштадт встречал их ровным строем моряков Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота. По красной дорожке, ведущей в Кронштадтский Дворец молодёжи, одним из первых прошёл президент кинофестиваля Народный артист России Александр Михайлов. «Фильмы были короткими, от 2-х до 35 минут, но в этот малый хронометраж авторы вложили глубокий смысл…», – сказал актёр. И признался, что сделает всё возможное, чтобы Фестиваль духовно-нравственного кино памяти Иоанна Кронштадтского жил.

Кинофестивал в Кронштадте 2014Фестиваль создан общими усилиями и чаяниями администрации Кронштадтского района, Общественного совета по сохранению духовного и культурно-исторического наследия святого праведного Иоанна Кронштадтского, Кронштадтского Дворца молодёжи, Творческого объединения «Культурная столица» при поддержке Комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга, кинокомпании «RUD – XXI век» и МОО «Дом сотрудничества с ЮНЕСКО в
Санкт-Петербурге и Ленинградской области»

 

Духовно-нравственное кино. Какое оно?

Программа кинофестиваля состояла из короткометражных картин 2011-2014 года выпуска и была поделена на три категории: документальное, игровое и анимационное кино. Всего за три дня на единственном, главном большом экране Кронштадта было показано 12 свеженьких мультфильмов, 17 документальных короткометражек и 18 игровых картин.
Это было доброе, человеколюбивое кино, рассказывающее о милосердии, о душевной теплоте, о принятии человека со всеми его странностями и слабостями. Это было кино патриотическое, знакомящее с разнообразием культур, народов, традиций, составляющих одно историческое национальное наследие. Были фильмы, говорящие на языке малых народов России, знакомящие нас с дальними уголками нашей страны. Картины, показывающие праздники и будни цыган, один день из жизни башкирского бортника, путешествие детей вокруг Байкала, жизнь в монастыре и в больнице для онкобольных.
Всего почти 50 работ. И все они пронизаны любовью – к Богу, к природе родного края, к престарелым родителям, к детям (своим и чужим); к ближним, попавшим в беду; к животным, порой заменяющим безвременно ушедших родных.
Фестиваль доказал и показал, что духовно-нравственное кино снимается не только на темы, связанные с религией. Однако движение к свету и борьба за душу человека должна обязательно присутствовать. Как сказал кто-то из членов жюри: доброе, духовно-нравственное кино может говорить обо всём, главное – позиция художника, то, какие эмоции он хочет вызвать у зрителя своим фильмом.

Кинофестивал в Кронштадте 2014Не только взрослые поднимались в тот день на сцену Дворца молодёжи за наградами. Вышли и кронштадтские дети. Специальный приз кинофестиваля за создание мультфильма «Так всё начиналось» получили воспитанники детской киностудии «Радужка» (ДДТ «Град чудес»). В их ожившей пластилиновой истории рассказывалось
о том, как близ острова Котлин был построен форт Кроншлот

 

Главная тема – связь поколений

Одной из основных проблем, к которой обращались режиссёры, можно назвать извечный конфликт поколений. Создатели кино, рисуя жуткие картины нашей обыденной жизни, заостряют внимание на том, как порой незаметно – в больших городах, в суете современной жизни – рвётся кровная и душевная связь, соединяющая нас с теми, кто дал нам жизнь. Вспоминается фильм Евгения Бяло «Норма жизни», герой которого даже не замечает, как умирает живущий за стенкой отец. Те же, в ком любовь сильнее, пытаются быть благодарными и снисходительными, несмотря ни на что. И они похожи на молодого героя из фильма Александра Разбаша «Отец», который с жалостью и любовью смотрит на своего спившегося, опустившегося отца (создатели этой картины экранизировали повесть Антона Павловича Чехова, перенеся действие в наши дни).
К сожалению, сейчас нормой жизни стало наслаждение и потребление. Об этом также снимают кино. И вот уже дорогой телефон, забытый в гробу на похоронах дальнего родственника, как в фильме Сергея Кравчука «Ритуал», становится важнее человека, которого на глазах у зрителей провожают в последний путь…

Интересно, что если создатели игрового кино в большинстве показывали печальные картины ожесточения человеческих сердец, то режиссёры-документалисты познакомили зрителей со светлыми историями. Например, сразу четыре зарисовки из жизни отцов-одиночек представил Алексей Миллер в своём фильме «Дети и отцы».

Мнение жюри

Члены жюри фестиваля имели возможность заранее отсмотреть все картины, заявленные в конкурсе. И на церемонии закрытия объявили публике своёрешение. В итоге лучшим анимационным фильмом был назван мультик Рима Шарафутдинова «Алдар и Серый волк». Лучшим документальным фильмом стала работа Алёны Поликовской «Свой среди своих». Лучшим игровым фильмом признали почти притчевую историю Владимира Царенко «Спаси и сохрани». Лучший ансамбль члены жюри увидели в фильме Полины Коротаевой «Бумажник», а лучшую операторскую работу – в фильме Айнура Аскарова «Горький мёд». Гран-при фестиваля получил Эльнур Чурлу-Аджиев – режиссёр игрового кино «Арысь-поле». Специальный приз ЮНЕСКО был вручен режиссёру документальной ленты «Вторая положительная», поднимающей проблему важности донорского движения. Самым же трогательным фильмом в программе фестиваля стала картина Марины Румянцевой и Татьяны Элькиной «Пожалуйста, только живи». Она посвящена короткому периоду совместной жизни двухлетней детдомовской девочки, умирающей в больнице, и девушки-волонтёра, которая старается скрасить последние дни чужого ребёнка. Фильм получил специальный приз от Кронштадтского Дворца молодёжи, в который, будем надеяться, фестиваль доброго кино ещё вернётся.

Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото Олега ЗЫРЯНОВА

Башкирский лес
или турецкие пляжи?

Горький мёдВ номинации «лучшая операторская работа» победил документально-постановочный фильм молодого, но уже титулованного башкирского режиссёра Айнура Аскарова «Горький мёд». Съёмки большей частью проходили в лесу. И были довольно экстремальными: в кадре живой медведь и окрестности заповедного леса, которые сняты с вершины сосны. Оператор вместе с главным героем фильма – стариком-бортником – лезет на вековую сосну. Герой, чтобы набрать для приезжающих внуков самого лучшего мёда. А человек с камерой, чтобы показать красоту родного края, которому так предан этот старик. Боль фильма в том, что аккуратный, ироничный, не позволяющий себе размякнуть, но давно покинутый детьми старик внуков не увидит. Его лесу они предпочли турецкие пляжи. Фильм снят на киностудии «Башкортостан». Идёт на башкирском языке.

Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Кинофестивал в Кронштадте 2014 Открытие кинофестиваля в Кронштадте 2014 Открытие кинофестиваля в Кронштадте 2014 Открытие кинофестиваля в Кронштадте 2014

 

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Серафима БЕЛЕВИЧ


Культурный обозреватель газеты

Имя:

Эл.почта: