Навстречу доброму кино
Три дня – с 23 по 25 апреля – под флагом доброго кино и с именем святого на устах в Кронштадте проходил первый Фестиваль духовно-нравственного кино памяти Иоанна Кронштадтского. Отечественных актёров и режиссёров, которые приехали к нам в гости, привлекла концепция фестиваля. Кронштадт встречал их ровным строем моряков Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота. По красной дорожке, ведущей в Кронштадтский Дворец молодёжи, одним из первых прошёл президент кинофестиваля Народный артист России Александр Михайлов. «Фильмы были короткими, от 2-х до 35 минут, но в этот малый хронометраж авторы вложили глубокий смысл…», – сказал актёр. И признался, что сделает всё возможное, чтобы Фестиваль духовно-нравственного кино памяти Иоанна Кронштадтского жил.
Фестиваль создан общими усилиями и чаяниями администрации Кронштадтского района, Общественного совета по сохранению духовного и культурно-исторического наследия святого праведного Иоанна Кронштадтского, Кронштадтского Дворца молодёжи, Творческого объединения «Культурная столица» при поддержке Комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга, кинокомпании «RUD – XXI век» и МОО «Дом сотрудничества с ЮНЕСКО в
Санкт-Петербурге и Ленинградской области»
Духовно-нравственное кино. Какое оно?
Программа кинофестиваля состояла из короткометражных картин 2011-2014 года выпуска и была поделена на три категории: документальное, игровое и анимационное кино. Всего за три дня на единственном, главном большом экране Кронштадта было показано 12 свеженьких мультфильмов, 17 документальных короткометражек и 18 игровых картин.
Это было доброе, человеколюбивое кино, рассказывающее о милосердии, о душевной теплоте, о принятии человека со всеми его странностями и слабостями. Это было кино патриотическое, знакомящее с разнообразием культур, народов, традиций, составляющих одно историческое национальное наследие. Были фильмы, говорящие на языке малых народов России, знакомящие нас с дальними уголками нашей страны. Картины, показывающие праздники и будни цыган, один день из жизни башкирского бортника, путешествие детей вокруг Байкала, жизнь в монастыре и в больнице для онкобольных.
Всего почти 50 работ. И все они пронизаны любовью – к Богу, к природе родного края, к престарелым родителям, к детям (своим и чужим); к ближним, попавшим в беду; к животным, порой заменяющим безвременно ушедших родных.
Фестиваль доказал и показал, что духовно-нравственное кино снимается не только на темы, связанные с религией. Однако движение к свету и борьба за душу человека должна обязательно присутствовать. Как сказал кто-то из членов жюри: доброе, духовно-нравственное кино может говорить обо всём, главное – позиция художника, то, какие эмоции он хочет вызвать у зрителя своим фильмом.
Не только взрослые поднимались в тот день на сцену Дворца молодёжи за наградами. Вышли и кронштадтские дети. Специальный приз кинофестиваля за создание мультфильма «Так всё начиналось» получили воспитанники детской киностудии «Радужка» (ДДТ «Град чудес»). В их ожившей пластилиновой истории рассказывалось
о том, как близ острова Котлин был построен форт Кроншлот
Главная тема – связь поколений
Одной из основных проблем, к которой обращались режиссёры, можно назвать извечный конфликт поколений. Создатели кино, рисуя жуткие картины нашей обыденной жизни, заостряют внимание на том, как порой незаметно – в больших городах, в суете современной жизни – рвётся кровная и душевная связь, соединяющая нас с теми, кто дал нам жизнь. Вспоминается фильм Евгения Бяло «Норма жизни», герой которого даже не замечает, как умирает живущий за стенкой отец. Те же, в ком любовь сильнее, пытаются быть благодарными и снисходительными, несмотря ни на что. И они похожи на молодого героя из фильма Александра Разбаша «Отец», который с жалостью и любовью смотрит на своего спившегося, опустившегося отца (создатели этой картины экранизировали повесть Антона Павловича Чехова, перенеся действие в наши дни).
К сожалению, сейчас нормой жизни стало наслаждение и потребление. Об этом также снимают кино. И вот уже дорогой телефон, забытый в гробу на похоронах дальнего родственника, как в фильме Сергея Кравчука «Ритуал», становится важнее человека, которого на глазах у зрителей провожают в последний путь…
Интересно, что если создатели игрового кино в большинстве показывали печальные картины ожесточения человеческих сердец, то режиссёры-документалисты познакомили зрителей со светлыми историями. Например, сразу четыре зарисовки из жизни отцов-одиночек представил Алексей Миллер в своём фильме «Дети и отцы».
Мнение жюри
Члены жюри фестиваля имели возможность заранее отсмотреть все картины, заявленные в конкурсе. И на церемонии закрытия объявили публике своёрешение. В итоге лучшим анимационным фильмом был назван мультик Рима Шарафутдинова «Алдар и Серый волк». Лучшим документальным фильмом стала работа Алёны Поликовской «Свой среди своих». Лучшим игровым фильмом признали почти притчевую историю Владимира Царенко «Спаси и сохрани». Лучший ансамбль члены жюри увидели в фильме Полины Коротаевой «Бумажник», а лучшую операторскую работу – в фильме Айнура Аскарова «Горький мёд». Гран-при фестиваля получил Эльнур Чурлу-Аджиев – режиссёр игрового кино «Арысь-поле». Специальный приз ЮНЕСКО был вручен режиссёру документальной ленты «Вторая положительная», поднимающей проблему важности донорского движения. Самым же трогательным фильмом в программе фестиваля стала картина Марины Румянцевой и Татьяны Элькиной «Пожалуйста, только живи». Она посвящена короткому периоду совместной жизни двухлетней детдомовской девочки, умирающей в больнице, и девушки-волонтёра, которая старается скрасить последние дни чужого ребёнка. Фильм получил специальный приз от Кронштадтского Дворца молодёжи, в который, будем надеяться, фестиваль доброго кино ещё вернётся.
Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото Олега ЗЫРЯНОВА
Башкирский лес
или турецкие пляжи?
В номинации «лучшая операторская работа» победил документально-постановочный фильм молодого, но уже титулованного башкирского режиссёра Айнура Аскарова «Горький мёд». Съёмки большей частью проходили в лесу. И были довольно экстремальными: в кадре живой медведь и окрестности заповедного леса, которые сняты с вершины сосны. Оператор вместе с главным героем фильма – стариком-бортником – лезет на вековую сосну. Герой, чтобы набрать для приезжающих внуков самого лучшего мёда. А человек с камерой, чтобы показать красоту родного края, которому так предан этот старик. Боль фильма в том, что аккуратный, ироничный, не позволяющий себе размякнуть, но давно покинутый детьми старик внуков не увидит. Его лесу они предпочли турецкие пляжи. Фильм снят на киностудии «Башкортостан». Идёт на башкирском языке.