Самая обаятельная и привлекательная посетила Кроншатдт
Народная артистка России Ирина Муравьёва 4 ноября — в День единства — собрала поклонников своего творчества и подарила незабываемые минуты единения и преклонения перед незаурядной личностью и талантом.
В свои 64 года Ирина Муравьёва по-прежнему обаятельная и привлекательная. Она летящей походкой вышла на сцену и с первых минут общения со зрительным залом зарядила присутствующих хорошим настроением. В списке популярных в советское время артистов Ирина Муравьёва занимает одно из первых мест. Все её героини отличались неунывающим характером и жизнерадостностью. Она и сегодня выглядит великолепно – гордая осанка и светящиеся глаза.
«Позвони мне, позвони!», – известный хит 80-х годов, исполненный вживую актрисой напомнил о популярном фильме «Карнавал», где она сыграла главную роль.
– Я специально исполнила для вас эту песню, если кто-то не узнал меня, – пошутила Ирина Муравьёва. – Тогда я была ещё совсем девчонкой…
Одержимая театром
И увлекательный рассказ о прошедших годах перенёс зрителей в детство будушей известной актрисы. Если кто-то думает, что Ирина Муравьёва снималась отчасти в автобиографичных фильмах, где её героини – несчастные, с незавидной судьбой, то заблуждается. Она – коренная москвичка, росла в интеллигентной семье. Родители не баловали девочку, а воспитывали в строгости.
– Я даже знала, что такое ремень. И неукоснительное правило: в 22.30, как штык, быть дома. Мечтала стать учителем начальных классов. Любила ставить двойки. Думаю, что я могла бы стать очень строгой учительницей… Но в старших классах увлеклась театром. В 60-х годах театры вышли на новый уровень, и первый спектакль, который я увидела – «Герой нашего времени» – меня просто потряс.
Как призналась Ирина Муравьёва, она окончательно и бесповоротно решила: буду актрисой! Родители без энтузиазма отнеслись к мечте девочки. Отец – военный инженер, имел непосредственное отношение к созданию космических ракет и видел будущее своей дочери иным.
Но Ирина Муравьёва не мыслила жизнь без театра и, когда после окончания школы не поступила во МХАТ, объявила родителям: пойду работать… уборщицей в театр. Но её инициативу не поддержали и устроили библиотекарем. На следующий год она снова держала экзамены в театральный институт. И снова – провал. Девушке было обидно: как же так? Она так рвётся к сцене, а никто это не хочет понять…
– И вдруг я узнаю, что драматическая студия при Центральном детском театре набирает слушателей. И только москвичей, – рассказывает актриса. – Я поняла: это шанс. Здесь не было такой конкуренции, как в театральный вуз – 100 человек на место. И когда я закончила своё выступление, стало ясно – меня здесь ждали. Учиться было интересно. Преподавательский состав – сильный, костяк составляли педагоги из студии-театра МХАТ. В свидетельстве, которое я получила было написано: артистка детского театра и кино…
Позднее Ирина Муравьёва получила диплом ГИТИСа, правда, как она заметила, документы, «удостоверяющие» её как профессионала, особенно нигде и не требовали. Свой первый эпизод в кино она сыграла в 1973 году, а через год ей предложили первую большую роль – Сюзанну в фильме «Чисто английское убийство».
В Детском театре она прослужила 7 лет. Затем – театр им. Моссовета, которому отдала 17 лет. По признанию актрисы, эти годы стали незабываемыми, ведь тогда она стояла на сцене вместе с именитыми мастерами, такими как Фаина Раневская, Ия Савина, Георгий Тараторкин. Тот период для Ирины Муравьёвой стал настоящей школой театрального мастерства. Роль Любки Шевцовой из «Молодой Гвардии» стала дебютом.
За эти 17 лет и в личной жизни Муравьёвой произошли знаменательные события – родились два сына. Все фильмы, прославившие Ирину Муравьёву, в том числе и «Москва слезам не верит», вышли как раз в то время, когда она играла в театре Моссовета. С 1993 года Ирина Вадимовна работает в Государственном академическом Малом театре. На прославленной сцене исполняет ряд центральных ролей русского классического репертуара.
– Я считаю себя счастливой, – призналась кронштадтцам со сцены Ирина Муравьёва. – Все роли, о которых я мечтала, мне удалось сыграть. Роли в прославленных спектаклях, таких как «Чайка» Чехова, «Лес» Островского, «Власть тьмы» Толстого, в моей театральной судьбе были знаковыми. В общем, я счастлива и живу хорошо! Вот такая моя биография в «сжатом» виде, – если хотите, то я могу её разжать…
«Москва в слезах.
Не верит»
Зрители, сидящие в зале, с удовольствием слушали искренний рассказ и не жалели аплодисментов в адрес кронштадтской гостьи. Как оказалось, с Ленинградом у Муравьёвой связаны особые воспоминания.
Её муж – режиссёр и сценарист Леонид Эйдлин – в детстве с мамой жил в блокадном Ленинграде, а папа в своё время мечтал учиться здесь в кораблестроительном институте. Кстати, как рассказала Ирина, благодаря широкому кругу друзей её отца, ей посчастливилось в детстве познакомиться с творчеством Булата Окуджавы, который был частым гостем в их доме. Его песня звучала в фильме «Эта женщина в окне», где она играла главную роль. И на своём творческом вечере она с удовольствием исполнила её для кронштадтцев.
«…Эта женщина в окне
в платье розового цвета
утверждает, что в разлуке
невозможно жить без слез…»
Женщины, сидевшие в зале, не сдерживали эмоций и говорили друг другу, как обожают Евгению, героиню Ирины Муравьёвой и, конечно, не жалели аплодисментов.
Интересно было узнать, как шла работа над легендарным фильмом «Москва слезам не верит». Его сценарий несколько лет лежал невостребованным на «Мосфильме», и за него никто из режиссёров не хотел браться, посокольку сюжет был простой и незамысловатый – про судьбу трёх провинциалок. Тема не новая, ничего неожиданного, цепляющего не предвещала.
– Когда Владимир Меньшов предложил прочитать сценарий, тотчас же решила: роль, которую мне предлагали, – для меня, – рассказала Муравьёва. – Но художественный совет нас: меня, Веру Алентову и Раису Рязанову – долго не утверждал. И только на четвёртый раз наша троица получила «добро» на съёмки. Мы играли легко, с придумками. Главный выдумщик – Владимир Меньшов. Работа у нас шла весело, даже озорно. Когда настал момент просмотра отснятого материала, я была в ужасе. Рыдала! Я показалась сама себе настолько легкомысленной, что подумала: вот весь фильм прохихикала и образ, который был нужен, не создан. Не понравилась себе.
Её героиня Людмила показалась ей олицетворением всего, что Муравьёва не любила в людях: хамства, наглости и бесцеремонности. Но когда актриса воочию увидела, какие очереди выстраиваются в кинотеатрах, то успокоилась. Поверила: кино получилось действительно хорошее.
Когда фильм был номинирован на премию «Оскар», все были уверены, что взять его не удастся. На церемонии награждения присутствовал атташе Советского Союза, он и привёз статуэтку в Москву. Якобы по этому поводу тогда ходил анекдот про телеграмму, посланную в Америку: «Москва в слезах. Не верит».
– Фильм в 1981-м был удостоен Государственной премии СССР, а все, сыгравшие в нём, стали лауреатами Госпремии, – уточнила Ирина Вадимовна.
Рассказ о своём творчестве Ирина Муравьёва сопровождала демонстрацией отрывков из самых популярных фильмов. Зал смеялся до слёз, когда смотрел сцену её катания на роликах из фильма «Карнавал». В этой картине она блестяще сыграла провинциалку Нину Соломатину, мечтавшую стать киноактрисой. Знаменитая сцена-монолог у телефона-автомата «Позвони мне, позвони!» стала всенародным хитом на долгие годы. В 1982 году Ирина Муравьёва была признана лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран». В том же году фильм «Карнавал» побил все рекорды, став лидером кинопроката.
Волну положительных эмоций вызвали отрывки из фильма «Самая обаятельная и привлекательная». Как рассказала Ирина Вадимовна, сниматься в нём она решила лишь после длительных уговоров. Прочитав сценарий, она заявила режиссеру, что это, по её мнению, очередная «производственная» комедия. Снявшись в ленте, она никогда не пересматривала её. И призналась, что поначалу очень стеснялась своей работы в этой картине: «Только название кто-нибудь произносил, а я уже красными пятнами покрывалась». И только спустя несколько лет, осознала: фильм получился на высоком художественном уровне.
– С тех пор, уже не краснею, – сказала она. – Вообще работа над фильмом шла очень интересно. Там собралась потрясающая команда актёров: Татьяна Васильева, Mихaил Кoкшeнoв, Александр Абдулов, Александр Ширвиндт. Все фонтанировали своими идеями. У многих было своё видение роли. Но режиссер фильма Геральд Бежанов не позволял добавлять не только ни одного слова от себя, но и ни в коем случае не менять их местами. И он был прав, только дай волю актёрам, то каждый бы вносил что-то своё… И тогда в итоге ничего бы не вышло.
Судьбы
счастливый билет
Если в фильме «Москва слезам не верит» героиня Муравьёвой Людмила на вопрос про лотерейный билет: везло ли ей в выигрыше, отвечает: «Да. Выигрывала. Два раза по рублю», то в жизни самый счастливый лотерейный билет, – это её семья. Муж. Вместе они уже сорок лет. Об этом без утайки она расказала на творческом вечере в Кронштадте. Тема семьи красной нитью прошла на протяжении всей встречи. Особенно тепло она вспоминала маму и папу, которые прожили вместе 62 года. Нашли они друг друга в 1945 году, в Германии. Было любопытно узнать историю знакомства будущих родителей звезды советского кино. Сразу после окончания школы, юноша добровольцем ушёл на фронт, дошёл до Германии. Там он встретил свою любовь – немцы угнали девушку из Белоруссии – освободил её из фашистского плена.
– Молодой боец прошел от начала до конца всю войну. Моя бабушка горячо молилась за него, а в гимнастёрку зашила молитву «Живый в помощи Вышняго». Вот какая у меня была бабушка! Ему повезло, он не был даже ни разу ранен, – рассказала Ирина Вадимовна. – Мама была военнопленной и работала у немцев. Хозяева не обижали, но работать приходилось много. Она выучила немецкий. С папой познакомилась в июне, а в сентябре уже поженились. 9 мая – для нас особый праздник. Этот день особенно почитаем в нашей семье, это – святая тема.
Почти двухчасовое общение со зрителями пролетело незаметно. Ирина Муравьёва очаровала. В заключение вечера прозвучала песня Вероники Долиной «Осторожно, гололёд!». Негромкий и приятный голос Ирины Муравьёвой, как мне показалось, нашёл отклик в сердце каждого, кто оказался на творческом вечере в тот праздничный день. Зритель был един в почитании таланта артистки, поистине уже ставшей всенародной. И всегда — самой обаятельной и привлекательной.
Лариса ЮЖАНИНА
Написать комментарий: