Ольга Алексеевна Тимакова: Не заставляю, но приговариваю: «Сажайте корешками вверх»

DSCF3435_корОльга Алеексеевна Тимакова слушает выступление
своей ученицы на школьной научно-практической конференции «Мы из Кронштадта»

Третий год школьники начальных классов страны обучаются по федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения. Чему теперь учат и как усваивают дети новую программу, рассказала Ольга Алексеевна Тимакова, Почётный работник народного образования, работающая в 422-й школе с 1979 года.

– Ольга Алексеевна, Вы уже 35 лет учите кронштадтских детей. Как изменилась школа, как изменились программы, как изменились дети и учителя?
– Я всегда любила работу в школе. Но сейчас – это сплошное удовольствие. Класс изумительный, оборудование – прекрасное. Компьютер, документ-камера. Раньше это был громоздкий проектор, который нужно было брать в методическом кабинете. Теперь можно без труда спроецировать на экран любой образец или пример. Интерактивная доска, на которой пишем стилосом, и белая доска, на которой пишем разноцветными маркерами и смываем обычной тряпочкой. Видеодоска, телевизор и караоке. Конечно, я училась, чтобы всем этим пользоваться. Освоила компьютер, научилась печатать и ладить с интернетом. Сама сделала свой сайт – долго не получалось, но разобралась — никого не просила. А по-другому никак нельзя. У всех теперь дома компьютер. Стандарты второго поколения нацелены не на усвоение суммы знаний, а на овладение универсальными учебными действиями.
– Учатся добывать знания?
– Учатся выбирать тему, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезу, собирать доказательства, беря всё самое ценное, анализировать, делать выводы, оформлять работу и рассказывать кратко и доступно, пользуясь подготовленной презентацией. Раньше надо было всё держать в уме, а теперь — смотри и говори. Поэтому у современных детей хорошо развивается зрительная память. На урок некоторые приходят с флешкой. Флешку в компьютер, и к экрану — рассказывать.
А если в доме нет компьютера. По принципиальным соображениям, например?

– В основном есть. Для учебных целей. Но можно готовить не видеопрезентацию, а газету. А материал брать в библиотеке. В нашем классе, кстати, любят стенгазеты. Праздник или событие – приносят ватман и рисуют все вместе. Бывает, вся стена завешана стенными газетами. В новой программе много творчества, и развивает она творческие способности.
– На творчество способен каждый ребёнок?
– Считается, что каждый. Но это не так. Ребёнка должны направлять взрослые. В классе поможет учитель, а дома – родители.
– Если родители не творческие или заняты?
– Всё равно стараются, тянутся за другими. Пусть неаккуратно, однако делают. Все классные праздники мы проводим без родителей. Дети активные – справляемся! Мы с ребятами участвуем во всех конкурсах, которые нам предлагают, во всех олимпиадах. Никого не заставляю – сами стремятся попробовать свои силы. Просто предлагаю. Однако время от времени в различных ситуациях приговариваю: «Сажайте капусту корешками вверх».
– Что это означает?
– Старец наказывает послушнику сажать капусту корешками вверх, а послушник сажает капусту корешками вниз. «Да что же вырастет, если посадить корешками вниз, отче?», – спрашивает послушник. «Послушание, сын мой, послушание!», — отвечает старец.
– Активность, творчество и послушание – как удаётся совместить несовместное? — получить ответ на этот вопрос не удаётся. Звенит звонок, который зовёт учителя в класс.
– Активных, творческих и послушных учеников Вам, Ольга Алексеевна! Спасибо за беседу.

Как удаётся совмещать активность, творчество и послушание, можно узнать на сайте nacalnaaskola2013, на странице учителя начальных классов Ольги Алексеевны Тимаковой, где она делится секретами своего мастерства. Один из текстов, дающих представление о методах работы педагога — «Мой личностно ориентированный подход к детям в организации учебно-воспитательной работы».

Надежда РЫБАКОВА, фото автора

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Надежда РЫБАКОВА


Редактор отдела социальной жизни, заместитель редактора

Имя:

Эл.почта: