Мудрости, любви и терпения
О миссии учителя накануне профессионального праздника наш корреспондент беседует с Ниной Викторовной Кудриной, которая более двадцати лет (с 1988 по 2008) возглавляла отдел образования Кронштадтского района.
– Нина Викторовна, Вы знамениты тем, что в трудные для страны годы сумели не только сохранить все учреждения образования Кронштадта, но и в соответствии с требованиями времени создать новые. Именно в эти годы многие учителя Кронштадта были отмечены региональными и правительственными наградами. Более десяти педагогов получили звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», выше которого для учителя только одно — «Народный учитель Российской Федерации».
– В истории Кронштадта нет пока ни одного Народного учителя. Звания же «Заслуженный учитель Российской Федерации» были удостоены 18 педагогов Кронштадта, четверо из которых, к сожалению, ушли из жизни, а большинство – пенсионеры. Продолжают свою педагогическую деятельность – Розалия Германовна Лесникова (4 класс 424-й школы), Наталия Фёдоровна Чашина (директор ГДОУ № 18), Галина Алексеевна Любимцева (КМКК) и в какой-то мере Валерий Александрович Власов (глава муниципалитета, исполняющий полномочия председателя Муниципального совета).
«Заслуженный» – это высокое звание. В лихие 90-е разработали систему наград, чтобы поддержать авторитет учителя. До сих пор сокрушаюсь о том, что отменили ежегодный районный праздник «Звёздный путь», на котором мы честовали педагогов, отмеченных различными наградами за свой труд, и таким образом праздновали День учителя. Награждено много руководителей образовательных учреждений. Это оправданно, потому что организатор образования – личность, которая ведёт за собой свою образовательную команду. Среди тех, кто получил звание «Заслуженный», нет случайных людей. Это было понятно по тому, какая атмосфера царила в кино-концертном зале «Бастиона» во время праздника. Поздравляют коллеги, ученики, их родители. Виктор Леонидович Суриков обязательно готовил подарки от главы администрации каждому награждённому. Годы были совсем не тучные, но всегда находили ресурсы.
– Мог ли в команде «заслуженных» оказаться случайный человек?
– В этой команде случайных людей нет. Нам практически никогда не возвращали документы на доработку, так как наша комиссия работала очень хорошо. Даже выйдя на пенсию, эти люди соответствуют своему высокому званию. Они и сегодня проявляют интерес к судьбе города и испытывают боль, если что-то, по их мнению, не так, в том числе и в системе образования района или в их родном образовательном учреждении. И наооборот — радуются, если узнают о достижениях своих коллег и их учеников.
– Какого бы учителя Вы желали для своих внуков?
– Учителя, который в каждом ученике видит индивидуальность, любит своё дело и предан ему. Пусть будет таким, чтобы ребёнок с удовольствием шёл в школу. Для меня это всегда показатель. Нормально, чтобы у учителя было желание учить, а у ученика — учиться. И очень важно это желание не отбить. Розалия Германовна Лесникова — чем её служение в школе не подвиг?
– Розалия Германовна – единственная из «Заслуженных», которая продолжает работать в школе?
– Да, это так. Говорила с нею недавно. Она, как всегда, в хорошей форме, активна и не жалуется на усталость, хотя только что отметила своё 70-летие. При этом никогда не отказывается ни от чего нового, учится сама, твёрдо верит в своё дело и всегда достигает успеха. Неслучайно родители стремятся отвести ребёнка именно к ней в класс. Кронштадт – уникальный город. Здесь не слукавишь. У нас нельзя долго маскироваться, надувать щёки — всё быстро откроется. Дети и родители голосуют ногами: идут туда, где хорошая атмосфера, хорошее отношение к ученикам и хорошие результаты. Представляете, какую надо иметь душу, чтобы любить чужих детей? Идеально, чтобы школу возглавлял талантливый управленец. Ведь учитель — хрупкое создание. Его надо чувствовать, улыбаться ему каждое утро и поддерживать. Директор, на мой взгляд, — сверхличность, потому что ему доверены судьбы учителей, учеников и их родителей. Ни золотые стены, ни тысячи компьютеров не заменят атмосферу школы — живую и здоровую, а она, как я уже сказала, зависит от школьной образовательной команды. Вот такой школы я хочу для своих внуков, детей Кронштадта, да и всей страны.
– Почему «Звёздный путь», который ежегодно проводился в «Бастионе», был приурочен ко Дню учителя?
– «Звёздный путь» помогал педагогам школ, детских садов, других образовательных учреждений ощущать себя командой. Помогал укреплять свои силы и не допускать профессионального выгорания. Думаю, неплохо было бы его вернуть кронштадтским учителям… Желаю всем моим коллегам мудрости, любви и терпения! С днём учителя!
Надежда РЫБАКОВА
Фото автора
Звания «Заслуженный учитель РФ»
в Кронштадте удостоены
Калерия Викторовна Валюгина, директор школы № 422.
Валерий Александрович Власов, директор ДЮСШ, депутат МС.
Галина Ивановна Галеева, директор школы № 667.
Нина Александровна Зайцева, учитель биологии школы № 425.
Анна Марковна Космачёва, учитель математики школы № 422.
Нина Викторовна Кудрина, начальник РОО.
Розалия Германовна Лесникова, учитель начальных классов школы № 424.
Галина Алексеевна Либимцева, директор школы № 418, работает в КМКК, депутат МС.
Вера Петровна Можжерина, учитель доп. образования ДДТ «Град чудес.»
Зоя Константиновна Семикина, учитель начальных классов школы № 425.
Лидия Дмитриевна Сухарева, методист НМЦ.
Инна Яковлевна Ткачёва, директор шк. № 427
Наталия Фёдоровна Чашина, заведующая ДОУ № 18, работает в ГДОУ № 18, депутат МС.
Галина Ивановна Шаратунова, учитель физики школы № 427.
Людмила Трофимовна Алёхина, директор клуба «Юный моряк».
Александра Фёдоровна Фёдорова, директор школы № 418.
Екатерина Яковлевна Ларионова, учитель начальных классов школы № 424.
Римма Герасимовна Турищева, учитель ИЗО, школы № 424, КМКК.
Из Положения о почётном звании«Заслуженный учитель Российской Федерации»
Почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» присваивается высокопрофессиональным учителям, преподавателям, воспитателям и другим работникам дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений всех видов, учреждений дополнительного (внешкольного) образования, детских домов, учреждений начального, среднего профессионального образования, учреждений высшего педагогического образования, институтов повышения квалификации работников образования, органов управления образованием, научно-исследовательских институтов системы образования за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности, обеспечивающей получение обучающимися и воспитанниками глубоких знаний, развитие и совершенствование их творческого потенциала, в создании инновационных учебно-методических пособий, программ, авторских методик, участии в научно-методическом обеспечении образовательного процесса и работающим по специальности 15 и более лет.
Написать комментарий: