Пусть хор поёт, а не финансы

Первого февраля 2013 года власти сообщили коллективу Дворца культуры о своих намерениях перевести творческие объединения на другие площадки и начать ремонтные работы. Ремонта желали и ждали. Однако он всё равно оказался неожиданным. Почему? Корреспондент «Кронштадтского вестника» встретилась с руководителями творческих коллективов и подготовила вопросы директору ДК Александру Александровичу Никитину, на которые он ответить не смог, так как по семейным обстоятельствам вынужден был на время уехать из Кронштадта. Беседа состоялась с Ларисой Александровной Осадчей, начальником отдела культуры.

Корр.: Лариса Александровна, Дворец культуры много лет ждёт ремонта, и то, что работы вскоре должны начаться, не может не радовать. Однако, если раньше речь шла о поэтапных работах без выселения основных творческих коллективов («КВ» № 49 от 16. 12.2011; «КМВ» № 25 от 09. 12. 2011), то теперь — обязательный и немедленный переезд? С чем это связано?
Л. А. Осадчая: Это подтверждено документами, которые перед вами: акт технической проверки, выполненный еще в 2010 году, а также акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности (98 замечаний) и предписание об исправлении нарушений пожарной безопасности, которые должны быть устранены до 1 апреля 2013 года. Плановая проверка проведена 12 декабря 2012 года на основании распоряжения отдела надзорной деятельности от 27 ноября 2012 года. Как известно, меры принуждения к выполнению требований пожарной безопасности ужесточились, а Дворец, построенный в 1879 году, просто не может соответствовать современным правилам без серьезной реконструкции — почти сто замечаний говорят именно об этом. Когда обещали ремонтировать и продолжать репетиции, не рассчитывали, что надо будет менять деревянные перекрытия, однако менять их необходимо, и выводить коллективы из здания на время ремонта придётся.
Корр.: Творческие сотрудники Дворца считают, что директор ДК и Вы, как начальник отдела культуры, планируете избавиться от неугодных людей и непрестижных или немодных творческих коллективов. В доказательство привели следующую хронологию развития событий внутри и вокруг Дворца:
1. В конце ноября 2012 года на собрании руководителей творческих коллективов ДК директор А. А. Никитин сообщил, что денег на капремонт в 2013 году Санкт-Петербург не выделил, возможно, не выделит и через год, и ДК, возможно, не будет вообще.
2. В ноябре же 2012 года худрука А. В. Карпова отстранили от его работы, введя должность замдиректора по основной деятельности и передав ему функциональные обязанности художественного руководителя ДК. Карпова подчинили его новому заму.
3. 12 декабря — проверка органами госпожнадзора, во время которой инженер по строительству сам показывал проверяющим, где и что рушится в ДК.
4. 13 декабря подписан приказ главы администрации А. М. Горошко о размещении ДК по адресам: Дворец молодежи и клуб «Котлин», в связи с ремонтом.
5. 18 декабря 2012 директор сообщил коллективу, что ремонта не будет, но эвакуироваться надо.
6. 26 декабря года в ДК заказали офисную мебель по госзакупке на 402 тысячи рублей, которую завезли в «разрушающееся здание» 1 февраля 2013 года.
7. 17 января 2013 года собрали журналы учета клубных формирований на проверку (документы строгой отчетности, основание для начисления заработной платы) и не возвращают уже почти месяц.
8. 24 января 2013 на заседании МС обсуждали проблемы ДК в присутствии директора А. А. Никитина. Депутаты попросили показать им предписание госпожнадзора — Никитин сказал: документ — в отделе культуры. В этот же день на совещании в администрации нашли для ремонта ДК 11 млн. рублей, которые не могли найти с 2005 года.
9. С приходом «новой» администрации в ДК, предназначенном для творчества, это самое творчество умаляется и оглупляется. Практикуются всяческие блага для приближенных к «столику короля», получающих премии и
надбавки, а приближенные творческие коллективы — заграничные поездки и костюмы.
10. Для всех коллективов невозможно найти подходящие для занятий помещения, что приведет к естественной гибели некоторых.
Л. А. Осадчая: Хочу сразу сказать, что ни о каком закрытии, продаже, перепрофилировании речи не идёт. У меня, как и у многих кронштадтцев, было счастливое детство — был ДК, и я занималась практически во всех кружках — танцевальном, вязания, кройки и шитья, кружке мягкой игрушки, пела в хоре. С удовольствием посещала утренники, тематические мероприятия, ходила на концерты и в кино. Как можно лишить наших детей этой радости? Вы правильно сказали — ремонт — это долгожданное событие, но не простое. Для всех коллективов, кроме «Фреско», помещения нашли. «Радуга» и «Акцент», будут размещаться на объектах Минобороны — в КМКК и «Матросском клубе». Надеемся, что «Фреско» возьмёт под своё крыло бывший ДОФ. Командиру ЛенВМБ написали официальное письмо с просьбой. Что касается должностных обязанностей худрука. До 2010 года, до того момента, как Дворец культуры образовался как самостоятельное учреждение, был и зам. по основной деятельности, и художественный руководитель. Заместитель занимался контролем за журналами учета клубных формирований, планированием, отчетами. Худрук — творчеством. После реорганизации в декабре 2011 года, эта работа легла на худрука. Мы ценим талант, знания и опыт заслуженного работника культуры, депутата МС Карпова, но с документами Александр Васильевич справляется не очень хорошо. Фестиваль «Кронштадтская осень», патриотика — в этом ему нет равных. Александр Васильевич блестяще проводит мероприятия для старшего поколения, сохраняя всё лучшее, что у нас есть. Должность замдиректора по основной деятельности введена для того, чтобы «закрывать» вопросы, связанные с ведением документов, и искать новые направления. Остальные вопросы, думаю, корректнее задать непосредственно директору.
Корр.: У маленьких «радужат» нет занятий с декабря, они беспокоятся, что будет дальше?
Л. А. Осадчая: Галина Ивановна Кокошникова с октября 2011 года работает в Морском кадетском корпусе. В ДК — внешним совместителем на 0,5 ставки. По её предложению на период капремонта местом для репетиций «Радуги» определён КМКК. Дополнительное пожелание Галины Ивановны — установка балетных станков в помещениях кадетского корпуса — администрация Дворца выполнила. Информацию об отсутствии репетиций в
«Радуге» я проверю. Но в нашем последнем разговоре 5 февраля Галина Ивановна заверила, что её все устраивает.
Корр.: Может быть, Вы поясните, как выбирают коллективы для выездных фестивалей, поездок?
Л. А. Осадчая: Отдел культуры организацией выездов и финансированием поездок не занимается. Нет такой статьи расходов — только смета на городские и праздничные мероприятия. Дом народного творчества, наш методический центр, составляет план работы на год. Там расписаны все городские конкурсы и фестивали, в которых предлагают выступить. Многие руководители творческих коллективов сами ищут конкурсы, в которых участвуют. Кроме того, каждое госучреждение сегодня может установить творческие контакты с любым аналогичным учреждением близкого и дальнего зарубежья для творческих обменов.
Корр.: Лариса Александровна, по сведениям из ДК, с 1 января 2013 года госзадание сокращено в два раза. Разве это не влечёт за собою сокращение штатов и коллективов? Еще год назад в ДК было 26 клубных формирований, теперь 17. Объём творчества, если можно так сказать, сократился, а количество административно-хозяйственных сотрудников увеличился: из 42 штатных единиц, творческих сотрудников всего 18, тогда как по нормативам должно быть с точностью до наоборот. Сокращаем творчество и творческих?
Л. А. Осадчая: Основу любого культурно-досугового учреждения составляют творческие коллективы. Нет творческих коллективов — нет Дворца культуры, поэтому, повторюсь, ни один коллектив не будет сокращен или закрыт, если только это не будет решением руководителя кружка. Информация относительно сокращения госзадания в два раза, мягко говоря, преувеличена. Госзадание тесно связано с зарплатой, которая исчисляется, исходя из количества оказанных услуг, отраженных в Государственном задании: это проведение культурно-массовых и просветительских мероприятий, фестивалей, выставок, организация клубных формирований.
Конечно, учреждению без своей сценической площадки, трудно провести то количество мероприятий, которое было раньше, при наличии хотя бы Малого зала ДК. И здесь должно быть решение коллектива: хотите чтобы все оставались на местах, — проводите утвержденное количество мероприятий, обеспечивайте утвержденное количество занимающихся в кружках. Детская музыкальная школа №8 и Детская художественная школа им. Аникушина за годы капремонта не потеряли ни одного учащегося, несмотря на объективные трудности и проблемы.
Людмила Семёнова вела три коллектива: «Паллада», «ВТО», «Акцент». Теперь, по её решению, два коллектива «ВТО» и «Акцент» объединены в один. Это те же полторы ставки, что и были. Из хореографического коллектива «Ритм и мы» выросли «Талисман» и «Молодость». «Талисман» перешёл в стены Дворца молодежи. Руководитель театральной студии в ноябре 2012 года уволилась по состоянию здоровья, руководитель «Улыбки» в сентябре стала мамой, сейчас не работает. В декабре 2012 в ДК насчитывалось 22 формирования, включая общественные любительские объединения. Общее количество занимающихся в учреждении — 475, в том числе 235 детей. Я не вижу, чтобы кого-то выгоняли и закрывали. Напротив, пора открывать клубы прикладного творчества для женщин элегантного возраста, детские фольклорные коллективы, школу эстетического развития будущих мам, Театр песни. Форм очень много.
Соотношение творческих работников и административно-управленческого персонала. На мой взгляд, представленные подсчеты не совсем верные. Кого относить к творческим, а кого к административно-хозяйственным работникам, пока не решено даже на уровне Министерства культуры РФ. Со дня на день ждем методические рекомендации. С учетом капремонта, изменения по кадрам будут как раз в отношении административно-хозяйственных единиц, а не творческих. Но после того, как будет проведена проверка деятельности учреждения Комитетом по культуре. Творчество и «творческих» никто не собирается ни реорганизовывать, ни разгонять, ни ущемлять. Самое главное на сегодня — подобрать помещения для всех имеющихся коллективов и создать нормальные условия для работы. Может быть, не идеальные. И здесь мы надеемся на понимание и мудрость их руководителей. Сегодня уже подобраны помещения для репетиций: «Феерия» будет заниматься по адресу Флотская улица, дом 12, «Радуга» — в Кронштадтском морском кадетском корпусе, «Паллада» — в ДДЮТ «Град чудес», «Акцент» — в Матросском клубе, Студия академического вокала — в ДМШ № 8, «Ритм и мы» и «Молодость» — в 422-й школе, Академический женских хор и Хор русской песни — в 423-й школе, «Любознашки» и «Ступени» — в 422-й школе, «Старая пластинка» и «Вдохновение» — в Комплексном центре социального обслуживания. Всё, что можно, мы сделаем для коллективов максимально хорошо. Нерешенным остаётся вопрос по коллективам Т. С. Мартыновой. Может быть, кто-то из читателей предложит приемлемые для занятий вокалистов варианты. Кронштадтский дворец культуры — это единственное культурно-досуговое учреждение в районе для людей всех возрастов. Оно необходимо. И оно будет.
Корр.: Очень страшно, что ремонт начнут, потом деньги кончатся, и здание будет стоять и пропадать без коллективов. Можете ли успокоить на этот счет?
Л. А. Осадчая: Финансы есть финансы, и гарантом я выступать не могу. Пишем и обращаемся везде, куда только можно. Подавали заявку в бюджет на 2013 год — отказ, писали двум депутатам Законодательного собрания Санкт-Петербурга С. А. Анденко и А. Н. Кривенченко — ответов нет. Писали в Комитет по культуре — увы. Тем, кто распространяет слухи относительно продажи здания Дворца, скажу следующее. Всё-таки надо адекватно воспринимать то, что очевидно. Музыкальная школа, художественная, библиотеки, школы, детские сады, музеи, учреждения социальной защиты, здравоохранения — всё строится, всё делается для детей, для людей. Скажите, хоть одно госучреждение Кронштадта, закрывшееся на капремонт, было продано? Обращаю внимание — государственное, поскольку объекты Минобороны не принадлежат городу. Когда в 90-е по всей стране закрывались учреждения допобразования детей, школы искусств, Петербург не позволил ничего закрыть или продать, это чуть ли не единственный субъект Российской Федерации, который сохранил классическое предпрофессиональное музыкальное и художественное образование детей, которым мы сегодня гордимся. Свою задачу как начальника отдела культуры я вижу в том, чтобы по окончании капитального ремонта наш Кронштадтский Дворец был лучшим в Санкт-Петербурге. Не сомневаюсь, что так и будет.
Корр.: Спасибо за беседу.

Надежда РЫБАКОВА

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Надежда РЫБАКОВА


Редактор отдела социальной жизни, заместитель редактора

Имя:

Эл.почта: