Петровский док. Сохранить нельзя трогать. (архитекторы взялись за старинное гидротехническое сооружение )

Студенты выпускного курса Художественно-промышленной Академии им. Штиглица Евгений Головко и Игорь Ванге посвятили музеефикации Петровского дока свой дипломный проект. Его можно назвать наиболее футуристическим и наименее кронштадтским из всех, что были представлены на конкурс, который осенью прошлого года объявил Музей истории Кронштадта. Прием заявок закончился в апреле 2012-го. А на прошлой неделе шесть творческих групп представили свои проекты экспертной комиссии и кронштадтской общественности — 17 мая в читальном зале Центральной библиотеки обсуждать судьбу дока собрались краеведы, историки, музейные работники и бывшие морзаводовцы. 

Дискуссия получилась жаркой. Решали, что можно и нужно установить в Петровском доке после его музеефикации — парусник, подводную лодку или дирижабль.
— Мы знаем, что в настоящее плавание из Петровского дока уже не уйдет ни один корабль. Однако саму идею плавания мы не хотели бы потерять, — сказал Евгений Головко (на фото — слева), представляя собственный проект. — Потому мы решили заменить морское судно воздушным кораблем и поместить в доке дирижабль, который сможет легко подниматься в воздух, парить над Кронштадтом, а потом снова прятаться в недрах застекленного дока.
По мнению молодого архитектора, дирижабль может стать новым символом, визитной карточкой Кронштадта.

Настоящих кораблей в Петровском доке больше не будет. Кронштадтский Морской завод отказался от старого гидротехнического сооружения. В конце 2011 года приказом № 2742 министр обороны Российской Федерации подтвердил передачу дока в собственность города Санкт-Петербурга. Но о том, как сложится судьба уникального исторического объекта, сотрудники Музея истории Кронштадта решили побеспокоиться задолго до подписания приказа. В октябре 2011 музей объявил конкурс проектов музеефикации Петровского дока. На конкурс было подано шесть работ. Свои идеи пришедшим 17 мая в читальный зал Центральной библиотеки кронштадтцам представили Институт графического дизайна, Ленинградский проектный институт на речном транспорте, Художественно-промышленная Академия им. Штиглица, архитектурное бюро «Симметрия», авторский коллектив «ДАКРУС» и молодой петербургский архитектор Денис Настас.
— Мы сегодня не обсуждаем перспективы развития территории Адмиралтейства, тем более что она пока принадлежит Министерству обороны. В данном случае мы рассматриваем док, сливной канал, бассейн и Адмиралтейство как несколько различных объектов, — сразу сообщила собравшимся начальник отдела экономического развития Лиана Кулькова. Однако большинство представленных проектов территорией крест-канала не ограничились.
Так зодчие из архитектурного бюро «Симметрия» решили надстроить кирпичные здания старых складов стеклянными мансардами, перекинуть через Обводный канал несколько пешеходных мостов, отдав всю территорию Адмиралтейства под выставочные площади, торгово-развлекательную и офисно-деловую зоны. В самом доке, по их замыслу, должны быть установлены старинные суда (парусник и военный корабль советских годов), которые в целях лучшей сохранности объектов будут накрыты ассиметричными стеклянными саркофагами, соединенными крытой, тоже стеклянной галереей.

Виталий Пирогов,  директор музея «Кронштадтская крепость»:
— Вопрос идет не о музеефикации, а об уничтожении памятника 18 века! Его надо сохранять, а не закрывать современными надстройками!
Александр Еськов, краевед, член союза музейных работников Санкт-Петербурга:
Во всем мире доки стоят открытые. Только нам надо установить подлинные, поднятые со дна или списанные корабли желательно различных эпох: парусник, первый броненосец, тральщик времен Великой Отечественной войны.

Застеклить док частично или полностью, сразу же превратив его в некий полуподземный тоннель, — эта идея нашла отражение почти во всех проектах. «Глубже» всех ушли архитекторы «Ленгипроречтранса». Они придумали внутри стеклянного тоннеля организовать несколько «мокрых» отсеков, в которых будут выставлены — прямо в воде — поднятые со дна корабли и предметы.
— Устройство «мокрого» музея неприемлемо в «сухом» доке, — высказал мнение ветеран Морского завода Виталий Кошелев, наиболее активно участвовавший в обсуждении проектов. — В доке должны стоять корабли, которые с этим местом связаны, которые здесь строились, ремонтировались…
— В Кронштадт едут не за стеклом и железом. Едут увидеть корабли и фирменный красный кирпич, — считает также проработавшая на Морском заводе Галина Буданова.
Конечно, история Кронштадта, его дух и стиль должны найти отражение в новом музейном комплексе. Но перед архитекторами стояла и еще одна важная задача — создать проект, который смог бы в будущем приносить деньги. А потому рядом с историей должна соседствовать современность, посчитали авторы. Они напланировали парковки, кафешки и даже транспортную развязку вокруг Докового моста.
Авторский коллектив «ДАКРУС» преложил возвести в центре доковой крестовины башню со смотровой площадкой и статуей Андрея Первозванного наверху. В этой башне можно было бы открыть вращающийся ресторан с прекрасными видами.

Восстановить нерентабельно

Как сообщила начальник отдела экономического развития Лиана Кулькова, в ценах 2001 года реконструкция Петровского дока потребовала бы 2,5 миллиарда рублей. Сколько нужно потратить в 2012-м, считать не стали. Сразу ясно: восстановить нельзя, проще музеефицировать.

А молодой петербургский архитектор Денис Настас посчитал, что новый многофункциональный центр сможет зарабатывать с помощью услуг. В одном из каналов архитектор запланировал открыть дайвинг-центр, в другом — морской клуб, где дети смогут моделировать суда и запускать их в специальном бассейне.
В погоне за многофункциональностью архитекторы порой безжалостно разделяли единое пространство Петровского дока на различные зоны и отсеки. И лишь в Институте графического дизайна к сохранению общего ландшафта и вида подошли максимально бережно. Согласно их проекту, в центральной части дока устанавливается корабль, проникнуть в который можно по трапу. Внутри корабля будут размещены экспозиции, ремесленные мастерские, ресторан. Наверху никакого купола. Внизу, на дне дока, планируется расположить манекены или устраивать перформансы с участием актеров, переодетых мастеровыми. Чтобы вокруг корабля кипела жизнь. В таком виде Петровский док рассказывал бы об истории судоремонта в России и в Кронштадте в частности.
В течение месяца экспертный совет примет решение, согласно которому для дальнейшей реализации будет продвигаться какая-то одна из представленных идей. Она же будет корректироваться в соответствии с требованиями КГИОП, комитета по культуре и градостроительству. Возможно, итоговый проект объединит наиболее удачные решения всех архитекторов.

Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото автора

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Серафима БЕЛЕВИЧ


Культурный обозреватель газеты

Имя:

Эл.почта: