Хроника празднования

Фильм, книги, выставки – юбилей отмечали месяц

К 165-летию на Кронштадтском морском заводе подготовились основательно – и отмечали масштабно: посвящённые дате события вышли далеко за пределы календарного праздничного марта и… заводской территории. Даже целого Кронштадта корабелам было мало. Часть событий прошла в центре Санкт-Петербурга.

Генеральный директор Объединённой судостроительной корпорации Алексей РАХМАНОВ:
– За последние годы Кронштадтский морской завод сделал серьёзный шаг вперёд. В свои 165 лет он полон сил и планов. Впереди много работы. Дорогие морзаводцы, я уверен, что профессионализм и любовь к родному предприятию помогут вам справиться с самыми масштабными и ответственными задачами. Желаю всем работникам и ветеранам Кронштадтского морского завода крепкого здоровья и благополучия, а предприятию – новых успехов и многих лет процветания.

На торжественном вечере по случаю 165-летия завода
глава администрации Кронштадтского района
Андрей Кононов отметил лучших сотрудников предприятия.
Среди них – бригадир малярного цеха № 2 Александр Шовкопляс

Праздник в Кронштадтском дворце молодёжи объединил молодых представителей судоремонта и опытных заводчан, кронштадцев и жителей других районов Санкт-Петербурга. Всех охватывало чувство гордости за завод

Ледокол «Красин». 2014.
Кадр Евгении Серко можно было увидеть
на выставке «Искусство судоремонта»

2 марта лучшие сотрудники, представленные на заводскую Доску Почёта, были отмечены руководством на торжественном митинге, который состоялся в одном из цехов. Приятным сюрпризом для передовиков производства стал подготовленный подарок – каждый получил по экземпляру изданной к юбилею книги «Кронштадтский морской завод. Летопись». Митинг завершился неожиданной автографсессией – генеральный директор завода оставил памятную надпись на книгах всем желающим.
Организованный 3 марта праздничный вечер собрал в зале Кронштадтского дворца молодёжи сразу несколько поколений заводчан. На торжественном мероприятии присутствовали представители Объединённой судостроительной корпорации, Военно-морского флота, администрации Санкт-Петербурга. Высокие гости также вручили лучшим судоремонтникам грамоты и благодарственные письма. Специальное поздравление для морзаводцев прислал директор Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов. Ярким подарком для заводчан и ветеранов КМОЛЗа стал праздничный концерт и премьера фильма о современных достижениях завода.
Праздничные торжества продолжились 14 марта в Центральном военно-морском музее, где силами завода и Музея истории Кронштадта, была организована историческая экспозиция «Корабелы Кронштадта». Для морзаводцев была проведена экскурсия по выставке, рассказывающей об истории судоремонта в Кронштадте.
22 марта в Кронштадтской морской библиотеке состоялась презентация третьего выпуска книги о тружениках завода «Корабелы Кронштадта». В книге опубликованы 28 очерков о судьбах специалистов разных цехов КМОЛЗа.
28 марта морзаводцы собрались в выставочном зале ДХШ имени Аникушина на открытие художественного проекта «Искусство судоремонта» – выставку графики и фото Кронштадтский морской завод организовал вместе с художественной школой. Экспозиция объединили работы юных художников, профессиональных фотографов и ветеранов завода. Общественности был предложен их взгляд на тему производственных процессов на судоремонтном заводе.
Так начался юбилейный для Кронштадтского морского завода год… Но события – яркие, значимые, посвящённые истории и современности судоремонтного предприятия продолжились и продолжаются…

Вехи истории

1858–1917

Параходный завод стоял у истоков броненосного кораблестроения России. В доках и у стенок на корабли монтировались броневые листы, изготавливались корабельные механизмы, орудия, паровые котлы. Здесь достраивались и ремонтировались броненосцы, миноносцы, подводные корабли.

1917–1941

Завод участвовал в создании морских сил молодой Советской республики, в укреплении Красного Балтийского флота. Крейсеры «Аврора» и «Профинтерн», линкоры «Марат», «Октябрьская революция», «Парижская коммуна», эсминцы и подводные лодки проходили на заводе ремонт и модернизацию.

1941–1945

Деятельность рабочих и инженеров Морского завода в годы Великой Отечественной войны – образец подвижнического труда и героизма. Под бомбами и снарядами завод трудился, одновременно находясь в блокадном вражеском кольце и на передовой, но ни на минуту не прекращая своей работы. За вклад в подготовку Победы 31 мая 1944 года коллектив предприятия был отмечен высшей государственной наградой своего времени – Орденом Ленина. Тысячи морзаводцев награждены орденами и медалями. Четыре воина-морзаводца стали Героями Советского Союза.

1946–1991

У завода пять сухих доков и коллектив высококлассных специалистов. Он – флагман военного судоремонта среди подобных заводов на территории СССР. Именно кронштадтцам было доверено изготовление первых в стране исследовательских глубоководных аппаратов. Здесь переоборудовали суда для антарктических экспедиций и морского космического флота. Достроечные работы на атомном ледоколе «Ленин» и ТАРК «Пётр Великий» тоже производились в доках Кронштадта.

1991–2008

Завод в состоянии тяжелейшего экономического кризиса. Заказы на обслуживание и ремонт со стороны ВМФ постепенно сокращались. 20 августа 2008 года производство было остановлено, а 700 сотрудников уволены – закрытие завода для Кронштадта стало настоящей трагедией.

2010 – …

В марте 2010 предприятие возобновило работу и стало быстро наращивать объёмы производства. Пройдя процедуру акционирования, завод с 2016 года вошёл в структуру государственного холдинга АО «Объединённая судостроительная корпорация». За последнее десятилетие заводом отремонтированы более 1000 кораблей и судов! Ежегодно здесь выполняют почти 200 заказов на ремонт и сервисное обслуживание.

«В Петербурге эта выставка была в гостях.
Сегодня она – дома!»

В год своего 165-летия Кронштадтский морской завод совместно с Музеем истории Кронштадта подготовил историческую выставку «Корабелы Кронштадта» – с марта по май 2023 года она была представлена в Центральном военно-морском музее имени Императора Петра Великого, а в июле открылась в залах Музея истории Кронштадта. Экспозиция рассказывает об истории судоремонта на острове Котлин и достижениях нашего завода. Охватывает временной период от появления первых сухих доков в начале XVIII столетия до ремонта и подготовки к музеефикации первого отечественного атомохода в начале XXI века. Выставка доступна кронштадтцам и гостям острова Котлин до 20 августа.

На открытии выставки в Кронштадте присутствовали глава администрации Кронштадтского района Андрей Кононов, глава муниципального образования город Кронштадт Наталья Чашина, генеральный директор Кронштадтского морского завода Анатолий Белоев, заводчане, ветераны КМОЛЗ, их дети и внуки. Все сошлись во мнении: показывать производство, говорить о труде наших рабочих и инженеров – сейчас особенно важно.
– То, что сегодня открываются такие выставки, издаются книги о заводе, на заводе проходят экскурсии – большая и важная работа. В Петербурге эта выставка была в гостях. Сегодня она – дома! – произнесла глава МО Наталья Чашина.
В залах музея представлены макеты – образцы работ судоремонтного предприятия; фрагменты чугунного литья, которым украшал завод городские сады и парки; металлический и деревянный инструмент корабелов 19-го и 20-го веков. Основу экспозиции составили предметы, до 2000-х принадлежавшие заводскому музею и переданные в фонды Музея истории Кронштадта. Выставка также содержит богатый фотографический материал.
На выставке видно, что главная задача завода на протяжении 165 лет остаётся неизменной – поддерживать боеготовность Военно-морского флота, – отметил генеральный директор Кронштадтского морского завода Анатолий Белоев.
Помимо временной выставки, которая будет открыта до 20 августа, в основной экспозиции Музея истории Кронштадта также находится много предметов, связанных с деятельностью Кронштадтского морского завода. Самый значительный расположен на улице – это бронебашня поста МПВО. В 1930-х она была установлена на крыше заводоуправления и, пережив Великую Отечественную войну, оставалась на посту до 2017 году, когда завод передал ценный объект Музею истории Кронштадта.
Адрес музея: Якорная пл., дом 2А. Режим работы: пн. – чт., с 11.00 до 18.00, пт. – вс., с 11.00 до 19.00.

На фото – открытие экспозиции «Корабелы Кронштадта» в Центральном военно-морском музее имени Петра Великого. Генеральный директор Кронштадтского морского завода Анатолий Белоев (крайний слева) передаёт в дар музею фрагмент лёгкого корпуса АПЛ К-3 «Ленинский комсомол», который теперь будет в постоянной экспозици ЦВММ.
Приняв подарок, директор ЦВММ имени Императора Петра Великого Руслан Нехай отметил весомый вклад корабелов Кронштадта в развитие ВМФ и особо поблагодарил морзаводцев за восстановление крейсера «Аврора» – одного из филиалов ЦВММ

Завод издал свою «Летопись»

Выход в свет книги «Кронштадтский морской завод. Летопись» был также приурочен к 165-летию предприятия. Это второе, переработанное и дополненное издание раскрывает историю судоремонта в Кронштадте, описывает жизнь завода от его создания в 1858-м до сегодняшнего дня.

Издание было подготовлено силами сотрудников завода. Авторы провели огромную работу: изучили архивные материалы, собрали имеющуюся информацию в музеях, записали множество интервью с заводчанами и ветеранами завода, подготовили богатую коллекцию фотоиллюстраций.
Героями издания стали достойнейшие корабелы Кронштадта разных эпох, чей труд, знания и опыт помогли заводу стать мощнейшей судоремонтной базой. Большое внимание уделено работе различных подразделений завода и, конечно же, судам и кораблям, которые ремонтировал Кронштадтский морской завод.
Книга поделена на пять частей. Первая часть посвящена дореволюционной истории завода. Вторая – периоду с 1917-го по 1945-й. Третья рассказывает о самом золотом времени – 1946–1991 годах, когда завод в Кронштадте был флагманом судоремонта в СССР. Четвёртая часть повествует о сложном периоде экономических перемен (1992–2008). Последняя глава посвящена возрождению производства и современным будням.
Так как тираж этой книги всего 1000 экземпляров, она сразу же стала библиографической редкостью. Подарочное издание нельзя найти в продаже. Однако, завод передал несколько экземпляров «Летописи» в фонды Централизованной библиотечной системы Кронштадтского района – книга будет доступна в библиотеках.

Для фотосъёмки атомного крейсера пришлось подняться на кран

Октябрь 1995 года. Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» заводят в док им. Велещинского. Приказа запечатлеть это событие у штатного фотографа Центральной заводской лаборатории Людмилы Семоевой не было. Но, понимая значимость и красоту происходящего, Людмила – ученица знаменитого ленинградского репортажного фотографа Павла Маркина – зарядила плёнку и пошла к доку.
– Запомнилось, как я выбирала точку съёмки. Мне пришла идея подняться на кран. Крановщица оказалась понимающей и пригласила меня в кабину. Она даже поворачивала кран так, как мне было нужно. Так что этот снимок мы сделали вместе.
На следующий день начальник завода, капитан 1 ранга В. И. Кучерявенко дал задание сфотографировать корабль. Была отснята плёнка и потом изготовлен памятный альбом. Через несколько дней Людмила Семоева сняла ещё один исторический кадр – на борту ТАРК «Пётр Великий» состоялся митинг с участием Владимира Путина, который в 1995-м посетил завод в качестве первого заместителя мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака.
Людмила Семоева проработала фотографом на КМОЛЗе 17 лет. В её обязанности входило снимать чертежи и схемы, делать фотоснимки для пропусков и фотоиллюстрации к материалам заводской газеты «Мартыновец», печатать большие портреты передовиков для заводской Доски Почёта и многое другое.

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: