Барк «Седов» – самый большой в мире

15 апреля в Кронштадте побывали ветераны крупнейшего четырёхмачтового
парусного барка «Седов» Евгений Николаевич Волков и Виктор Михайлович Мишенев

Барк «Седов» в Кронштадте, 1956 год.

Евгений Николаевич Волков – служил на барке «Седов» в 50–60-х годах под командованием капитана I ранга Петра Сергеевича Митрофанова, участник океанографических экспедиций, капитан I ранга в отставке.
Виктор Михайлович Мишенев служил и работал на барке «Седов» 36 лет, в период с 1970 по 2000-е годы. 18 лет был командиром парусного судна «Седов» и прошёл сотни тысяч миль в Мировом океане.
Ветераны встретились с главой администрации Кронштадтского района Олегом Довганюком. Они обратились к нему с просьбой рассмотреть вопрос о возможности установки памятной доски на доме, где проживал основатель отечественной парусной школы, командир крупнейшего в мире 4-мачтового барка «Седов» капитан I ранга и капитан дальнего плавания Пётр Сергеевич Митрофанов.
Более 33 лет службы на Военно-морском флоте и много лет жизни Петра Сергеевича Митрофанова были связаны с городом воинской славы Кронштадтом. Участник Великой Отечественной войны, командир соединения кораблей Каспийской флотилии Митрофанов в 1948 году был назначен командиром учебно-парусного судна «Седов». Именно он оберегал корабль от неоднократных попыток утилизации, с нуля создавал первый экипаж, учил его и учился сам, и, по сути, посвятил всю свою жизнь парусам. В 1948 году он перевёл корабль из Лиепаи в Кронштадт и организовал на Кронштадтском морском заводе восстановительный ремонт судна. Пётр Сергеевич был не только капитаном парусника, но и много лет фактически возглавлял работы по его восстановлению.
В 1952 году он вывел корабль в первое послевоенное самостоятельное плавание под флагом ВМФ СССР. В течение 16 лет командовал «Седовым», обучая курсантов военно-морских училищ, и выполнял комплекс океанографических работ в акватории Мирового океана в рамках международной программы. Свыше 20 лет корабль служил в Военно-морском флоте и базировался в родной гавани Кронштадта. Капитан барка «Седов» Пётр Сергеевич Митрофанов проживал в Кронштадте в коммунальной квартире в корпусе «А» у Морского собора и по адресу: Коммунистическая улица, дом 6.
Ветераны передали администрации Кронштадтского района в дар книги «Кронштадт. Островитяне» Валентина Петровича Митрофанова – сына капитана барка «Седов» Петра Сергеевича Митрофанова.
Один экземпляр по просьбе ветеранов был передан редакции газеты «Кронштадтский вестник» со словами благодарности в адрес коллектива старейшей в Кронштадте газеты, на страницах которой в разные годы неоднократно печатались статьи о легендарном паруснике «Седов», судьба которого тесно связана с Кронштадтом.
Ещё один экземпляр ветераны передали на Кронштадтский морской завод, с благодарностью и пожеланиями процветания и развития знаменитому предприятию.

О ремонте парусника на Морском заводе

Евгений Николаевич Волков, служивший на барке «Седов» в 50–60-х годах под командованием капитана I ранга Петра Сергеевича Митрофанова, вспоминает период ремонта на КМОЛЗ:
– Кронштадтский завод для меня очень памятен. Мы всегда стояли в самом лучшем месте у стенки. Ремонт парусного корабля для КМОЛЗ было делом необычным. Эти работы выполнялись с использованием немецких чертежей. Кронштадтский морской завод очень внимательно относился к ремонту. Главный инженер завода регулярно посещал корабль во время ремонта. Для контроля за ходом работ всегда выделялся старший строитель – человек, который даже ночевал на корабле, чтобы вовремя закончить работы. К слову, корабль на заводе окрашивали дорогими свинцовыми белилами, которые хорошо защищали корпус от солёной воды, развития коррозии.

Справочно:
«Седов» – четырёхмачтовый барк, самый большой в мире из сохранившихся до наших дней активно плавающий парусник. Построен как грузовое судно на верфи Круппа в германском городе Киль; спущен со стапелей 14 февраля 1921 года. Назван «Магдалена Виннен» в честь дочери судовладельца Карла Виннена. Водоизмещение – 7320 т, валовая вместимость – 3709 рег. т, общая площадь парусов – 4192 м², макс. длина с бушпритом – 117,5 м, ширина на миделе – 14,5 м, осадка – 7,5 м, высота борта – 8,74 м, высота мачт – 56 м, скорость под парусами – 17 уз. Во время Великой Отечественной войны барк плавал на Балтике под германским военно-морским флагом. После войны передан СССР в качестве репарации. Реконструирован на Кронштадтском морском заводе, с 1946 года – гидрографическое судно ВМФ, в 1952 вышел в плавание как учебное судно. В 1966 переоборудован на Кронштадтском морском заводе – созданы учебные классы, устроены: актовый зал, библиотека, музей. Передан на баланс Министерства рыбного хозяйства. В 1995 стал победителем престижной международной парусной регаты «Катти Сарк». В 1993 занесён в Книгу рекордов Гиннесса. В 2012–2013 годах впервые совершил кругосветное путешествие. В настоящее время принадлежит Калининградскому государственному техническому университету. Несмотря на почтенный возраст, по-прежнему участвует в парусных регатах.

Подготовила Евгения Киселева.
Фото автора

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: