Рабочий Кронштадт

Морской завод жив!

Об этом ежедневно в будни, к удивлению многих кронштадтцев, так или иначе связанных с бывшим градообразующим предприятием, возвещает такой родной заводской гудок. Морской завод встает на ноги. Причем уверенно. Каким образом ему удалось в смутные времена кризисов и катаклизмов выплыть в океане реформ, минуя многочисленные айсберги и воронки, отдельный разговор, требующий детального экономического и юридического анализа. Сейчас же речь — о сегодняшнем дне Федерального государственного унитарного предприятия Кронштадтский морской завод Министерства обороны РФ.

Условия и кадры
Как сообщила газете заместитель директора по персоналу Лариса Анатольевна Лунева, государственное предприятие как таковое начало свою деятельность в мае 2010-го. В марте приступил к исполнению обязанностей ВРИО директора КМЗ Анатолий Владимирович Белоев. Под его руководством значительными темпами формируется коллектив, обновляется оборудование, завод уже сегодня практически обеспечен гос- и иными заказами не только на ближайшее будущее, но и на перспективу.
В состав предприятия влилось и давно функционирующее на его территории газотурбинное производство «Турбокрон». Довольно успешно работают основные и вспомогательные производственные звенья. Первые: цех № 1 — корпусно-доковый, возглавляемый Евгением Владимировичем Третьяковым и цех № 5 — слесарно-механический, начальник — Павел Иванович Горностаев. Оба руководителя — молодые корабелы, первый приехал с Дальнего Востока, второй — ленинградец.
Как выяснилось из разговора с Ларисой Луневой, хотя в том же 1-м цехе, например, средний возраст работников составляет сегодня 35 лет, по заводу в целом средний возраст — 42 года. А это значит, что предприятие во многом держится на старых опытных кадрах, многие из которых возвратились из небытия в свои родные цеха. Однако ряды морзаводовцев пополняются и за счет молодежи. Люди, в основном, из Питера, но приезжают и успешно трудятся кадры из Ленобласти, Новгорода, даже Волгограда! Где проживают? Помните здание профилактория в районе доков? Оно переоборудовано под общежитие с 3-4-местными номерами. Все проживающие обеспечиваются горячим питанием (обед — 100 рублей). Квалификация рабочих достаточно высокая по нынешним меркам — 3-4 разряды. Разумеется, проводится дальнейшее их обучение с последующим повышением квалификации. Так, на сегодня уже 17 человек повысили разряды. Две недели назад на завод пришла бригада с Северных верфей во главе со знаменитым бригадиром Павлом Митиным, получившим недавно звание «Лучший молодой рабочий Санкт-Петербурга» и награжденным Грамотой губернатора Полтавченко (по итогам работы за 2011 год).
Новое руководство предприятия озабочено улучшением социально-бытовых условий кадров. Все они обеспечены спецодеждой, как зимней, так и летней. Сейчас проводится тендер на создание лучших бытовых условий для работников КМОЛЗ. Например, на ремонт и обустройство бытовых помещений. Безопасность труда также на одном из первых мест для руководства завода.
Зарплаты. Все — по закону. Но в каждом конкретном случае работник и работодатель находят обоюдно приемлемые решения. Аванс, получка — строго по числам, даже малейшие задержки исключены.
Что касается молодых кадров, руководители предприятия постоянно занимаются их привлечением, что, согласитесь, при отсутствии соответсвующего отделения в нашем ПТУ, достаточно сложно. Тем не менее, кадровики тесно сотрудничают с военкоматами Санкт-Петербурга, с отделом образования, с колледжами, близкими заводу по производственной базе. Берет завод и толковых кронштадтских ребят, способных обучаться, без специального образования. Однако, несмотря на все усилия, на заводе не хватает сейчас около 60-ти квалифицированных «спецов». Это, в первую очередь, слесари-судоремонтники, судовые электромонтажники, судокорпусники. Требуются инженерно-техническихе специалисты: инженер-технолог, мастер в доковый цех и другие. В марте нехватка специалистов равнялась ста. В этом смысле предприятие «выезжает» за счет питерцев и иногородних.
Загрузка
Последние 20 лет производственная загрузка была самым больным местом. Вспомним хотя бы так всеми долгожданный заход к нам на ремонт алжирских кораблей, в результате которого предприятие фактически было ограблено. Надежда на работу и деньги за ее выполнение оказалась мыльным пузырем. Кто виноват? Одних уж нет, а те…ушли от ответственности.
Новый, как и большинство руководящих кадров, начальник производственного отдела, прибывший к нам из Прибалтийского судоремонтного завода «Янтарь» Александр Васильевич Михейко рассказывает:
— На сегодняшний день Морской завод имеет полную производственную загрузку. Выполняются гособоронзаказы: ремонт надводных кораблей и субмарин ЛенВМБ. С каждым годом количество таких заказов идет по нарастающей, в целом за год приблизительно 50 заказов, в том числе 18 из них рассчитаны на использование сухих доков. После ухода с залива льда будут вставать на ремонт и гражданские суда.
То есть работа есть и будет. Ее, как вы понимаете, хватит на всех. Были бы только эти «все». Разрушить всегда легко, построить трудно, возвратить — труднее всего.
Из первых рук
Павел Иванович Горностаев — начальник цеха № 5, слесарно-механического — из старейшей династии питерских корабелов. До КМОЛЗ трудился на Адмиралтейских верфях:
— На предприятии полным ходом идет ремонт цехов. В апреле в нашем цехе начинается косметический ремонт. Приводим все в порядок.
Что касается производства, то госконтракт 2011-го выполнен полностью. В цехе функционируют три больших участка: дизельный (все дизеля ремонтируем сами), гидравлический, мехобработки. Проводятся стендовые испытания, реанимированы насосы. Дирекцией завода принято решение брать коммерческие заказы. На дизельном участке работает мобильная группа, которая выезжает на ремонт двигателей прямо на объекты. Функционируют ОТК, военная приемка. Заключены долгосрочные контракты с рядом фирм. За последний год модернизировали 6 токарных станков.
Самая тяжелая проблема — кадры. Молодых взять неоткуда. Большое благо, что в цехе работают старые опытные специалисты. Например, старший мастер Иван Николаевич Синёв. Вернулась на завод целая бригада цеха № 7, специалисты систем гидравлики и воздуха высокого давления. На этом участке трудятся 14 человек, почти все — вернувшиеся заводчане. На дизельном участке 11 человек, в основном бывшие на заводе механики, занимаются судоремонтом также в Ломоносове. Возглавляет участок Кирилл Валентинович Корнилов. Среди станочников (токари, токари-карусельщики, фрезеровщики) — 90 процентов кронштадтских специалистов, то же — во вспомогательной службе. Трудятся у нас старейшие опытные рабочие — Виктор Викторович Лукша, Валентин Иванович Бессонов и другие. Эти люди — настоящие хозяева на своих рабочих местах и на участках. Что касается механобработки — людей не хватает: в цехе сейчас работают 60 человек, а необходимо 100. Да, крайне нужны специалисты, рабочие. Можно вырастить из молодых, но, во-первых, для этого потребуется лет десять, во-вторых, стремящихся обучаться немного.
Павел Иванович предлагает хотя бы начать «пробивать» решение вопроса о замене молодежи службы в армии работой на заводе. А почему нет? Ведь ФГУП КМЗ относится к Министерству обороны! В свое время так было. Почти так. Работали ведь матросы. Выплеснули ребенка с водой. Надо пытаться, вопреки всему, возвратить. «Пробить» (как и все разумное сегодня) решение вопроса непросто. Но возможно. Тем более, по словам Ларисы Луневой, с решением всех вопросов помогает заводу администрация Кронштадтского района.

Лидия КУЛИКОВА

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: