Школьный музей обновлён и готов принимать посетителей

В 2020 году музею 425-й школы им. академика П. Л. Капицы исполнилось 40 лет. О коллекции, современных формах работы и взглядах на то, каким должен быть школьный музей, «КВ» поговорил с заведующей Ольгой Юрьевной Стрельцовой.

Музей в 425-й школе открылся 20 апреля 1980 года. Его основателем и инициатором была выпускница школы 1934 года, активистка, общественница, ветеран Великой Отечественной войны Зинаида Николаевна Фёдорова, благодаря которой собранная экспозиция получила первый паспорт на право называться музеем.
Позднее музей поддерживали и развивали педагоги школы: учитель математики Светлана Михайловна Петрова и краевед, руководитель школьного клуба экскурсоводов «Толбухин маяк» Елена Ивановна Лаврентьева. Огромная работа легла на плечи Нины Михайловны Цюх, которая, как руководитель музея, сохранила и передала последующим поколениям школьников не только экспонаты и документы, но и традиции музейных встреч. За прошедшие с момента основания школьного музея 40 лет школа меняла названия, сменялись директора, переезжал из кабинета в кабинет и музей. Сегодня он расположен на третьем этаже исторического здания бывшего КРУ – Кронштадтского реального училища.
– В прошедшем году наш музей пережил инвентаризацию и реорганизацию. Итогом этой работы можно назвать официальную регистрацию нашего музея на региональном сайте школьных музеев России, – рассказывает заведующая Ольга Юрьевна Стрельцова. – При обновлении экспозиции мне прежде всего хотелось уделить внимание наименее раскрытому ранее периоду истории нашей школы – дореволюционному. Были приобретены новые экспонаты – предметы 19-го века: например, латунный измерительный прибор для уроков черчения, свечные щипцы, стеклянная чернильница, план Кронштадтского реального училища с указанием всех кабинетов.
Рассказ об учёбе мальчишек-реалистов в здании на Андреевской улице дополняют самые прозаические для человека 19-го века, но удивительные для современных детей вещи: утюг с трубой, перьевые вставочки «KOH-I-NOOR», маленький самовар-эгоист. Гордость музея – оригинальная фотография реалиста Николая Колотанова с форменной бляхой на ремне. На ней отчётливо видны буквы «КРУ» – Кронштадтское реальное училище. Этот снимок чудом удалось приобрести на аукционе. Разыскивая, как настоящий следопыт, относящиеся к истории школы предметы, Ольга Юрьевна регулярно просматривает всевозможные сайты, на которых продают или предлагают в дар предметы старины. Многое продолжают приносить выпускники.
– По образованию я – музеевед и экскурсовод. Считаю, что, если в музее есть подлинники, оригиналы, нужно показывать их, а не копии. Поэтому мы постарались по максимуму выставить имеющиеся у нас оригинальные фото, письма, газеты. Для этого в кабинете установлен необходимый световой режим. По моей просьбе руководство школы приобрело специальные стеклянные витрины. Это позволило нам значительно увеличить количество выставочных площадей.
По-новому расставлены акценты. Пионерскому детству теперь посвящена лишь одна витрина. По-прежнему большое место отведено героям Великой Отечественной войны, работе в стенах школы инфекционного и хирургического отделений Военно-морского госпиталя. Отдельная витрина рассказывает о самом известном выпускнике КРУ – советском физике, лауреате Нобелевской премии, академике Петре Леонидовиче Капице, который находился со школой в тесной переписке, а в 1980 году, будучи в Кронштадте, навестил её, общался с учениками… Всё это запечатлено на выставленных фотоснимках.
– В музее хранится большое количество книг с дарственными надписями академика, его автографы. Признаюсь, одну книгу с подписью Петра Капицы мы преподнесли в дар петербургскому художнику Анатолию Анненкову в благодарность за подаренные школе 12 авторских полотен. Картины Анненкова сразу же вписались в экспозицию музея. Живописец специально подобрал для нас морские пейзажи и родные для детей виды Кронштадта. Художник и дальше готов сотрудничать с музеем. И мы открыты к предложениям, стремимся осваивать новые формы работы.
За первую четверть в реорганизованном музее в рамках учебного процесса было проведено восемь квестов, музей принял участие в краеведческой игре «Мой город – Санкт-Петербург» (первый этап по фото-ориентированию позади). Мастер-классы – также одна из любимых форм работы. В рамках таких встреч дети 21-го века знакомятся с техникой прошлого и позапрошлого столетий.
В экспозиции у Ольги Стрельцовой есть работающая пишущая машинка «Ундервуд» 1926 года и арифмометр 1920–1930-х, служивший когда-то в школьной бухгалтерии. По традиции, именно тут,
в музее, посвящают учащихся в первоклашки и в пятиклассники. Но музей не только принимает юных посетителей, он сам приходит к ним на урок.
– Руководство школы поддержало идею, и мы уже начали вводить музейный компонент в обучение, – рассказывает заведующая. – Для детей проводятся уроки, на которых они могут внимательнее разглядеть предмет старины, прикоснуться, применить по назначению. Например, слушаем пластинки на патефоне.
Ольга Стрельцова благодарна руководству школы, которое всегда поддерживает, идёт навстречу идеям и интересуется нуждами музея. В ближайших планах у заведующей продлить экспозицию до 1980-х годов – необходимые стенды уже закуплены.
А теперь главный вопрос: есть ли возможность посетить школьный музей людям с улицы или он работает только для учащихся 425-й школы?
Как объяснила заведующая школьным музеем, они рады принять любого посетителя по вторникам, средам и пятницам, с 16.00 до 19.00, а также в субботу до 14.00. Единственное условие – предварительная запись (необходимо позвонить: 8-921-648-0303, или написать: olga_jurievna@mail.ru, заведующей школьным музеем Ольге Юрьевне Стрельцовой).
– Конечно, мы рады нашим выпускникам. Очень приятно, что они помнят школу и хотят делиться своими рассказами. Вместе с ними к нам возвращается наша история.

Серафима Белевич
Фото автора

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: