Кронштадтские пирамиды в проекте Надежды Башиловой

Архитектор Надежда Башилова:
«Кронштадт очень сомасштабен к самому человеку,
в нём человек чувствует себя в свой рост»

На старинной гравюре изображена одна из двух стел-пирамид на Усть-Рогатке

Два столетия назад на пирсе кронштадтской Усть-Рогатки у входа в канал Петровского дока красовались стелы-пирамиды, символизирующие величие города-крепости, его стратегическое значение для западных рубежей России.

Установленные в 1752 году стелы-пирамиды фактически стали первым монументальным памятником в Кронштадте. К сожалению, стелы не сохранились – утрачены во второй половине XIX века. По данным историков, выполнены они были из дерева и расписаны под камень и металл. Вершины пирамид венчали золочёные двуглавые орлы, сжимающие в своих лапах корабли. На пьедесталах памятников были начертаны надписи. Одна из них: «Дело являет, каков был труд! Чего не победит России мужество!» Именно эти слова стали девизом выставки художника-архитектора Надежды Башиловой в Музее истории Кронштадта, на которой она представила проект возрождения стел-пирамид в современном исполнении.

О художнике

Надежда Сергеевна Башилова – архитектор и художник-живописец. Окончила Ленинградское художественное училище им. В. И. Мухиной. Работала самостоятельно как художник-архитектор. Владеет разными техниками, но предпочитает акварель и пастель. Выставлялась на персональных и совместных выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе и Кронштадте. Участвовала в воплощении театральных и дизайнерских проектов.
Двадцать лет Надежда Башилова живёт в Кронштадте – в городе, в который влюбилась, который вдохновляет художника своим духом и неповторимым архитектурным обликом. Кронштадту Надежда Сергеевна посвятила уже четыре выставки своих работ, каждая из которых нашла тёплый отклик как у кронштадтцев, так и у гостей города.

О проекте

Над проектом стел-пирамид Надежда Башилова работала около двух лет. На основе материалов, предоставленных Музеем истории Кронштадта, художник подготовила два варианта современного воплощения первых памятников города-крепости.
Первый вариант стел-пирамид в исполнении, приближенном к их облику XVIII века, Надежда Сергеевна предложила установить в месте их исторического расположения – на Усть-Рогатке, где монументы гармонично сочетались бы с панорамой Финского залива и кораблями. На выставке была представлена визуализация стел-пирамид на Усть-Рогатке во время проведения парада ВМФ, позволяющая оценить, как пирамиды могли бы украсить пирс.
Второй вариант проекта: здесь Надежда Башилова разработала смелое исполнение стел-пирамид из архитектурного стекла с подсветкой. В таком современном урбанистическом виде художник предложила их установить у Докового моста, где они отлично дополнили бы исторический ансамбль и стилистически поддержали бы проект Музея археологии в Петровском доке – его стеклянный купол. Макет стелы со стеклянным корпусом был также представлен на выставке (на фото).
Какой из вариантов проекта предпочтителен – решать общественности. Одно можно сказать точно: стелы-пирамиды в случае реализации в Кронштадте любого из предложенных автором вариантов – украсят город и станут ещё одним символом Кронштадта, точкой притяжения туристов.
– Как возникла идея проекта воссоздания пирамид?
– Идея возникла в беседе с сотрудником Музея истории Кронштадта Евгением Юлиановичем Кобчиковым. Когда появилась тема пирамид, захотелось вернуть их к жизни – так началась работа над проектом. Два года мы собирали материалы – поиски в архивах, поиск похожих объектов в Петербурге, параллельно шла работа над художественным воплощением проекта. Наконец, проект был представлен публике на выставке в Музее истории Кронштадта.
Я думаю, труд не пропадёт, проект будет замечен и, хочется надеяться, один из вариантов стел-пирамид в современном исполнении всё-таки воплотится в жизнь.

О памяти

Надежда Башилова переехала в Кронштадт из Петербурга. Художник имеет тесную связь с городом не только из-за любви к его истории и эстетике архитектуры, с Кронштадтом её связывает история семьи. Бабушка Надежды Сергеевны – Ольга Семеновна Гапонова – до войны жила в Кронштадте.
– Бабушка служила на минных тральщиках во время войны. Однажды дети не пускали её на работу во время бомбёжки, она всё же вырвалась, прибежала на пирс и увидела, что в корабль, на который она должна была попасть, ударил снаряд. Дети, задержав её, спасли ей жизнь. Подобные истории есть у многих кронштадтцев. А представьте, сколько историй могли бы рассказать люди, которые видели эти стелы-пирамиды. Поэтому разбазаривать свою историю, забывать, оставлять – сердце не даёт. Жалко. Сколько всего исчезает, а сохранение нашего достояния зависит от нас – потомков. Цепочка времени ведь смыкается, если бы не было этих пирамид – не было бы и остального.

О городе

– Каким Вы видите Кронштадт?
– Вы знаете, он очень уютный, очень сомасштабен к самому человеку, в нём человек чувствует себя в свой рост. Если, предположим, в Москве или Санкт-Петербурге человек кажется маленьким на фоне города, то здесь, разговаривая с людьми, я чувствую характер каждого, у всех на всё собственное мнение. Кронштадт не подавляет, он шлифует людей.
– Архитектурный Кронштадт похож на Петербург?
– Абсолютно не похож, даже близко. Не найдёшь в Питере уголка, которой был бы похож на Кронштадт. Даже если взять архитектуру одной эпохи – нет ничего похожего. У нас красный город с белой обводкой. Здесь совершенно другой подход к архитектуре. Здесь своеобразный ритм. Мне повезло жить в Кронштадте – место хорошее. Многие мои знакомые, приезжая в Кронштадт, говорят, что они потрясены, что не ожидали увидеть такой европейский город. Здесь всё настолько компактно и насыщено историей – это удивительно. Я открыла Кронштадт не только для себя, но и для всех своих друзей.
Кронштадт не рождает ничего заурядного. Первые памятники в виде пирамид не стали исключением. Несмотря на то, что подобные пирамиды устанавливались и в других портовых городах как символ величия морской державы, кронштадтские совершенно не похожи по исполнению на остальные. Проект Надежды Башиловой достоин внимания, тем более, варианты современного воплощения памятников, предложенные автором, настолько хорошо проработаны, что представляют собой готовую базу для воплощения. Ну что ж, «дело являет, каков был труд!»

Евгения Киселёва

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: