Корюшка или жизнь?

XsfQ-9HD03oОдиночество на льду.
Фото Андрея Макарова. 2015 год

Для спасателей наступает трудное время. С 15 марта выход на лёд в акватории запрещён. Но в то же время велико искушение – начинается лов корюшки. Те, кто готов прийти на помощь, предупреждают: человеческая жизнь дороже удовольствия. И напоминают телефоны: спасательная станция: 311-57-46, центральная диспетчерская служба: 680-19-60.

Она уплывала в неизвестность на оторвавшейся льдине и тихо скулила. Наверное, прощалась со своей собачьей жизнью. Но её заметили добрые люди и позвонили спасателям.
– Зимний сезон мы закончили. С 16 марта запрещено выходить на лёд: это опасно для жизни. Но рискуют не только животные, но и люди, – рассказывает начальник поисково-спасательной станции № 21 Кронштадтского района Сергей Васючков.
Сергей Вячеславович – коренной кронштадтец. Он вспоминает, что вырос в яхт-клубе, поскольку отец увлекался парусным спортом. В детстве, как и большинство кронштадтских мальчишек, испытал все прелести походов по льду, смог почувствовать его коварство.
С ноября по середину марта кронштадтские спасатели выезжали на вызовы 15 раз и оказали помощь восьми рыбакам. В феврале в южной части острова на льдине оказались отрезанными от берега трое рыбаков.
– Там постоянно идёт проводка судов. Волной от проходящего судна часто отрывает кромку льда, а люди об этом забывают. Может повлиять и резкая перемена направления ветра. Появляется нагонная волна, крошится лёд. Вот и случилось то, чего они не могли предвидеть. Льдину с рыбаками течением понесло к Толбухину маяку, – говорит Сергей Васючков.
Хорошо, что сейчас есть мобильная связь. Иногда звонят сами терпящие бедствие, иногда те, кто наблюдает за происшествием, например, с дамбы, из проезжающих автомобилей. Часто в беду попадают приезжие. Они не знают местных особенностей: толщины льда, течения. Зато об этом хорошо осведомлены спасатели, им это положено по долгу службы. На вооружении
у них амфибия – судно на воздушной подушке «Хивус-10». Но то, как быстро удастся добраться до терпящих бедствие, зависит не только от спасателей, но и от состояния льда. Если есть торосы, то движение замедляется.
– С 20 марта по апрель у нас самый тяжёлый период: лёд плохой, а людей на него выходит много – на нерест в устье Невы пошла корюшка. В это время больше всего и происходит несчастных случаев, – рассказывает Сергей Вячеславович.
Зона ответственности кронштадтских спасателей – 260 кв. км. В неё входит не только акватория Финского залива, но и все форты. Не раз им приходилось снимать с мели яхты, в том числе и иностранные. В 2015 году попались не знающие фарватера финны и эстонцы. Ежегодно сотрудники станции передают карту наибольшего скопления выходящих на лёд рыбаков в администрацию Кронштадта. Профилактикой нарушений занимаются другие службы. Добавим, что спасатели дежурят круглосуточно, зимой и летом. В составе отряда 16 аттестованных спасателей.
– Работы хватает круглый год, – говорит Сергей Вячеславович. – Летом мы помогаем буксировать маломерные суда, если что-то сломалось. Доставляем при необходимости на форты отряды полиции. И, конечно же, наблюдаем за пляжем и зоной для купания. На станции с 9.00 до 18.00 дежурит медик, чтобы при необходимости оказать первую помощь.

y_c87c168bВот такую хочу!
Фото Андрея
Макарова. 2009 год

блиц-интервью

Сергей Бандура: «Зимняя рыбалка – это серьёзно. Голову надо включать»

x_12f48bacЛёд и рыбаки.
Фото Николая
Иванова. 2009 год

У главы Местной Администрации Сергея Алексеевича Бандуры репутация рыбака азартного и опытного.

– Я считаю, что вопросы безопасности должны быть на первом месте, – сказал рыбак с тридцатилетним стажем. – Иначе велики шансы с рыбалки не вернуться, особенно в условиях нашего залива, когда и лёд непредсказуем, и течение меняется, и погода – причём очень быстро. Я давно рыбачу на кронштадтском льду и знаю, что в большинстве проблемы появляются как раз в это время – в марте-апреле, когда на нерест идёт корюшка, а лёд уже опасен. Сейчас ведь к кронштадтцам добавились рыболовы из Питера, а они наших условий не знают. Вот и рыбачат в самых опасных местах: у тоннеля, у С-2. А там всегда сильное течение, и лёд вымывается. Третье место – это Толбухин маяк. Зря люди так делают, потому что есть гораздо менее опасные места, где корюшки не меньше. Я, например, предпочитаю ловить корюшку у форта Обручев. Оттуда лёд не уносит, он тает на месте.
– Что Вы как рыбак и бывший главный врач кронштадтской сан-эпидслужбы можете сказать о рыбе, выловленной вблизи Кронштадта? Есть её можно?
– Могу сказать, что вода в заливе становится чище. На это влияет то, что «Водоканал» сейчас очищает практически все стоки, попадающие в залив. Это биологическая очистка. Ну и промышленность, что загрязняла залив, сейчас не на подъёме, так что нагрузка на экологию соответственно снизилась. Я лично никаких фактов не знаю о том, что рыба опасна. Не слышал о таком.
– Какую рыбу любите ловить?
– Чем больше видов рыб ловишь, тем интереснее. Ловлю на поплавок леща, плотву. Это летом. А зимой люблю ловить окуня на мормышку. При ловле корюшки, к примеру, многое зависит от удачи, а так это занятие довольно примитивное. А вот окунь – я как-то целый ящик поймал крупного окуня!
– Хотелось бы Вам ловить по-настоящему крупную рыбу? Как в повести Хемингуэя? Вы, кстати, на него похожи.
– Я ловил крупную рыбу в Карелии. Щуку килограммов на семь. Там и лососи крупные попадались. Приятно ловить крупную рыбу. Ездим компанией, на машинах. Но я и один люблю рыбачить. Это даёт свободу передвижения. Многие мои знакомые любят рыбачить в одиночку, считая, что рыбалка – занятие интимное.
– А случались опасные ситуации?
– Один раз за тридцать лет. Провалился в апреле, но только ноги промочил. Была ещё нестандартная ситуация. Мы ловили корюшку ближе к Толбухину маяку. И тут между нами и берегом прошёл буксир. На Ломоносовский берег мы не могли дойти из-за южного фарватера. Катер, может, и подавал нам сигналы, но мы их не поняли. Народу было много, не все и знакомы были между собой. А когда стало понятно, что происходит, было поздно. Нас отрезало от кронштадтского берега. Спасло то, что было морозно – февраль. И у нас были верёвки. Пришлось ждать часов 6-7, пока льдины скуёт ледяными перемычками. Потом мы со страховкой, в «корыте», стали перебираться на крепкий лёд, к берегу. Так что зимняя рыбалка – это серьёзно. Голову надо включать.

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: