Восстановление Кронштадтской крепости нужно начать с форта Кроншлот

19 ноября в Петербурге состоялось заседание Совета по архитектурному и историческому наследию Санкт-Петербургского Союза архитекторов на очень актуальную тему: «Перспективы сохранения и развития фортов Кронштадта».

112646969

В нём приняли участие и выступили с докладами:
• «Современное состояние фортов Кронштадта» – Олег Романов, президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов, заслуженный архитектор России и Леонид Амирханов – директор ООО «Издательский центр «Остров», почетный член Центра изучения истории фортификации;
• «Опыт реконструкции форта «Константин» – Денис Данилов, пресс-секретарь ОАО «Третий парк»;
• «Форты Кронштадта и Калининграда: общие проблемы – разные решения» – Юлия Иванова, главный специалист ФГБУ «Государственный комплекс «Дворец конгрессов» Управления делами Президента Российской Федерации по связям с органами власти;
• «Современная ситуация с фортом «Красная горка» в связи с возможной продажей земли» – Александр Сенотрусов, председатель правления военно-исторического общества «Форт Красная горка»;
• «Есть ли будущее у форта «Серая Лошадь» – Богдан Небелевич, президент Музея военного костюма.

На заседание прибыли журналисты многих СМИ Санкт-Петербурга, а также члены Союза архитекторов и других общественных организаций города. В качестве приглашённых лиц в нём приняли участие и представители Кронштадта: заместитель главы районной администрации Вячеслав Богомолов; глава муниципального образования город Кронштадт Наталья Чашина; сотрудники Музея истории Кронштадта Владимир Крестьянинов и Евгений Вавилов; председатель Кронштадтского отделения ВОО «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры», методист по краеведению ДДТ «Град чудес» Александр Еськов.

Зал Дома архитекторов был переполнен. Что неудивительно, так как заявленная на заседании тема по-настоящему злободневна и интересна не только для жителей Кронштадта, но и Санкт-Петербурга. Содержательными и актуальными оказались и выступления докладчиков. Буквально в каждом прозвучали слова тревоги за современное бедственное состояние памятника истории и культуры федерального значения, каким является Кронштадтская крепость – первая в мире фортовая крепость. Выступавшие откровенно высказались по проблемам, с которыми им приходится сталкиваться в ходе борьбы за сохранение исторического наследия уникальных морских и береговых фортов, разрушающихся на глазах
у всех. Большинство из них связаны с удивительной неповоротливостью нашей бюрократической системы и равнодушием власть предержащих, из года в год не желающих предметно заниматься возрождением совершенно забытой военно-исторической «жемчужины» России – морским форпостом Санкт-Петербурга – легендарным Кронштадтом, ни разу не взятым иноземцами.

Ведь, по большому счёту, периодические дискуссии и конференции (с широким освещением в СМИ) по вопросам, а также проектам восстановления и музеефикации фортов Кронштадта, их дальнейшего коммерческого использования ведутся уже 20 лет, а результаты – почти нулевые.

Сегодня реально благоустраивается территория и последовательно создается туристско-рекреационная инфраструктура лишь на форте Константин, который арендует ОАО «Третий парк». Но даже на нём до сих пор не проводится подлинной реставрации фортификационных объектов, нет музейной экспозиции, рассказывающей о многогранной истории форта.Правда, по словам Дениса Данилова, пресс-секретаря ОАО «Третий парк», уже в ближайшие годы, после согласования всех необходимых вопросов
с КГИОП и КГА, музей будет открыт.

11300

Ещё более непонятной остаётся ситуация с фортом Александр I («Чумный»), представляющим огромный интерес для прибывающих в Кронштадт туристов. Уже почти десять лет он находится в ведении ФГБУ «Государственный комплекс «Дворец конгрессов» в Стрельне, но никаких реставрационно-восстановительных работ на форте за эти годы так и не проводилось. Всё, что сделали «кураторы форта» – это установили стальные ворота и охрану с собакой, да ещё «по-чёрному налу» взымают плату за вход с туристических групп, прибывающих на катерах и теплоходах с экскурсией на «Чумный». И при этом нынешние «хозяева» форта даже элементарных стендов с копиями старинных планов, чертежей и фотографиями уникальной противочумной лаборатории (за десять лет!) сделать не удосужились. Интересно, знает ли об этом руководство ФГБУ? И не пора ли принять соответствующие меры? А самое главное – найти финансовые средства на разработку и осуществление проекта реставрации, музеефикации и дальнейшего использования первого в России многоярусного казематированного морского форта «Император Александр I».

В ходе состоявшейся дискуссии все докладчики выразили мнение о необходимости комплексного подхода к вопросам возрождения фортов. Однако никто не упомянул о том, что до сих пор не разработана и не утверждена, если не федеральная, то хотя бы региональная программа поэтапной реставрации всей Кронштадтской крепости (включающая в себя не только морские и береговые форты, но и фортификационные объекты оборонительной ограды центральной крепости). Почему об этом не говорилось ни слова – непонятно.

Уже в конце заседания, после выступления заявленных докладчиков, слово попросил и автор этих строк. В своём кратком выступлении я попытался выразить личное мнение по вопросу, касающемуся необходимости воссоздания именно форта Кроншлот – первого в мире морского форта, построенного на искусственном основании, с постройки которого в 1704 году и состоялось рождение Кронштадта как города-крепости и порта. Мне, в частности, пришлось напомнить собравшимся о том, что многогранная история «Кроншлота» (по сравнению с другими фортами, построенными значительно позже) наиболее уникальна и значима с исторической и архитектурной точек зрения. Ибо первоначальная дерево-земляная башня «Кроншлота» («Коронного замка») строилась по модели, изготовленной собственноручно Петром Великим. Последующее расширение форта, а также постройка гавани тоже проводились по решению, принятому основателем Кронштадта. И именно форт Кроншлот принял участие в отражении атаки эскадры кораблей шведского флота, рвавшейся к Санкт-Петербургу в июле 1704 года, когда молодая крепость получила боевое крещение.

Кроме того, именно на «Кроншлоте» в ноябре 1704 года был создан первый в России полк морских солдат, то есть состоялось рождение морской пехоты Российского ВМФ. В конце XVIII века опять же «Кроншлот» первым из фортификационных сооружений крепости был одет в гранит.

В годы войны и блокады на форте располагался штаб и базировались дивизионы «малых морских охотников» КБФ.

В 1946 году на первом этаже бывшей Николаевской казематированной батареи, возведённой в эпоху так называемого «каменного строительства», была смонтирована первая в Советском ВМФ станция размагничивания кораблей.

Разве выше приведённые исторические факты, где превалирует слово «первый» и «Кроншлот», не говорят о том, какому форту Кронштадтской крепости в первую очередь надо отдать предпочтение в ходе возрождения уникального памятника истории и культуры нашего Отечества? Сама логика и историческая справедливость требуют от нас – архитекторов, историков и краеведов – ратовать именно за такое решение. Ибо начинать надо с того, что было исторически первично и наиболее значимо! А уже потом можно заняться и другими фортами Кронштадта. И именно на воссозданном «Кроншлоте» должна в будущем разместиться экспозиция музея «Кронштадтская крепость». То есть на фортификационном сооружении, а не в бывшем здании Итальянского дворца, как предполагают в Центральном Военно-морском музее.

Право, странно и удивительно, но отдельные музейные сотрудники нашего города рассуждают иначе и, на мой взгляд, совершенно ошибочно. Их контраргументы сводятся к тому, что ныне форт Кроншлот находится в ведении ВМФ, у которого просто нет финансовых средств на его ремонт и реставрацию, а также к проблеме доставки на форт экскурсионных групп и туристов. Но почему в Хельсинки в самый популярный музей Финляндии – морскую крепость Суоменлинна (бывший Свеаборг) – финны смогли организовать регулярные круглогодичные рейсы теплоходов (в том числе ледокольного типа) на островной музейный комплекс, а мы – в Кронштадте, где был создан первый в мире ледокол – не сможем доставлять туристов на форт «Кроншлот»? Неужели кронштадтцам не решить этой проблемы!

К сожалению, на заседании в Доме архитектора, несмотря на актуальность поднятых на нём проблем и вопросов, касающихся перспектив и развития фортов Кронштадта, так и не было принято какой-либо конкретной итоговой резолюции. Ни письма, ни обращения в адрес соответствующих государственных органов, например, Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры или же Правительства Санкт-Петербурга. Но хочется надеяться, что это всё же будет сделано чуть позже. Ибо иначе заседание, посвящённое перспективам сохранения и развития фортов Кронштадта, может стать очередным «выпуском накопившегося пара», чего очень не хотелось бы.

Александр Еськов,
председатель Кронштадтского отделения ВОО «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры», методист по краеведению ДДТ «Град чудес»

Фото Николая Иванова и Олега Зырянова.

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: