300-летняя традиция прервалась. Куда теперь?

OLYMPUS DIGITAL CAMERAСтенд во всю ширину конференц-зала Дома архитектора

11 июня в Доме архитектора состоялась презентация итогов первого этапа проекта комплексного развития Кронштадта «Kronstadt Vision 2040» и официальное открытие Школы городских трансформаций Университета ИТМО (Urban Transformation School, UTS), специалисты которой с сентября 2013 года проводили исследование качества городской среды Кронштадтского района. Во встрече приняли участие эксперты в области урбанистики, представители бизнеса, власти и академического сообщества, в числе которых Владимир Васильев, ректор Университета ИТМО и глава Кронштадтского района Терентий Мещеряков.
Глава администрации Кронштадта приехал в Дом архитектора прямо из Смольного и, назвав Кронштадт особым городом, заслуживающим хорошего отношения, объявил о том, что переезжает в Москву. Тратить свой последний рабочий день на обсуждение магистерского проекта «Kronstadt Vision 2040» Терентий Мещеряков, по-видимому, не мог, и покинул аудиторию.
В дискуссии приняли участие Анатолий Котов, председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга; Инна Шалыто, председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга; Станислава Бошкович, партнёр главного архитектора Барселоны Хосе Асебильо, приглашённый профессор и руководитель проектной студии «Открытые Пространства» магистерской программы DUE («Дизайн городских экосистем»); Антон Финогенов, генеральный директор института территориального планирования «Урбаника».

Тома работы за год изображены графически на стенде во всю ширину конференц-зала Дома архитектора, бывшего особняка Половцева, где с 1932 года проходят обсуждения градостроительных планов Северной столицы. На этот раз здесь обсуждаются итоги первого этапа магистерской программы ИТМО «Kronstadt Vision 2040». Пять сценариев развития, включая пессимистический на основании анализа 17 различных слоёв в полевых условиях по технологии дизайн-исследования. Каждому сценарию соответствуют новые виды активности.
Сценарий I. Международный – логистически-транспортный центр в масштабе Восточной Прибалтики.
Сценарий II. Город-порт – модернизация судостроительного и портово-логистического комплекса.
Сценарий III. Город-университет. Город инновационного образования, инженерии и малых инновационных предприятий.
Сценарий IV. Город-пляж. Специализация Кронштадта как рекреационной зоны и ориентация на привлечение старшего поколения.
Сценарий V. Окраина. Новые значимые виды активности отсутствуют.
Идеи выражены в образах, которые отражены на карте, содержащей 40 так называемых матриц. В финале – разработка стратегии быстрых побед, апробация идей и выработка Дорожной карты. Итоговый документ готовится к выходу в августе в виде атласа – Vision Вook.
Эта программа пришлась Кронштадту как нельзя кстати. Именно к 2013 году окончательно рухнули надежды на осуществление двух амбициозных проектов: Ново-Адмиралтейские верфи и «Кронштадтские паруса», а Министерство обороны освободило и начало передавать в собственность Санкт-Петербурга огромные кронштадтские территории и недвижимость.
Примерно два десятка умных голов в течение года изучали Кронштадт с точки зрения урбанистики. И хотя это учебная программа, созданная и реализованная по инициативе Университета ИТМО, выводы её вполне реальные. Собранные материалы, представленные наглядно, могут быть использованы как бизнесменами, так и органами государственной власти.
Открывший обсуждение Михаил Мамошин, вице-президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов, назвал Кронштадт феноменом в феномене, под большим феноменом подразумевая Санкт-Петербург, и неиспорченным первоисточником, а магистерскую работу – новым вкладом в архитектурную и градостроительную науку, выполненную в европейском формате.
Его, по сути, повторил Владимир Васильев, ректор ИТМО, сказав про Кронштадт «уникальный субъект районного масштаба», добавив, однако, что новые горизонты, которые открываются в Кронштадте в связи

с отступлением военных из бывшего города-крепости, не видны из коридоров Смольного. Университет же пытается заглянуть за горизонт, а потому старается готовить людей, способных созидать будущее. И эти люди с 1 сентября 2013 года участвовавшие в магистерской программе, выполнили конкретный проект, который завершится в августе 2014-го.
Авторитетные эксперты, отдавая должное актуальности и профессионализму исследования, отметили отсутствие доминанты, яркой и смелой идеи, которую можно было бы предложить инвестору или власти. Однако, как пояснил Михаил Климовский, директор дизайн-проекта, исследование рассматривается не как результат, а как процесс.
– Важно проектировать и запускать процессы, оставляя место для дискуссий, – подчеркнул Михаил Климовский.
– Мне нравятся истории, связанные с обустройством выходов к воде и реконструкцией исторических объектов, – говорит Дмитрий Санатов, руководитель проектного направления Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад».
– Но на всё это нужны деньги, – оппонирует ему Олег Романов, генеральный директор ООО «Городской институт архитектуры в Санкт-Петербурге», президент Санкт-Петербургского союза архитекторов. – Дайте людям заработать, и на заработанные деньги они закажут всё остальное.

– Ресурсов для новаций мало, энергетических ресурсов – ещё меньше. Работать негде, транспорт дорог. Преклоняюсь перед кронштадтцами, которые половину своей зарплаты отдают маршрутке. «Моби Дик» – рудимент 90-х годов. Надо восстанавливать памятники, а паровоз федеральных денег ходит всё реже, и надо рассчитывать только на себя, – опускает на землю Никита Явейн, руководитель Архитектурной мастерской «Студия 44», действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук.
Самая популярная сегодня идея для Кронштадта в самом Кронштадте – сохранить историческое наследие города-памятника. Как? Один из вариантов решения – привлечь туристов. Всё, что касается туризма, изучила Инна Шалыто, председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, которая дала такую оценку:
– С точки зрения туризма Кронштадт – очень трудный продукт. Я за естественное развитие – надо брать то, что лежит на поверхности. А это редко встречающаяся в мире уникальная система фортов. Пока я вижу, что в Кронштадте активно развивается два направления в туризме: паломничество и экскурсии по Комплексу защитных сооружений. В разрез со всеми концепциями развития туризма, возникло своё «Золоте кольцо», благодаря образовавшейся смычке с финской частью Карельского перешейка. Идея возвращения доминанты – Андреевского собора – важный компонент для паломнического туризма. Высоко оцениваю работу, опираясь на которую можно делать технико-экономическое обоснование любого проекта развития. Результаты проекта «Kronstadt Vision 2040» могут быть использованы в формировании «Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года».
Никита Явейн добавил:
В матрице идей углядел музей подводной археологии как возбудитель окружения, который тянет за собой много всего. Но без участия бизнеса в разработке программы ничего не получится.
Пять вариантов развития Кронштадта. Какой из них наиболее выгодный? Какой из них наиболее реальный? Варианты развития, как было отмечено участниками дискуссии, не противопоставляются. Главное, чтобы Кронштадт не становился Детройтом и местом только для перегонки нефти.

Надежда РЫБАКОВА
Фото автора

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Автор материала

Надежда РЫБАКОВА


Редактор отдела социальной жизни, заместитель редактора

Имя:

Эл.почта: