Начальник Водолазной школы в Кронштадте А . А. Кононов (1856-1944)

Водолазная школа, основанная 23 апреля (5 мая н. ст.) 1882 г. по указу Императора Александра III в Кронштадте (современный адрес — Якорная пл., дом № 1 А), уже к концу XIX века имела значительный задел в теории и практике водолазного дела и пользовалась известностью и уважением в мире. Безусловная заслуга в этом принадлежит всему её персоналу, кропотливо подбиравшемуся на флоте и в учреждениях страны командованием. Среди них — Анатолий Алексеевич Кононов — один из первых выпускников Водолазной школы, занявший, в итоге, четвёртую строчку (но не по значимости) списка её начальников — после А. Г. Леонтьева, Н. М. Оводова и П. С. Бурачека.

Анатолий Алексеевич Кононов родился 26 января (здесь и далее — даты до 1918 г. даются по ст. стилю) 1856 г. в Варшаве. Его отец — есаул Алексей Васильевич Кононов (впоследствии — войсковой старшина Всевеликого Войска Донского) — происходил из станицы Новочеркасской Черкасского округа (ныне г. Новочеркасск), служил в одном из донских казачьих полков, развёрнутых во время Крымской войны в Царстве Польском.
Семнадцатилетним юношей А. А. Кононов поступил в Морское училище в Санкт-Петербурге, а через четыре года, с производством в гардемарины флота, начинает свою самостоятельную службу на Балтийском флоте, набираясь практического опыта. Среди однокашников Анатолия Кононова по училищу были впоследствии покрывшие себя неувядаемой славой в годы русско-японской войны 1904-1905 г. г. В. Ф. Руднев (командир крейсера «Варяг»), Е. А. Трусов (командир крейсера «Рюрик») и Н. В. Юнг (командир броненосца «Орёл»), будущий советский академик — географ и картограф Ю. М. Шокальский и др.
С получением в 1878 г. первого офицерского чина мичмана Кононова отправили на Каспийское море. Здесь, пройдя три кампании на шхуне «Лоцман», в том числе непосредственно «в распоряжении командующего Ахал-Текинскою экспедициею ген.-адъютанта Скобелева» и в подчинении Начальника морской части экспедиции флигель-адъютанта, капитана 2 ранга С. О. Макарова, мичман Кононов получил первую свою награду — «светло-бронзовую медаль на георгиевской ленте» в память «за взятие штурмом Геок-Тепе 12-го января 1881 года».
Осенью 1881 г. Кононов вернулся в Кронштадт и продолжил службу на Балтике. В августе 1885 г. под руководством капитана 2 ранга Н. Г. Леонтьева он завершил «курс водолазного искусства» в Водолазной школе, а ещё спустя четыре года вернулся в школу — «заведывающим водолазными аппаратами и преподавателем».
К этому времени в штате Водолазной школы насчитывалось 20 человек: начальник водолазной школы, заведующий аппаратами (он же преподаватель для офицеров), два преподавателя для обучения матросов, врач (он же преподаватель физиологии и гигиены), чиновник, заведующий имуществом, письмоводитель, фельдшер, минный унтер-офицер, машинист и 10 т. н. «указателей-водолазов» (инструкторов).
Как заведующий аппаратами, А. А. Кононов фактически в течение года исполнял обязанности заместителя нового начальника водолазной школы капитана 2 ранга Н. М. Оводова, прежде чем смог полностью отдаться преподавательской работе. При этом теоретические занятия перемежались с практическими, а курс обучения завершался выходом в море на учебном судне — блокшиве «Гиляк», где личный состав Водолазной школы в полном составе от 1,5 месяцев до полугода отрабатывал в Выборгском заливе спуски под воду на глубину до 40 метров.
Из-под пера лейтенанта А. А. Кононова выходят «Практическое пособие для преподавания водолазного дела» (1891 г.), «Заметки водолазного офицера: сведения о водолазах, работающих в России» (1892 г.). В 1892 г. начинается многолетнее сотрудничество офицера с «Энциклопедическим словарём» Брокгауза и Эфрона — в тот год он публикует три подробнейших статьи: «Водолазная школа», «Водолазное дело» и «Водолаз».
Вот как описывал А. А. Кононов современную обстановку в Водолазной школе: «… Школа имеет 15 водолазных аппаратов разных систем; лазарет, где производятся измерения и наблюдения над каждым водолазом, что даёт богатый материал для суждения о степени влияния водолазного дела на организм, мастерскую починок резиновых принадлежностей костюма водолаза; физический кабинет — для измерений и опытов над сжатым и разреженным воздухом; машинное отделение — для накачивания сжатого воздуха (до 25 атмосфер) в водолазный аккумулятор Рукейроля; для электрического освещения и заряжения вторичных элементов — малая динамо-машина Сименса, а также машина для мелких слесарно-кузнечных поделок. Наконец, в школе имеется небольшая библиотека водолазной литературы и для матросского чтения».
Летом 1892 г. лейтенант Кононов был назначен водолазным офицером на крейсер «Генерал-адмирал». Как водолазный офицер и вахтенный начальник крейсера под командованием капитана 1 ранга П. А. Безобразова (впоследствии вице-адмирал, начальник Главного морского штаба) Кононов участвовал в заграничном плавании русской эскадры, направленной в США для участия в 1893 г. в торжествах по случаю открытия Чикагской выставки.
После последовавшей череды различных назначений, наконец, по высочайшему приказу № 88 от 20 июня 1896 г. А. А. Кононов, к этому времени — капитан 2 ранга, становится начальником Водолазной школы и водолазной партии. Как и в предыдущие годы, обучение ежегодно завершалось длительной практикой на учебном судне («Опричник») в Финском заливе. При этом Кононов одновременно являлся ещё и командиром этого судна.
В 1897 г. при школе открылся Водолазный офицерский класс и началось изучение физиологии водолазного дела врачами, что позволило приступить к подготовке и изданию учебников по спецфизиологии и таблиц, позволяющих добиваться безопасного выхода на поверхность после длительного погружения.
Тогда же А. А. Кононов разработал хорошо известный и сегодня бронзовый нагрудный жетон Водолазной школы, утверждённый 15 декабря 1897 г. императором Николаем II.
По сохранившимся данным, в 1901 г. капитан 2 ранга А. А. Кононов с семьёй жил в Кронштадте на Б. Екатерининской улице, в доме С. А. Фрикса.
В 1902 г. он — старший офицер (старший помощник) броненосца береговой обороны «Первенец». На борту этого первого российского мореходного броненосца 1864 года постройки А. А. Кононов практиковался в морском деле под командованием брата известного путешественника капитана 1 ранга В. Н. Миклухи, спустя три года геройски погибшего в Цусимском сражении на броненосце «Адмирал Ушаков». Сам Кононов на русско-японскую войну не попал, а из-за нехватки опытных командиров, значительная часть которых погибла во время войны или находилась в плену, его, оставляя начальником школы, нередко одновременно привлекали к решению других задач. Так, с 8 ноября 1904 г. по 17 мая 1905 г. он командовал на Средиземном море мореходной канонерской лодкой «Храбрый» в составе международных сил по поддержанию мира и безопасности на острове Крит. Здесь, в итоге, ему присваивают звание капитана 1 ранга, а к отечественным наградам (ордена Св. Станислава 3-й и 2-й ст., Св. Анны 3-й и 2-й ст., Св. Владимира 4-й ст. с бантом) добавился греческий орден Спасителя Командорского креста.
За девять лет руководства в Кронштадте Водолазной школой Кононов укрепил не только внутрироссийский, но и международный авторитет своего учебного заведения. После успеха на международных выставках в Чикаго, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, в 1900 г. Водолазная школа приняла участие во Всемирной выставке в Париже, где на стендах был также представлен целый ряд передовой водолазной техники, изготовленной по проектам и при непосредственном участии преподавателей школы:
— сфигмограф для водолаза (конструктор старший доктор Н. А. Есипов);
— прибор для прослушивания грудной полости водолаза (младший доктор В. П. Аннин, инженер-мехник Г. Н. Пио-Ульский);
— два первых в России подводных фотоаппарата, ставших одними из первых в мире (конструкции доктора Ф. И. Шидловского и конструкции доктора Н. А. Есипова) и светооборудование для подводных фотосъёмок;
— подводный искатель железа (лейтенант М. К. фон Шульц),
— водолазные помпы (доктор Ф. И. Шидловский и др.);
— воздухонагнетательный гидравлический насос (лейтенант В. К. Богданович);
— глубоководный насос с электродвигателем для спуска водолаза на глубину 70 м (капитан 2 ранга А. А. Кононов);
— шлем к глубоководному насосу (капитан 2 ранга А. А. Кононов);
— водолазные резиновые рубахи,
— автоматические клапана для выпуска избыточного воздуха из рубашки водолаза (доктор Ф. И. Шидловский);
— пожарная накидка («системы Водолазной школы»).
Как и прежде, за свои технические разработки преподаватели Водолазной школы были удостоены в Париже призов и дипломов выставки.
В 1902 г. в свет выходит, впоследствии переведённый на многие европейские языки, хорошо иллюстрированный «Учебник по водолазному делу» (литографическое издание вышло ещё в 1898 г.). Капитан 2 ранга А. А. Кононов подготовил его совместно с другими преподавателями школы: помощником начальника школы и заведующим аппаратами штабс-капитаном И. И. Гречухиным, преподавателем офицерского курса водолазных помп и теории насосов инженер-механиком Г. Н. Пио-Ульским, исполняющим должность минного офицера водолазным офицером М. К. фон Шульцем и доктором Н. А. Есиповым.
Совместно с докторами А. И. Есиповым и М. Н. Храбростиным Кононов издаёт «Наставление по водолазному делу и медицине». Среди собственных работ можно выделить: «Водолазные работы у крейсера «Россия» (Записки Императорского русского технического общества. 1897 г.), «Пособие для изучения водолазного дела» (1891 г., исправленное издание 1898 г.) и более позднюю работу «Водолазная школа и подводные работы» (1908 г.).
В течение нескольких лет А. А. Кононов безуспешно забрасывает Морское министерство предложениями о необходимости строительства специального водолазно-спасательного судна, что сегодня, например, кажется, вполне разумеющимся, а также ходатайствует о постройке специального учебного судна с отсеком живучести для отработки навыков по борьбе с водой. По его проекту в мастерских школы строят пять водолазных ботов.
Кроме научной и организационной работы, у Кононова находится время и для рутинного капитального ремонта здания школы с пристройкой бассейна (шириной 5 и глубиной 7 м).
По возвращении с Крита в Кронштадт капитан 1 ранга А. А. Кононов недолго командовал Водолазной школой. 20 июля 1905 г. он сдал свои обязанности старшему лейтенанту М. К. фон Шульцу и на следующий день принял 7-й Флотский экипаж. Впоследствии, во время Кронштадтского восстания 1906 г., 7-й экипаж оказался среди наиболее активных участников тех событий. 20 июля 1906 г. восставшие убили оставшегося за командира экипажа капитана 2 ранга Шумова. И принято считать, что именно эти факты послужил причиной того, что в конце ноября — начале декабря 1906 г. Кононов «сдал на законном основании» 7-й Флотский экипаж и переведён в Сибирский Флотский экипаж, став в итоге, первым в истории командующим Амурской флотилии.
Деятельность капитана 1 ранга Кононова на этом посту всегда высоко оценивалась и советскими военными историками, которые отмечали, что именно благодаря настойчивости и стараниям командующего к летней кампании 1910 г. флотилия представляла собой вполне боеспособное объединение кораблей. К этому времени она насчитывала 8 башенных, 10 речных канонерских лодок и 9 моторных бронекатеров, которые постоянно проводили различные учения, одиночно и в составе отрядов, невзирая на время суток или погоду.

Конечно, А. А. Кононов не был сторонником «народовластия», но цену людям знал. Неслучайно именно он ещё в 1908 г. предложил систему назначения на флотилию, куда не стремились попасть талантливые офицеры, по жеребьёвке. А в 1912 г. морское ведомство учло и другие предложения Кононова, утвердив положение о службе офицеров Амурской флотилии, назначаемых на три года, а при превышении этого срока получающих денежное вознаграждение и звание на ранг выше штатного.
2 мая 1911 г. капитан 1 ранга А. А. Кононов высочайшим приказом был произведён в контр-адмиралы с увольнением от службы. С выходом в отставку А. А. Кононов с женой поселились в Санкт-Петербурге, в доме № 8 по ул. Гороховой (угол Малой Морской).
Но Февральская и Октябрьская революции 1917 г. изменили всё. Как позднее вспоминали оказавшиеся в эмиграции русские офицеры, среди которых были и оба сына Анатолия Алексеевича — старший Иван и младший Алексей, А. А. Кононов уже в октябре 1917 г. прибыл в Новочеркасск и был зачислен в личное распоряжение атамана А. М. Каледина с присвоением звания контр-адмирала Всевеликого Войска Донского.
В 1918 г. атаман П. Н. Краснов возложил на Кононова специальную миссию: договориться с союзным командованием в Севастополе о помощи Белому движению на Дону. Успешному решению этой задачи благоприятствовало то обстоятельство, что командующим британским флотом оказался его давний знакомый — вице-адмирал лорд Сомерсет Артур Гош Калтроп, бывший в 1904-1905 гг. военно-морским атташе в России, а затем командовавший на Средиземном море броненосным крейсером «Роксбург», когда Кононов командовал там канонерской лодкой «Храбрый».
В ноябре 1918 г. А. А. Кононов со своим младшим сыном организовали экспедицию на рыбачьих лодках из Старочеркасска в Ростов для захвата оставленных большевиками на мели вооружённых барж и яхты «Колхида», которые стали первыми судами флотилии Войска Донского.
Во время исхода сторонников Белого движения из России 23 февраля 1920 г. Анатолий Алексеевич вместе с женой Верой Ивановной эвакуировался на пароходе «Иртыш» из Новороссийска в Грецию, а затем в Югославию. В эмиграции Кононовы-старшие жили в Польше, сначала в своем имении на Волыни, а в конце 30-х гг. — в Вильно (н. Вильнюс, Литва). В 1939 г., с началом второй мировой войной и разделом Польши между Германией и СССР, Кононовы перебрались в Белград (Югославия).
После смерти жены 20 июля 1941 г. А. А. Кононов переехал к старшему сыну — Ивану, во Францию, где тот организовал с помощью русских и французских водолазов водолазную фирму. Подписав и реализовав с немцами ряд контрактов по очистке французских портов для базирования немецкого военно-морского флота, И. А. Кононов навлёк на себя гнев французских патриотов и тех, кто стал считать себя таковыми после освобождения Франции. Французская фемида, в конце концов, осудила И. А. Кононова «за коллаборационизм», засчитав ему почти два года нахождения под следствием за наказание.
Мог ли помогать отец старшему сыну при организации водолазного дела, в котором разбирался основательнее, хотя бы советами — вопрос риторический. Смерть А. А. Кононова лишила французскую судебную систему возможности задавать вопросы.
Но они остались у историков…
Умер А. А. Кононов под Парижем в местечке Курвиль-сюр-Эр (департамент Эр и Луар) 8 июля 1944 г., за полтора месяца до освобождения столицы Франции союзниками и Движением французского Сопротивления.

Евгений КОБЧИКОВ,
Музей истории Кронштадта

 

Написать комментарий:


комментария 3

Автор: igorgor | 16.04.2013 в 17:17

Уважаемый Егений!
Большое спасибо за интересную статью о выдающемся деятеле русского водолазного дела.
А.А. Кононов заслужил более пристального отношения историков и биографов к описанию его жизни.
Бдет очень полезным, если Вы будете указывать ссылками литературные и архивные источники, использованные при написании статьи.
НП «Ассоциация водолазов» желает Вам новых творческих успехов .
Спасибо.

Автор: igorgor | 16.04.2013 в 17:42

К водолазной общественности.
Уважаемые господа!
Считаю, что назревает пора создать комитет по учреждению и присуждению ежегодных премий для поощрения достижений журналистов, историков, литераторов работающих по теме водолазное дело.
По всему, такой орган должен быть создан при Кронштадтском морском музее и при содействии НП «Ассоциация водолазов». Последняя может и должна озаботиться усилиями по сбору финансовых средств и для этой, благородной и очень важной цели.
Не помню, кто сказал, но считаю сказали правильно:- «Глубокое знание прошлого позволяет нам быстрее и правильнее нащупывать путь в будущее.»
Спасибо.

Автор: Кобчиков Евгений | 24.08.2013 в 23:10

Не прошло и года, как заслужил «спасибо» ))) Это «сокращённый вариант» статьи, опубликованной в журнале «Гангут» (№ 73, 2013 г.) со всеми ссылками на источники. А вообще статья (выступление) изначально готовилась для конференции 2012 года, устраивавшейся совместно Музеем истории Кронштадта и … «Ассоциацией водолазов» (!!!) к юбилею основания в Кронштадте Водолазной школы. Тогда же музеем была разработана культурно-туристская программа празднования, подготовлены проекты буклетов по развитию водолазного дела, оказана помощь «Ассоциации водолазов» в поиске в Кронштадте здания первой в России государственной водолазной школы и составлен текст мемориальной доски. Однако все это совпало со сменой власти в «Ассоциации» и практически всё пошло «прахом». Музей даже не пригласили на открытие той самой памятной доски, текст которой согласовывался Музеем итории Кронштадта в Правительстве Санкт-Петербурга и ГИОП…

 
Поиск

Имя:

Эл.почта: