Кронштадтская Водолазная школа в 1885-1896 годах

Заведующий Водолазной школой Н. М. Оводов

Продолжаем рассказ о деятельности Кронштадтской Водолазной школы и о тех людях, которые стояли у истоков водолазного дела в России (начало в «КВ» № 2 от 18 января 2013 года).

Всё внимание — учебному процессу

28 января 1885 года заведующим Кронштадтской Водолазной школой (КВШ) был назначен капитан-лейтенант Николай Михайлович Оводов, прослуживший на этой должности более десяти лет и, по сути, сделавший Водолазную школу центром водолазного дела не только на Балтике, но и в России.
Вступив в должность заведующего КВШ, Н. М. Оводов поддерживает и продолжает все начинания предшественника П. С. Бурачка. Особенное внимание уделяет подготовке методической литературы, учебных пособий, закупке книг, оборудования и водолазного снаряжения. Вводит строгий контроль и отчетность в организации учебного процесса и проведении водолазных спусков. Итог методической работы, начатой ещё П. С. Бурачком, — опубликованные в 1886 году «Правила обращения с водолазными аппаратами…», ставшие основным нормативным документом водолазной службы.
В это же время, в 1885-1886 годах, для постоянного базирования Водолазной партии выбираются город Бьеркэ (финское название Койвисто, ныне город Приморск Ленинградской области) и один из близлежащих островов. Весной 1885 года Водолазной партии придаётся специальное учебное судно — блокшив «Гиляк» (блокшив — старое, обычно несамоходное судно, лишённое механизмов и оборудования, используемое в качестве плавучего склада или жилья — авт.).
Самое серьёзное внимание уделяется учебному процессу. В 1886-1887 учебном году количество часов для занятий было «вдвое более, чем каждый из предыдущих годов». Количество тренировочных спусков в летнюю кампанию превысило тысячу. «Всего за лето сделано 1185 спусков», — можно прочитать в отчете КВШ за 1887-1888 учебный год. Максимальная глубина, на которую погружались водолазы, — 12 сажень. При этом «работ не производилось никаких, за исключением случайных отыскиваний разных утопленных вещей».
В это время пред Водолазной партией ставились исключительно учебные задачи освоения водолазной техники и снаряжения. Однако уже через несколько лет водолазы КВШ будут принимать активное участие в операциях Морского Ведомства, в поиске затонувших судов и их подъёме.

Ученики

В эти же годы в КВШ приходит целый ряд талантливых учеников, ставших впоследствии её гордостью и внесших значительный вклад в развитие водолазного дела в стране: мичман Евгений Викторович Колбасьев (выпуск 1884-го года), лейтенанты Анатолий Алексеевич Кононов (1885) и Михаил Фёдорович Шульц (1890), поручик Корпуса флотских штурманов Иван Иванович Гречухин (1888), мичманы Макс Константинович фон Шульц (1891) и Владимир Константинович Богданович (1894). Все они впоследствии стали преподавателями КВШ, а А. А. Кононов (1896-1905) и М. К. фон Шульц (1906-1917) возглавляли Кронштадтскую водолазную школу.

Учебная программа
и экзамен

27 марта 1888 года впервые было Высочайше утверждено «Положение о водолазной школе и партии». И хотя Водолазная школа действовала уже шесть лет, и основные правила её функционирования сформировались ранее, этот документ закреплял нормативно и регламентировал всю её работу, а также работу Водолазной партии, то есть штатное расписание, обязанности руководителей и преподавателей школы, доктора школы, порядок поступления и сроки обучения, обязанности «чинов школы», смету расходов и так далее.
Водолазная школа готовила специалистов из числа нижних чинов, а также из числа офицеров. Количество поступавших в КВШ учеников в разные годы было различным. Как правило, школа готовила несколько десятков водолазов нижних чинов и нескольких офицеров (обычно 3-4-х, но бывали и исключения). И офицеры, и нижние чины, желающие поступить в Водолазную школу, должны были подвергаться тщательному медицинскому осмотру, в результате которого отбирались «только люди вполне здоровые и крепкого телосложения».
Набор учеников в школу осуществлялся ежегодно до 15 сентября. Нижние чины «преимущественно младших сроков службы» назначались по распоряжению главного командира кронштадтского порта. Офицеры, желающие поступить в Водолазную школу, должны были до 15 сентября подать по команде рапорт. Курс школы был одногодичный, причём обучение проходило: «в зимнее время — в помещении школы, а летом — на особом блокшиве, назначаемом в плавание для водолазной партии». Теоретические занятия в Водолазной школе продолжались со 2 октября по 2 мая. Однако эти сроки, как видно из архивных материалов, могли варьироваться. Параллельно с ними проходили тренировочные спуски в специальный бассейн, называемый гидротанком, установленный в здании Водолазной школы и переделанный из парового котла фрегата «Дмитрий Донской».
Занятия для офицеров и для нижних чинов проходили раздельно. Более того, для их обучения назначались разные преподаватели. Программа обучения во многом была схожей, однако были и различия. Нижним чинам в обязательном порядке, помимо специальных предметов, преподавались грамотность и арифметика, читались лекции по физиологии и гигиене водолазного дела. Теоретическая подготовка офицеров отличалась более углубленным изучением специальных предметов, а также медицинских аспектов влияния водолазных работ на организм человека. Более заметной была разница в практической подготовке. Так, водолазы-офицеры должны были уметь произвести осмотр места работ (например, затонувшего судна), оценить их объём, уметь зарисовать, выполнить схематический чертеж, наметить план работ. Практическая подготовка нижних чинов — это выполнение под водой такелажных работ, связанных с умением грузить, разгружать балласт, демонтировать части судна, привязывать концы.
Все обучающиеся в Водолазной школе продолжали числиться в своих флотских подразделениях или судах, однако освобождались при этом «от всяких занятий по экипажу, порту и судам».
По-прежнему, как это было заведено ещё при учреждении школы, «в помощь преподавателям и для наблюдения за занятиями нижних чинов, на каждых 5 учеников» назначались «по выбору заведующего школой, указатели». Последние выбирались из наиболее умелых учеников из числа нижних чинов.
Ежегодно с 15 марта по 15 апреля в КВШ производилось «испытание (экзамен) обучающихся офицеров и нижних чинов особою комиссиею». Только те, кто прошёл испытания, назначались в «практическое плавание водолазной партии». Итогом которого были поверочные испытания практических навыков учеников-водолазов. Эти испытания, за которыми следила независимая комиссия, назначались в августе. Только, после их успешного прохождения, ученики считались окончившими курс, и им присваивалось звание водолаза.
Представляется любопытным один из пунктов «Положения», который сейчас сочли бы не вполне корректным: «Иноверцы, вследствие дурного или не вполне ясного понимания русского языка, в водолазную школу не назначаются». Причина этого была проста: жизнь водолаза, работающего под водой, зависела в то время от его взаимопонимания и согласованной работы с тем, кто обеспечивал ему подачу воздуха. Недопонимание и путаница в сигналах могла стать фатальной…

Офицеры КВШ — рационализаторы

В августе 1889 специальной комиссии, состоящей из преподавателей КВШ, под председательством Н. М. Оводова, была представлена пояснительная записка мичмана Колбасьева «о предложенных им телефонах и электрическом фонаре, изготовленных им для применения… при спусках водолазов под воду». Члены комиссии «нашли, что как телефоны, так и электрический фонарь…лучше всех систем, предложенных ранее, по своей компактности, простоте, дешевизне и силе, с какою передавался разговор с водолазом, и как сильно было освещение… при учебных спусках…» Комиссия постановила ходатайствовать об их приобретении и о снабжении ими водолазных аппаратов на судах флота.
В ноябре того же 1889 года исследовательский и рационализаторский коллектив КВШ пополнился — доктором школы был назначен Ф. И. Шидловский, ставший впоследствии автором ряда работ по гигиене водолазного дела и его истории. Кроме того, Ф. И. Шидловский одним из первых пробовал осуществить подводную фотосъёмку, внёс важные рационализаторские предложения по усовершенствованию клапанов на водолазном шлеме. Летом 1890 года преподавателем КВШ лейтенантом А. А. Кононовым было представлено написанное им руководство по водолазному делу для нижних чинов.
В этом же году впервые в состав Водолазной партии были назначены 13 человек нижних чинов, специально прибывших для прохождения практических занятий с Черноморского флота. В дальнейшем в КВШ регулярно поступали ученики с Черноморского флота, из Кронштадтской крепостной минной роты и даже из уральских казаков.

Участие в подъёме фрегата «Владимир»

Работы Водолазной партии в 1890 году отличались большим разнообразием и впервые носили конкретную практическую направленность. Ученики-водолазы занимались очисткой винтов лодки «Снег» и транспорта «Красная горка», поиском двух утонувших якорей с Императорской яхты «Держава» и затонувшей мины с клипера «Пластун». Кроме того, офицеры проводили «сравнение телефонов Колбасьева с телефонами д-ра Вредена на 3 саж. глубине». А уже через год, в июле 1891 года, и преподаватели, и ученики КВШ приняли активное участие в работах по подъёму затонувшего на Кронштадтском рейде парохода-фрегата «Владимир». В связи с этим 30 июля Водолазная партия срочно прибыла в Кронштадт.
Водолазы занимались откачкой воды, выгружали с парохода балласт, «производили заделки борта и устанавливали переборки…, отпиливали под водой чеки от минных выстрелов…, отвертывали винтовые талрепа фок-мачты, которая затем была спилена» и прочие работы. Несколько попыток подъёма парохода не увенчались успехом. «Работам сильно мешали постоянные дурные погоды и волнение». 13 августа 1891 года приказом главного командира кронштадтского порта и с разрешения Управляющего Морским Министерством водолазной партии была «продолжена компания на всё время по подъёму пароходо-фрегата «Владимир». Это не помешало провести поверочные испытания практических навыков учеников-водолазов. «Не желая отрывать всех водолазов от работ на затонувшем пароходе-фрегате «Владимир», комиссия …произвела испытание степени практической подготовки, как обучающихся офицеров, так и нижних чинов…» прямо в ходе работ. Наблюдая за их исполнением, «комиссия заключила, что… ученики школы настолько подготовлены, что нисколько не затрудняются при работах», а кроме того, «водолазы прекрасно освоились с телефонами и фонарями Колбасьева,… и те и другие действуют прекрасно и вполне необходимы для водолазов». Работа Водолазной партии закончилась только в октябре, а подъём парохода-фрегата «Владимир» был продолжен на следующий год.
Помощь водолазов КВШ при подъёме парохода «Владимир» показала высокий уровень подготовки как преподавателей, так и учеников школы. Были оценены и заслуги её заведующего. В начале 1892 года Н. М. Оводову было присвоено звание полковника, состоящего по Адмиралтейству. В этом же 1892 году Кронштадтская Водолазная школа отмечала своё 10-летие. В подготовленном по этому поводу отчёте были представлены следующие данные: «с 1882 по 1892 года из водолазной школы выпущено гг. офицеров 33 человека и нижних чинов 700 человек».

Несчастный случай

Летом 1892 года в ходе практических занятий Водолазной партии и впервые с момента её работы произошёл несчастный случай с одним из учеников-водолазов (из числа нижних чинов). Точная причина смерти водолаза, несмотря на самый тщательный осмотр помпы, снаряжения и места работ, так и не была установлена. Ею могла быть ненадёжная работа «приёмных и отливных клапанов» на шлеме водолаза, что привело к необходимости разработки специальных предохранительных клапанов на шлеме и сеток приемных клапанов помпы, препятствующих попаданию в шланги с воздухом инородных тел (камешков, песка и тому подобного). В следующем же 1893 году доктором КВШ Ф. И. Шидловским были предложены новые усовершенствованные автоматические клапаны,признанные «по многим причинам несравненно более целесообразнее в водолазном деле…», чем используемые ранее. Коллектив школы ходатайствовал «о постепенном введении во флот… автоматических клапанов д-ра Шидловского».

Международные выставки

В 1893 году КВШ приняла участие во Всемирной выставке в Чикаго, куда был командирован лейтенант Е. В. Колбасьев. Водолазная школа «не была богата предметами, годными для выставки», экспонировались «все больше рисунки, да и тех мало; впрочем, выставлены были 2 телефонные станции… и 1 станция освещения» Е. В. Колбасьева. Всего через несколько лет, в начале 1900-х годов, в Кронштадте была открыта мастерская братьев Е. В. и В. В. Колбасьевых по изготовлению, в том числе, и водолазного снаряжения. Кроме того, в 1898 году открыта ещё одна мастерская, выполняющая заказы Морского ведомства на изготовление водолазной техники, — опытная электротехническая и водолазная мастерская М. К. фон Шульца. Возвращаясь к выставке в Чикаго, нужно сказать, что кроме перечисленного на выставке было представлено водолазное снаряжение. Отправленный «на выставку водолазный аппарат со всею принадлежностью» имел «некоторое отличие от остальных систем водолазных аппаратов и выработан офицерами водолазной школы». На английский язык были переведены «Правила предосторожностей при спусках водолаза в воду» и «Правила обращения с водолазными аппаратами», которые раздавались на выставке. Экспозиция, несмотря на её скромный масштаб, имела успех, а КВШ получила награду. Эта же экспозиция была представлена в следующем 1894 году на выставке в Антверпене.

Поиски броненосца «Русалка»

Осенью 1893 года Балтийский флот потрясло известие о гибели броненосца «Русалка». Он шёл из гавани Ревеля (Таллинн) в сопровождении канонерской лодки «Туча» и имел приказ следовать в Гельсингфорс (Хельсинки). В условиях сильнейшего шторма и тумана корабли потеряли друг друга из вида. Лодка «Туча» пришла в Гельсингфорс, а броненосец пропал. Его активные поиски велись два года, при этом офицеры и личный состав Водолазной партии приняли в них самое непосредственное участие. В ходе поисков были обнаружены различные предметы и детали надстройки «Русалки». Однако ни один из офицеров и матросов спасён не был, а место гибели броненосца тогда обнаружить не удалось. (Броненосец был найден в июле 2003 года эстонским исследовательским судном «Маре» в 25 километрах южнее Хельсинки, — прим. автора).

Усовершенствования водолазной техники

30 ноября 1894 года Н. М. Оводов представил главному командиру Кронштадтского порта рапорт, где были перечислены все усовершенствования, выполненные специалистами КВШ за всё время её существования. Среди них: «тип наилучшей водолазной рубахи, отличающийся дешевизной, крепостью и мягкостью», усовершенствованный водолазный шлем с предохранительным клапаном, усовершенствованная 4-х цилиндровая помпа с предохранительными клапанами, автоматические клапаны системы Шидловского, шланги особой конструкции, делающей их более прочными, лёгкими и нечувствительными к изгибу, а также «тип подводного освещения и телефонов, который несомненно совершеннее заграничных приборов…». В 1895 году были произведены испытания нового водолазного насоса системы лейтенанта А. А. Кононова, позволяющего осуществлять спуски на глубину до 50 сажень. Ещё через год специальной комиссии офицеров школы были представлены чертежи воздухонагнетательной помпы мичмана Богдановича.

Новый заведующий КВШ — А. А. Кононов

Таким образом, во второй половине 1890-х годов в Кронштадтской Водолазной школе сложился не только сильный преподавательский коллектив, но и коллектив, способный к научной деятельности, к смелой рационализаторской работе. В этом Кронштадтская Водолазная школа была обязана её бессменному на протяжении более десяти лет руководителю — Николаю Михайловичу Оводову. Однако 22 апреля 1896 года полковник по адмиралтейству Н. М. Оводов Высочайшим приказом «производится в генерал-майоры… с увольнением от службы, с мундиром и пенсиею». Вероятно, коллективу КВШ стал нужен иной руководитель, более молодой, решительный, энергичный. Не только руководитель-хозяйственник, но специалист, глубоко понимающий задачи совершенствования водолазной техники, с научным подходом к основам водолазного дела. И 20 июня 1896 года начальником Кронштадтской Водолазной школы и партии был назначен капитан 2-го ранга Анатолий Алексеевич Кононов. Впервые эту должность занял офицер, хорошо знакомый «изнутри» с задачами школы, со всеми её проблемами, надобностями, достижениями, выпускник этой школы, бывший на протяжении ряда лет её преподавателем.

Николай Михайлович Оводов

Рассказывать о Николае Михайловиче Оводове трудно. В Российском Государственном архиве (РГА) ВМФ хранится его послужной список. В нём нет ярких страниц, стремительных карьерных взлётов, масштабных событий. Трудно разглядеть характер, увлечения, пристрастия человека за сухими строчками послужного списка. Постепенно, ступенька за ступенькой, поднимался он по карьерной лестнице, уйдя в отставку в звании генерал-майора. Это был, по-видимому, скромный труженик, «служака», сумевший за 11 лет заведования КВШ создать сильный преподавательский и научно-исследовательский коллектив, добиться мировой известности и авторитета Кронштадтской Водолазной школы.
Николай Михайлович Оводов родился 6 декабря 1840 года в Архангельской губернии и происходил, как указано в его послужном списке, «из обер-офицерских детей» (обер-офицер — наименование низшей категории офицерских чинов в русской армии и на флоте до 1917 года, соответствовавших IX-XIV классам «Табели о рангах» — прим. автора). Отцом его был Михайло Семёнович Оводов, комиссар 8-го Рабочего экипажа, коллежский секретарь (комиссар — служащий по комиссариатской, «бухгалтерской», части — прим. автора). По достижении 12-летнего возраста 12 декабря 1852 года он был определён кадетом в штурманский полуэкипаж (так с 1827 по 1856 год именовалось Штурманское училище, располагавшееся в Кронштадте). «В службе с 1856 года». В 1863 году Н. М. Оводов произведён в кондукторы Корпуса флотских штурманов Балтийского флота (воинское звание в русском флоте, присваиваемое унтер-офицерам, прослужившим установленный срок и сдавшим экзамен) и назначен в 3-й флотский экипаж. В этом же году ему присвоен чин прапорщика Корпуса флотских штурманов, а ещё через два года он был переведён во флот мичманом. Летом 1876 года, будучи уже лейтенантом флота, Н. М. Оводов уезжает к новому месту службы в Архангельск, где приказом командира Архангельского порта был назначается командиром Архангельской флотской роты. Однако не прошло и двух лет, как он возвращается обратно на Балтийский флот в 7-й флотский экипаж, где служит до назначения в Архангельск, на свою прежнюю должность командира 2-й сводной роты. В 1879 году Оводов получил чин капитан-лейтенанта, а весной следующего 1880 года был утверждён в должности командира хозяйственной роты.
С начала своей службы на флоте и до назначения заведующим Кронштадтской Водолазной школой Н. М. Оводов проходил службу на разных кораблях Балтийского флота, в том числе на фрегатах «Сильный», «Храбрый», «Дмитрий Донской», «Петропавловск», учебном корабле «Император Николай I», мониторе «Стрелец», ревизором на линейном корабле «Цесаревич» и дольше всего в конце 1870-х годов служил на транспорте «Красная горка». Служба же Н. М. Оводова в Архангельске связана со шхуной «Бакан».
26 февраля 1885 года Н. М. Оводову было присвоено звание капитана 2-го ранга, что почти совпало с назначением его на должность заведующего Кронштадтской Водолазной школой. В этой должности он прослужил до своей отставки в 1896 году и присвоения ему звания генерал-майора. За время службы Н. М. Оводов был награждён орденами Св. Станислава 2-й и 3-й степени, Св. Анны 2-й и 3-й степени.
Н. М. Оводов был женат на дочери капитана Кронштадтских портовых рот Евдокии Николаевне Васильевой, имел троих детей: дочь Ольгу и двух сыновей — Николая и Александра, один из которых — Николай — так же, как и его отец, стал офицером Российского флота. Его жизнь, — неоднозначная и противоречивая, в которой были и взлёты и падения: попытка самоубийства, лишение чинов и дворянства, арестантское исправительное отделение, восстановление на службе и участие в Белом движении, — оборвалась трагически. В марте 1920 года капитан 2-го ранга Н. Н. Оводов (по некоторым данным, капитан 1-го ранга), смотритель Клостер-Кампского берегового маяка в бухте де-Кастри близи Николаевска (ныне Николаевска-на-Амуре), был расстрелян бойцами Красной армии.
В Кронштадте семья Оводовых жила в доме купца Дьячкова на Осокиной площади (где сейчас располагается сквер и бюст  М. Кирова). Умер Н. М. Оводов 25 ноября 1909 года и был похоронен на Свято-Троицком кладбище в Ораниенбауме, могила его не сохранилась.

Арина МЕЛЬНИКОВА
(Материалы из РГА ВМФ предоставлены
Ю. А. Мельниковым

 

Написать комментарий:


комментария 2

Автор: Александр | 05.06.2014 в 00:21

Очень интересный и близкий для меня материал этой публикации. Я являюсь родным внуком Ольги Николаевны Оводовой, дочери Н. М. Оводова. Многие подробности жизни прадеда узнал только сейчас. К сожалению, мало документов сохранилось с тех времен. Поэтому очень рад пополнению семейного архива.
С уважением, А. Г. Михайлов.

Автор: Марина | 20.02.2017 в 10:55

Мой дедушка-Тендетников Порфирий Емельянович училися в Вш ,в 1911 по 1912 год.Затем поступил на службу водолазом на канонерскую лодку »Кубанец».С 1920 года водолаз Каспийской ывоеннойц флотилии/Баку/.

 
Поиск

Имя:

Эл.почта: