РОЖДЁННЫЙ в БЛОКАДЕ

Дивизион тральщиков-«стотонников»
под командованием Героя Советского Союза
капитана 3 ранга Ф. Е. Пахольчука
выходит на боевое траление в Финском заливе
в ноябре 1945 года.
Фото из Центрального Военно-морского музея

К 70-летию создания легендарного минного тральщика — «стотонника»

После успешного завершения операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда на участке южнее Ладожского озера в январе 1943 года, перед командованием Ленинградского фронта встала задача подготовки к полному освобождению города от вражеской блокады. Вместе с армейскими частями на сухопутном участке фронта в развитии дальнейшего наступления должны были участвовать корабли Балтийского флота, которые пока стояли, в основном, вдоль набережных Большой и Малой Невы, отражая воздушные атаки противника и ведя контрбатарейную борьбу с немецкой артиллерией, обстреливающей город.

Но за время блокады немцы успели создать в Финском заливе развитую систему многоярусных минных заграждений из десятков тысяч мин. Теперь эти минные поля простирались от горла залива до Кронштадта и для того, чтобы проделать в них безопасные проходы, требовалось большое количество специальных кораблей, предназначенных для борьбы с минами, — тральщиков. А вот кораблей-тральщиков в составе Балтийского флота к началу 1943 года оставалось совсем немного: значительная часть их погибла в самом начале войны, многие остались лежать на дне при проводке через минные поля кораблей и судов при эвакуации флота из Таллина и эвакуации гарнизона полуострова Ханко.
В этой сложной обстановке 14 апреля 1943 года Военный Совет Ленинградского фронта принимает решение о постройке в Ленинграде, в условиях продолжающихся артиллерийских обстрелов и бомбёжек с воздуха, кораблей — минных тральщиков, в наибольшей степени отвечающим требованиям траления мин в Финском заливе. В качестве такого корабля был выбран малый тральщик проекта № 253, проекта, разработанного под руководством главного конструктора Лощинского в ЦКБ города Горького ещё перед войной.
Однако разработанная техническая документация этого проекта была рассчитана на постройку корабля в условиях мирного времени, когда на верфях в достатке имелись не только необходимая для производства электроэнергия, но и все нужные материалы, комплектующие изделия, а также квалифицированные опытные рабочие и мастера.
Теперь же, в условиях военной блокады города, можно было рассчитывать только на оставшиеся запасы, а также следовало считаться с тем, что вместо ушедших на фронт мужчин к станкам встали истощённые женщины и подростки. И тогда было решено заново переработать проект малого тральщика, так, чтобы его можно было строить в блокадных условиях. Эта задача была поручена конструкторскому бюро Балтийского завода, возглавляемого в то время опытным кораблестроителем С. А. Базилевским. В кратчайший срок были выпущены новые чертежи, и уже 12 июня 1943 года состоялась закладка на наклонных стапелях первых двух тральщиков переработанного проекта, получившего в обозначении приставку в виде буквы «л», что означало «ленинградский».
Так как стандартное водоизмещение нового малого тральщика проекта 253-«л» оказалось 100 тонн, то вскоре его стали называть «стотонником». Под таким названием он и вошёл в историю российского флота.
Строительством «стотонников» были заняты практически все судостроительные заводы: Балтийский завод, завод им. А. А. Жд анова (ныне «Северная верфь»), Петрозавод, завод Судомех, а после снятия сухопутной блокады и Усть-Ижорская верфь (Средне-Невский судостроительный завод). Чтобы ускорить постройку очень нужных флоту кораблей-тральщиков, командование Балтийского флота выделило в помощь судостроителям 650 краснофлотцев. Теперь дело пошло быстрее. И вот уже в ноябре 1943 года проходят ходовые сдаточные испытания головного малого тральщика первой серии (МТ-1). Государственную приёмную комиссию возглавляет начальник штаба Балтийского флота вице-адмиралЮ. Ф. Ралль. Испытания  проходили в районе Кронштадта под обстрелом вражеских береговых батарей. Новый корабль получил высокую оценку комиссии и в январе 1944 года вместе с другими кораблями Балтийского флота участвовал в операции по ликвидации сухопутной блокады города.
Опыт постройки, испытаний и боевого применения головного корабля был учтён при усовершенствовании проекта малого тральщика второй серии (МТ-2). Водоизмещение усовершенствованного тральщика увеличилось до 129 тонн при осадке 1,35 м. На тральщике был установлен ещё один дизельгенератор, позволяющий обеспечить электропитанием петлевой электромагнитный трал. Теперь заводы достраивали тральщики первой серии и приступили к строительству малых тральщков серии МТ-2. При постройке тральщиков -«стотонников» был применён прогрессивный поточный метод строительства, позволивший сократить продолжительность постройки этих кораблей до 5 месяцев. Так что к моменту окончания войны Балтийский завод построил и передал флоту 22 «стотонника», ещё 16 таких же кораблей флот получил от других ленинградских судостроительных заводов.
А так как очистка Финского залива от мин (боевое траление) только ещё начиналась, то строительство тральщиков-«стотонников» после войны было продолжено. Проект ещё раз усовершенствовали, и после завершения постройки кораблей второй серии МТ-2 началось строительство третьей серии «стотонников» — МТ-3. В итоге было построено 92 малых тральщка-«стотонника». Все они несли службу в составе Балтийского флота, участвуя в боевом тралении минных заграждений, оставленных противником на Балтике после окончания Великой Отечественной войны, и внесли большой вклад в успех операций прорыва морской минной блокады Ленинграда в июне 1946 года, а затем и полной её ликвидации к 1957 году.
Дивизионами тральщиков-«стотонников» командовали на Балтике такие прославленные командиры, как Герой Советского Союза Г. Я. Оводовский и Герой Советского Союза Ф. Е. Пахольчук. Минная опасность, не щадящая никого, послужила причиной гибели четырёх тральщиков-«стотонников», подорвавшхся на минах во время операций боевого траления.
Сегодня в Санкт-Петербурге ещё здравствуют ветераны — военные моряки, служившие на «стотонниках» в 40-е и в 50-е годы прошлого столетия и участвовавшие в борьбе с «рогатой смертью», здравствуют и ветераны-судостроители — участники постройки этих славных кораблей в тяжёлые годы блокады. Низкий поклон вам, дорогие ветераны и строители «стотонника»!

Николай Колесник, председатель комиссии
по увековечению
памяти о подвигах
моряков тральщиков Совета ветеранов
ОВР и БТ Балтфлота

Постройка тральщиков-«стотонников» на Балтийском заводе, 1944 год

Выпускники Кронштадтской школы юнгов, ветераны боевого траления: 1952-1953 гг. Слева направо —
Фаниль Тухватулин и Илья Цапко

Стотоннику

Не отыщется хроник,
не написано книг,
Где бы тральщик-стотонник
ненадолго возник,
Он останется первым —
не по книгам знаком,-
Где тревога по нервам
била резким звонком,
Где плывёшь, как в скорлупке,
в двух шагах от беды,
Где три метра —
от рубки до взрывчатой воды,
Где покатые спины
винт волнам разрезал,
Где рогатые мины
караулили трал,
Были счастьем минуты
неспокойного сна,
А под утро в каюты
заходила весна…
Незабывшийся тральщик
на балтийской волне
С каждым годом всё дальше
и всё ближе ко мне.

Никита Суслович,
капитан 2 ранга,
член Союза писателей СССР

 

Написать комментарий:


комментария 2

Автор: Михаил Николаевич Берг | 06.02.2015 в 11:30

Память о моряках, служивших на стотонниках, и о самих кораблях нужно хранить. Хорошая статья и прекрасные стихи. Я заканчиваю писать книгу, которая посвящена людям, с которыми меня свела судьба, и событиям, происходящим в моей жизни. Это будут мои воспоминания. И в этой книге у меня есть глава «Минные тральщики». В 1964 году мне пришлось, и рад этому, проходить военные сборы, как офицер-резервист, в бригаде траления в Таллинне. И служба моя проходила на кораблях пр. 255к. Помню своих командиров Виктора Тихоновича Макарова и Олега Александровича Нечасткина, упоминаю о них в своей книге. А вот не знаю, живы ли они? Помогите найти их.

С уважением,
Михаил Берг, инженер кораблестроитель, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, ныне глубокий пенсионер.

Автор: Голубинец Татьяна | 07.04.2017 в 00:18

Сегодня меня внук попросил рассказать о своём прадедушке Литвинове Василии Петровиче — где он воевал. А он воевал и служил тральщиком с 23.04.1943 по сентябрь 1950 года на Балтике. И информации у меня было немного. Благодаря вашей статье смогу более подробно рассказать, какая непростая и опасная у него была служба. Спасибо Вам большое!

 
Поиск

Имя:

Эл.почта: