22 ноября - день психолога России

Если ребёнок не убирает комнату, или как прожить без пылесоса?

Если ребёнок не убирает комнату, или
как прожить без пылесоса?
Как вырастить своего ребенка самостоятельным? Как защитить его от возможных зависимостей (химических и эмоциональных), ВИЧ, хронических болезней, суицида, проблем в обучении, иждивенчества и других рискованных форм поведения? Об этом и многом другом узнали на семинаре-тренинге по профилактике рискованного поведения детей и подростков 18 кронштадтских мам, приехавших вместе с детьми на осенних каникулах на базу отдыха «Raivola» в Рощино. Не только узнали, но и научились новой модели взаимодействия. Семинар был организован Психологическим центром Кронштадта.
Мамы и дети занимались и жили отдельно, встречаясь только во время еды и в свободное время. Занятия проходили в круге, в форме диалога. С помощью неформальных методик дети получили знания о таких важных психологических проблемах, как зависимое поведение, конфликты между взрослыми и сверстниками, определение границ ответственности взрослых и детей. Так как в группу входили дети разного возраста (начальная и средняя школа), это способствовало развитию взаимопонимания у детей, учило их более бережно и заботливо относиться друг другу. Дети упражнялись в формировании навыков адекватной самооценки, развитии способностей к планированию поступков; в выработке умения противостоять негативному влиянию группы; повышения ответственности за собственное поведение; в осознании и отработке собственных переживаний обиды, например, с помощью мыльных пузырей. Агрессию же разряжали бумажными шариками и «волшебными зеркалами».

Также использовалась совместная форма работы детей с родителями — общее собрание «Взаимные претензии». В безопасной обстановке, посредством сотрудничества с тренерами, дети и мамы имели возможность высказать претензии друг другу и найти пути их разрешения, что, безусловно, делает комфортнее микроклимат в семье. А это является лучшей профилактикой рискованного поведения.

Важно, что каждый не только имел возможность выразить себя сам, но и увидеть, как это делают взрослые и тренеры.

Активно в этой работе использовались арт-терапевтические методики: совместное рисование, коллажи, где дети имели возможность творчески самовыражаться.

А мамы на занятиях могли разобраться с ситуациями, вызывающими у них затруднения, получить помощь тренера и участников группы. Самыми актуальными оказались вопросы, связанные с денежными отношениями, порядком, родительским статусом и личной территорией. Мамы отмечают, что приходилось заново пересматривать отношения с ребенком и другими близкими, переоценивать существующее положение дел и, главное, стало понятно, что «пробуксовывает» в нынешних отношениях и как это исправить.

Детскую группу вели заместитель директора Психологического центра И.С. Седунова, психолог Н.В. Афанасьева, воспитатель С.В. Быняева, родительскую группу — директор Психологического центра Т.В.Ткачева, за организацию в целом отвечала социальный педагог М.Д. Коваль.
Психологический центр Кронштадта планирует и в дальнейшем организовывать выездные семинары для детей с родителями. Консультации по вопросам отношений с детьми и другими членами семьи можно получить уже сегодня. Справки по телефону: 311-32-10.
Центр временно находится в помещении клуба «Котлин» по адресу: Флотская улица, дом 12, А.

Из письма одной из участниц семинара

«Как передать ответственность рeбёнку»

Восемнадцати семьям из Кронштадта несказанно повезло! Мы стали участниками выездного семинара, организованного Лидией Ивановной Бардаковой при непосредственном руководстве Марии Дмитриевны Коваль.
Семинар проходил 2-4 ноября в Рощино на базе отдыха «Raivola». Нас разместили в комфортабельных номерах отеля, расположенного в необыкновенно живописном местечке, обеспечили отличное 3-х разовое питание (шведский стол), то есть организаторы постарались создать для нас и наших детей максимально комфортные условия, чтобы мы могли отвлечься от своих проблем, не думать о бытовых мелочах, а полностью сосредоточиться на теме нашего семинара.
Для мам семинар проводила опытный психолог Татьяна Владимировна Ткачёва.
В рамках семинара были проработаны очень серьёзные аспекты межличностных отношений. Татьяна Владимировна показала, как работает технология развивающего диалога в реальных жизненных ситуациях, стремилась научить мам, как планомерно и последовательно готовить ребёнка ко взрослой самостоятельной жизни, постепенно передавая ответственность в руки любимого чада. Мы были удивлены, можно сказать, шокированы, когда Татьяна Владимировна доказала, что в основе любого рискованного асоциального поведения лежат одни и те же источники: отвержение ребёнка (не вижу, не слышу, не чувствую, не интересен и т.д.); ожидания, которые порой ребёнок не в состоянии оправдать; вероломное прерывание любой деятельности ребёнка, в том числе игры.
Мастерство Татьяны Владимировны проявилось уже с первых минут семинара, когда ей удалось создать такую психологически комфортную обстановку, что ранее незнакомые друг другу люди, смогли раскрыться и искренне поделиться своими трудностями, ожиданиями, тревогами.
Мы проигрывали различные ситуации в группах, обменивались мнениями, делились опытом, пытались найти разные способы выхода, казалось бы, из тупиковых ситуаций, стараясь докопаться до сути, увидеть источник проблемы и наметить последовательность действий для её разрешения. Под руководством Татьяны Владимировны мы пришли к выводу, что технология развивающего диалога работает в любой ситуации, и если каждую проблему рассматривать, наложив на неё, как кальку, так называемый, «цветок любви», можно увидеть, какой лепесток западает и почему «цветок не работает», а значит найти источник проблемы.
Пока мамочки учились, дети тоже не теряли времени даром. Под руководством опытных воспитателей-психологов, Натальи Валерьевны Афанасьевой, Ирины Сергеевны Седуновой и Светланы Владимировны Быняевой, они учились взаимодействовать между собой, получая бесценный опыт общения, создания совместного продукта (газеты), и просто отлично проводили время в играх. Дети также получили возможность почувствовать себя самостоятельными. Они жили в номерах без мам, сами организовывали быт, учились рассчитывать своё время, чтобы успеть к назначенному часу в столовую, в игровую комнату, на прогулку.
Были проведены также и два совместных занятия с группой мам и детей. На первом, мамы и дети пытались ответить на один и тот же вопрос, что им не нравится друг в друге. Получилось, что мамы озвучили свои нереализованные ожидания в отношении детей, а вот дети чётко говорили о нарушении свих прав со стороны родителей (права на личное пространство, время, собственность, территорию, право на принятие решения и т.д.) Мамы были просто шокированы такими откровениями.
А вот в процессе второй, заключительной встречи, мамы и дети должны были ответить на вопрос, за что они любят друг друга. С обеих сторон прозвучало много общего, мамы и дети оказались практически солидарны в этом вопросе. И психологи сумели обыграть эту ситуацию так, что и мамы, и дети пришли к единому выводу: все наши действия, даже если они не нравятся одной из сторон, продиктованы исключительно взаимной любовью друг к другу, и, несмотря ни на что, мы любим друг друга именно такими, какие мы есть.
Сломаны прежние стереотипы! Ощущение полного обновления! Вера в то, что у нас всё получится! Спасибо тем, замечательным людям, которые подарили нам праздник такого интересного и плодотворного общения. Нам действительно очень повезло!
Материалы, предоставленные Психологическим центром, подготовила Надежда РЫБАКОВА

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: