И з Кронштадта на остров Гогланд

В память о погибших в мореАвтономной некоммерческой организацией «Морская военно-историческая экспедиция «Во славу Отечества» с 4 по 6 сентября 2014 года был организован памятный поход на остров Гогланд с целью установки мемориальной доски «Героям и жертвам Таллинского прорыва» с поимённым списком кораблей, военно-транспортных судов, судов вспомогательного флота, не дошедших до Кронштадта в августе 1941 года. Мемориальная доска была освящена в Кронштадтском Владимирском соборе, где накануне отправления отслужили молебен по всем погибшим в героическом и трагическом Таллинском прорыве, а это более 15 тысяч человек.

Остров Гогланд, расположенный в Финском заливе в 180 км от Кронштадта, хорошо известен морякам и знатокам военной истории. Ведь именно здесь нашли пристанище более 12 тысяч спасавшихся от фашистской армии во время Таллинского прорыва. Эти люди вплавь, на шлюпках, на всём, что могло плавать, очутились тут в поисках укрытия, но были подвергнуты жесточайшим обстрелам фашистской авиацией. Избавленные от гибели во многом обязаны жизнью Ивану Георгиевичу Святову, капитану второго ранга, командиру крейсера «Максим Горький». Созданный им отряд вспомогательных судов и кораблей снимал эвакуируемый личный состав с тонущих плавсредств, доставляя их на остров. Позже, до конца октября 1941 года, люди были переправлены в Кронштадт.
Память о героях, потерявших жизни во имя Победы, материализуется в виде мемориалов, у которых собираются люди и вспоминают историю… После 1983 года на острове Гогланд появилась стела похороненному здесь по его завещанию И. Г. Святову. Рядом с ней – памятный камень, на котором 5 сентября 2014 года в торжественной обстановке была открыта мемориальная доска с уточнённым текстом, в обсуждении которого принимали участие авторитетные историки: контр-адмирал
Р. А. Зубков, историк Балтфлота И. Г. Алепко, ветераны Великой Отечественной войны, потомки героев Таллинского прорыва и сотрудники музеев.
Перед линейкой, в которую выстроились срочнослужащие гогландского гарнизона, участвовавшие в памятном походе, контр-адмирал К. А. Шопотов, организатор похода капитан второго ранга В. Н. Проворов, писатель-историк И. Г. Алепко, полковник С. И. Панин рассказали о трагедии Таллинского прорыва. Молодые ребята внимательно слушали, и было видно, что информация для них важна, что они разделяют чувства восхищения и боли, с которыми старшее поколение вспоминает подвиг героев Великой Отечественной.
В памятном походе и церемонии, кроме перечисленных лиц, приняла участие Надежда Лапо, дочь Семёна Маркеловича Изосимова (1918–1998), артиллериста с острова Аэгна, эвакуировавшегося на транспорте «Шауляй» на остров Гогланд. Из потомков участников Таллинского перехода память павших почтила Мария Инге-Вечтомова, внучка поэта Юрия Инге, погибшего на ледоколе «Кр. Валдемарс». Также присутствовали научный сотрудник Музея истории Кронштадта Евгений Кобчиков, доцент Гидрометеорологического университета Олег Шевчук, Галина Автушко – главный редактор журнала «Деловые партнёры», являющаяся племянницей участника Таллинского прорыва, фотограф Ева Фефилова, экскурсовод из Кронштадта Евгений Вавилов и другие.
По пути следования судна участники похода, согласно флотскому церемониалу, почтили память погибшего в Таллинском переходе танкера-12 и госпитального судна «Сибирь», перевозившего раненых. Госпитальное судно «Сибирь» было обнаружено в 2005 году в 50 км от Кронштадта между островом Сескар и Шепелевским маяком. Судно перевозило более 1200 раненых и эвакуируемых (800 лежачих раненых и около тысячи эвакуируемых из Таллина женщин и детей), было оснащено специальной, ярко нанесённой на борта медицинской символикой, охраняющей от обстрела. И несмотря на это, «Сибирь» была атакована наряду со всеми и получила повреждения от прямого попадания бомбы, однако осталась на плаву. И всё же часть её пассажиров в панике выбросились за борт. Около 900 человек, в том числе 690 раненых, сняли и подобрали из воды корабли эскорта и доставили на Гогланд. После сильного пожара 20 августа 1941 года судно «Сибирь» затонуло.
Сейчас, когда на Украине безжалостно расстреливают женщин и детей, мы потрясены – неужели история ничему не учит? Теперь понятно, как важно было не прерывать единую нить патриотической работы, которая всегда успешно велась в нашей стране. Это особенно относится к подготовке университетами курсантов-студентов морских специальностей. Морские экологи, океанологи, гидрологи, гидрографы и многие другие будущие учёные и работники флота, а также защитники Отечества в составе ВМФ не знают истории флота, и, конечно, необходимо устранить эти пробелы и ввести такие занятия в курс программы вузов.

Воды Балтики являются общим домом для стран Балтии. Трагедии на море должны объединять людей. Моряков стихия не разделяет по национальностям и не учитывает конъюнктурные взгляды политиков, разъединяющие страны, – боль потерь на море и память о погибших в пучине одинакова для всех родных, для потомков. История русского флота, его традиции являются хорошим примером. На нём бы и воспитывать будущих специалистов для флота! Каждый метр дна Балтики и Финского залива хранит героические и трагические уроки истории. Организация поисковых экспедиций с привлечением курсантов-студентов позволит повысить уровень их профессиональной подготовки, привить любовь к морю и истории флота, расширить их кругозор.
Участник похода, член правления АНО «МВИЭКС» полковник С. И. Панин, имеющий многолетний стаж работы со школьниками, подтвердил необходимость организации международных поисковых экспедиций. Большую работу в данном направлении проводит преподаватель Санкт-Петербургского университета, член правления АНО «МВИЭКС» подполковник В. В. Фролов, автор многих трудов по морскому вооружению, минному оружию и руководитель практик. Собранный
В. В. Фроловым архив исторических материалов о местах затонувших кораблей и судов, позволит спланировать и организовать подводно-поисковые экспедиции в Финском заливе на несколько лет с проведением учебных практик и изучением истории флота.
Отданные почести погибшему танкеру-12 заставили нас вспомнить историю гибели судна. На танкере-12, при переходе затопленном авиабомбами в районе Гогланда, находился М. Ф. Худолеев, бывший тогда курсантом училища им. Фрунзе. Михаил Фёдорович Худолеев остался жив, сейчас ему около 95 лет, он автор пьесы «Таллинский прорыв», ставшей победителем конкурса «Факел памяти – 2010». Добавим, танкер-12 – с нефтью (или с мазутом), и может сейчас представлять серьёзную экологическую угрозу.

Много горя принесли события августа 1941 года людям. Участник Таллинского прорыва Александр Иванович Хвостов, например, за время перехода трижды оказывался в воде после гибели одного за другим кораблей, катеров. Сейчас ветерану 98 лет. Он проживает в Ломоносове. Всю свою жизнь служил на флоте.
Особенно грустно обо всём этом вспоминать, видя замечательную строгую и светлую красоту Балтийского моря, неожиданно открывшуюся нам на острове Гогланд.
Главное, что у нас есть – это память. Деятельность Автономной некоммерческой организации «Морская военно-историческая экспедиция «Во славу Отечества» направлена на увековечение памяти погибших защитников Отечества. В Таллинском прорыве наши потери составили 62 корабля и судна. Предстоит составить поимённый список погибших экипажей кораблей и судов, бойцов советской армии и эвакуируемых и увековечить их память. Родственники погибших должны знать, где покоятся герои и жертвы Таллинского прорыва.

В настоящее время крайне важно привлечь к работе военно-исторического общества молодёжь. Иначе для кого установлены все эти памятники героям Отечества? Конечно, есть немало проблем. В первую очередь – финансовых. Ведь добраться до отдалённых островов можно только морским или воздушным транспортом. Поскольку Петербург изначально задуман как морская столица России, то очевидно, что привлекать к работе военно-исторической экспедиции необходимо, прежде всего, курсантов военно-морских училищ и студентов гражданских вузов морских специальностей. В настоящее время было бы целесообразно совместить обучение, например, будущих океанологов с военно-патриотической работой. Это позволит одновременно улучшить качество обучения и выполнить задачи патриотического воспитания молодёжи на высоком уровне, и просто сэкономить на морских экспедициях «двойного назначения» значительное количество государственных средств.

Собственный корреспондент Автономной некоммерческой организации «Морская военно-историческая экспедиция «Во славу Отечества»

Мемориальная доска Героям и жертвам Таллинского переходаКамень с мемориальной доской героям и жертвам
Таллинского перехода. Остров Гогланд

Участники похода на Гогланд. 4 сент.2014Участники памятного похода на остров Гогланд.
Среди них – потомки павших в Таллинском преходе. Сентябрь 2014

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: