Игры нашего детства

Тихий летний вечер. Мы, ребятишки, вернулись c речки, где провели весь день. Накупались до синевы и пупырышек, наелись хлеба с зелёным луком – разносолов в семьях не было. Приплелись, истомлённые солнцем, домой. Матери уже сварили ужин. Наелись мы от пуза – и снова на улицу, во двор. Никто нас не караулил, 5-6 летние дети тоже гуляли одни, вернее, под присмотром братьев и сестёр.

igri_14Вечер. Старшие ребята стучат в волейбол: в углу двора есть небольшая площадка, сетка одним концом привязана к забору, другим к дереву. Игра идёт азартная, слышно, как ударяют по мячу, спорят, но матов почти не бывает, редко кто такое себе позволит.
А мы, младшие, набравшись сил за ужином, выбираем, во что играть. Игр великое множество. Я люблю бегать, поэтому предлагаю «Казаки-разбойники» или «Выжигало». Мальчишки согласны на «Казаков». Делимся на две команды. Потом считаемся, кто будет убегать, а кто ловить. Считалок много, есть смешные, есть с перчиком, а есть и хулиганистые.
Моя любимая:
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич,
король, королевич,
Сапожник, портной,
кто ты будешь такой,
Говори поскорей,
не задерживай добрых
и честных людей!
Или эта:
Вышел немец из тумана.
Вынул ножик из кармана.
– Буду резать, буду бить!
Всё равно тебе водить!
Ура! Мы убегаем! Противник уходит в штаб, это беседка в центре двора. В нашем распоряжении лабиринт кладовок, их крыши и закутки, не возбраняется выбегать на улицу. Хотя наш двор огорожен забором, в котором есть ворота и калитка, в азарте игры быстрее получается перемахнуть через забор. В этом есть свой дворовый шик. Как-то, спасаясь от погони, я домчалась до парка.
Там мы долго носились, пока мой преследователь окончательно не выдохся и не предложил мировую. В этот раз ребята прячутся в щели между забором и туалетом. Сидеть там неприятно, но надёжно. Противник по оставленным меткам должен нас найти, но он начхал на метки, так как все схроны ему, в общем-то, известны. Но сейчас соперники в затруднении. Побродив и поискав, ребятишки кричат, что они сдаются и предлагают поиграть в «цепи кованы, раскуйте нас». Опять делимся на две команды. Слабеньких ставим посередине и держим за руки крепко-крепко. Кричим:
– Цепи, цепи кованы, раскуйте нас!
– Кем из нас? – кричит противник.
Выбираем для начала тех, кто послабее. Расковать цепи пробует толстый Владик. Он добегает до нашей шеренги, крепко сцепившейся руками, и мешком на них повисает. Владик взят в плен и встаёт в наши ряды. Теперь бежит крепкий пацан Гошка. Он оценивает нас и выбирает слабое звено – Лизу. Завидев бешено мчащегося Гошку, Лиза заранее начинает вырывать свою руку: всё равно прорвёт оборону, так хоть не покалечит.
Теперь черёд игры, которая в нашем дворе называется «выжигало». Это целый ритуал! Сначала мы роем лунки в земле – цепочкой, по лунке на игрока. Потом ведущий катит мячик. Те, в чью лунку он попадает, становятся выжигающими. Они встают с двух сторон площадки. Остальные игроки отправляются на игровое поле.
Задача – выбить противника. Тот, кого коснулся мяч, должен покинуть площадку. Если кому-то на поле удавалось поймать мяч, это называлось «свечка», она давала право вернуть в игру вылетевшего члена команды. Иногда ловкие ребята умудрялись наловить столько «свечек», что лишали «голящих» надежды выйти на поле. Самое трудное было «выжечь» последнего, самого ловкого игрока.
Но вот все набегались и захотели спокойных игр. Становится темно, кое-кого уже зовут домой родители. Мы переместились в беседку. После насыщенного дня клонит в сон, но уходить нельзя: почти все игры рассчитаны на большое количество участников. Поэтому когда мама в очередной раз, уже сердито, зовёт меня домой, Гошка подначивает: «Галя, иди кушать манную кашку!» Нет, уходить никак нельзя. «Сейчас приду!» – кричу я маме. Начинается игра в «колечко-малечко». Колечек никто не носит. У меня есть подаренное тем же Гошей плетёное колечко – из цветной проволоки. Его я и отдаю. Ведущий прячет колечко в руки, сложенные лодочкой. Мы тоже делаем их лодочкой. Его задача, чтобы никто не понял, в чьих руках оказалось колечко. Виталька поочерёдно делает вид, что кладёт кольцо, стараясь нас запутать. Мне оно не досталось, и я пытаюсь по выражению лица определить счастливца. «Колечко-малечко, выйди на крылечко!» – кричит ведущий. Я хватаю за рукав Таньку – кому же ещё он мог положить кольцо? Все знают, что он к ней неровно дышит. Танька пожимает плечами и показывает пустые руки, зато с хохотом взлетает с места тихоня Лиза. Колечко у неё! Мама опять зовёт меня домой, голос у неё усталый – надо идти. Но начинается новая игра. Я очень люблю отгадывать название кинофильма по первым буквам составляющих его слов. «Ч-А» – это и думать не надо: «Человек-амфибия». Фильм только что вышел на экраны, мы без ума от одного звука этих имён: Гуттиэре, Ихтиандр, Ольсен. Через месяц я поеду в пионерский лагерь, и там мы поставим настоящий спектакль на сюжет фильма. Увы! – не быть мне Гуттиэре. На эту роль выбрана красивая брюнетка Зоя. Мне достаётся роль правильного и скучного Ольсена. Что же делать – я крепкая, коротко подстриженная блондинка, туда мне и дорога. Впрочем, и в эту скучноватую роль я умудряюсь влезть с головой, так что мы играем в «Ихтиандра» до конца лагерного сезона.
Я уже не иду – я бреду домой. Мама наливает в тазик воды и велит помыть ноги. Ноги ужасно грязные, потому что сандалии я утопила и шла с речки домой босиком. Мама об этом ещё не знает, и слава Богу! А сейчас спать, спать… Завтра снова день, полный света, солнца, летний день начала 60-х годов прошлого века.

Вспоминала
Галина Беляева

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: