Как учить и любить молодёжь XXI века?
Итоги научно-практической конференции
«Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи: традиции и современность»
Родившемуся в 2000-м в этом году исполняется 14 лет. Именно с этого возраста принято причислять вчерашнего ребёнка к молодёжной разношёрстной компании. Чем дышит сейчас молодёжь? Во что верит? И на каких примерах будет воспитывать своих детей? Что могут сделать взрослые, а также образовательные и административные структуры, чтобы уберечь этих детей от тлетворного влияния улицы, телевидения, интернета, от саморазрушения и служения поддельным ценностям? Эти и другие вопросы поднимались на прошедшей 26 февраля научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи: традиции и современность», которая была посвящена 270-летию со дня рождения святого праведного воина Феодора Ушакова. Всех, заинтересованных в воспитании духовно развитой, здоровой и нравственной молодёжи, радушно принял Кронштадтский Дворец молодёжи.
Наиболее значимые ценности – это…
По заказу администрации Кронштадтского района в январе-феврале 2014 года был проведён опрос молодёжи Кронштадта. В исследовании приняли участие 350 респондентов в возрасте от 14 до 30 лет.
Где бы вы хотели жить?
Места в президиуме заняли настоятель кронштадтских храмов митрофорный протоиерей Святослав Мельник, глава районной администрации Терентий Мещеряков, глава муниципалитета Валерий Власов и ведущая встречи профессор кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена Антуанетта Козлова. Организаторами конференции выступили отдел по связям с религиозными объединениями Санкт-Петербурга администрации губернатора Санкт-Петербурга, Общественный совет по сохранению духовного и культурно-исторического наследия святого праведного Иоанна Кронштадтского и Межвузовская ассоциация духовно-нравственного воспитания «Покров». Целью встречи представителей различных – духовных и светских, военных и гражданских, творческих и административных, и, конечно же, образовательных структур, – являлось содействие возрождению духовности России и приобщение детей и молодёжи к её культурно-историческим и духовно-нравственным традициям.
Воспитание морем
Присутствующие делились опытом в проведении культурных мероприятий, посвящённых изучению русских традиционных ценностей, истории нашей страны, её героев и её святых. О воспитании подрастающего поколения на примере жития святого воина Феодора Ушакова говорили капитан 1 ранга, старший преподаватель Военно-морского политехнического института Никита Поздняков и педагог дополнительного образования Кронштадтского морского кадетского корпуса, капитан 1 ранга Сергей Коркин.
– У Нахимовского училища есть Нахимов, кадетскому корпусу во Владивостоке сам Бог велел взять в герои адмирала Макарова. Мы же избрали Ушакова, – сказал представитель КМКК. – Но как из символа сделать человека, понятного и интересного для современных детей? Через беседы и творческие задания. Изучение жития святого Феодора Ушакова в стенах КМКК идёт постоянно. Недавно прошли «Ушаковские чтения», на них присутствовали воспитанники семи довузовских учебных военно-морских заведений.
Вся работа направлена на то, чтобы заинтересовать мальчишек морем, воспитать в лучших флотских традициях, показать престижность военной службы на флоте. По данным, озвученным на конференции, в 2012 году из 64 выпускников только 24 продолжили обучение в военно-морских вузах, в 2013 году из 36 выпускников с морем решили связать судьбу 18. Среди 73 выпускников этого года поступать в военные вузы планируют 63 кадета.
– И всё же морская идея уходит из поля зрения современных мальчишек, – признал печальную тенденцию старший преподаватель Военно-морского политехнического института, капитан 1 ранга Никита Поздняков. – Мальчишки заняты другим: сломать, убить, разрушить – сейчас их игры не направлены на созидание. К компаньону по игре детей приучают относиться как к врагу.
Да, к сожалению, современные дети легко говорят: «Я убью тебя!». И далеко не все выбирают логические компьютерные игры. В приоритете оказываются жестокие и отупляющие «стрелялки». Можно ли в таких условиях вырастить защитника, помощника, главного созидателя и наставника для будущей жены и детей? И где альтернатива? Капитан 1 ранга Никита Поздняков считает, что мальчишку необходимо воспитывать трудностями, коллективом и красотой. Идеальный вариант – походы, море, – вот где формируется настоящий мужской характер. А не в компьютерных играх.
Сначала принять, а потом наставлять
– Что такое воспитание? Это любовь. Если в попытке кого-то чему-то научить нет любви, то мы будем зря тратить время, – произнёс настоятель кронштадтских храмов отец Святослав Мельник. Батюшка напомнил, что самая большая победа святого Феодора Ушакова была не в том, что он не проиграл ни одной битвы, а в том, что он выиграл главную битву – битву за свою душу.
– Ошибка сегодняшнего дня в том, что мы, взрослые, очень часто говорим: молодёжь у нас плохая, грубая, ленивая, ничем не интересующаяся. Но ведь это не так. Так зачем акцентировать их внимание на отрицательном? Зачем подчёркивать негатив и унижать этим нашу молодёжь? – поддержала мысль о долготерпимой и милосердной любви Антуанетта Козлова, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, директор магистерской программы «Духовно-нравственное воспитание».
Она обратила внимание собравшихся на необходимость присутствия в жизни молодых наставника. Им может быть классный руководитель, воспитатель, педагог – но человек этот не должен только руководить, воспитывать, учить. Юными, молодыми, вообще, нельзя руководить, считает профессор Козлова. Их нужно, в первую очередь, понимать – а потом уже наставлять.
Чему же следует прежде всего учить нашу молодёжь? Об этом размышляла в своём выступлении магистрант РГПУ
им. А. И. Герцена Валентина Рыбина:
– Необходимо научить детей состраданию, сопереживанию. Объяснить, почему помогать – это важно. Необходимо воспитывать девочек как будущих жён и матерей, а не плодить несчастных бизнес-леди. Другой пример, эталон им предложить. Образ хранительницы очага, помощницы своего мужа. Мальчиков, как будущих защитников, необходимо учить принимать решения и брать на себя за них ответственность, готовить к роли отца.
Творческий подход необходим
Ярким было выступление директора Санкт-Петербургского просветительского театра «Новое поколение». Станислав Дворко напомнил о возможности посредством театрального искусства посеять в душах молодых доброе зерно. Он рассказал о цикле спектаклей, раскрывающих основные христианские добродетели. Некоторые из этих спектаклей на благотворительной основе уже были показаны в Кронштадте. По итогам его выступления в проект резолюции был внесён пункт, предписывающий администрации района запланировать в бюджет 2015 года расходы на проведение серии высоконравственных спектаклей для учащихся школ в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы православной культуры».
Об основах православной культуры говорила и Елена Политковская – продюсер, сценарист и режиссёр, она представила собравшимся мультимедийный проект студии «Шесть крыльев» – «Православный мир России». Это пять короткометражек, которые были созданы в помощь педагогам и детям для изучения ОПК. В них на языке, понятном современному подростку, рассказывается о том, что такое Родина, о наиболее почитаемых в России святых, важнейших исторических событиях. Мультипликация в этих фильмах соединяется с изображениями шедевров русской живописи и иконами. Диски с пилотными фильмами тут же разобрали присутствовавшие педагоги кронштадтских школ.
Конференция завершилась принятием резолюции, в которой участники рекомендуют администрации Кронштадтского района (помимо выделения средств на благотворительные обучающие спектакли) поддержать ещё два масштабных проекта: создание Морского историко-культурного центра на территории освобождающегося к 2018 году Адмиралтейства и открытие совместно с Центральным Военно-морским музеем и Санкт-Петербургской епархией духовно-просветительского центра для военнослужащих и молодёжи при Морском Никольском соборе.
Каждый участник конференции унёс домой брошюру с собранными интересными статистическими данными, некоторые из которых публикуем для читателей «Кронштадтского вестника».
Серафима БЕЛЕВИЧ
Сегодняшняя молодёжь (от 14 до 30 или 36 лет)
складывается из трёх поколений
Поколение Х (1978–1984):
Неизвестное поколение, или Дети с ключом на шее
Прагматичные, циничные, технически грамотные, готовые к переменам, глобально информированные, стремящиеся учиться, осваивать что-то новое в течение всей жизни, отличающиеся широтой и неформальностью взглядов, верящие исключительно в собственные силы, индивидуалисты, поддерживающие идею о равноправии полов.
Поколение Y (1984–2000): поколение Миллениум, поколение большого пальца от привычки набирать sms-ки
Ответственные, оптимистичные, немного наивные, принимают понятия морали и гражданского долга, принимают семью как ценность, но за справедливость борются с кулаками, готовы к риску, умеют хорошо подчиняться, склонны работать в команде, уверены в своей ценности.
Поколение Z (2000 – …): Цифровое поколение или поколение Жесть
Гиперактивны, нетерпеливы, постоянно в поиске острых ощущений, им трудно сосредоточиться на чём-то одном, обладают «клиповым мышлением», не представляют жизни без сети, отличаются нетерпимостью и эгоцентризмом, легко поддаются манипулированию, инфантильны, к жизни относятся потребительски, очень творческие.
Верующих стало больше
На вопрос о том, считают ли молодые люди себя верующими, подавляющее большинство (66,9 %) в той или иной степени ответили утвердительно. Около трети опрошенных (32,3 %) ответили «нет» или «пожалуй, нет». Затруднились ответить не более 1 % опрошенных. В 2010 году на этот же вопрос утвердительно ответили 59 % от общего числа респондентов, отрицательно — 29 %. Затруднились ответить 12 %.
Написать комментарий: