«ПРЕКРАСЕН ХРАМ, КУПАЮЩИЙСЯ В МИРЕ…»

100-летие Никольского Морского собора в Кронштадте — значительное событие в жизни России, важнейшее — для нашего города. Эта дата стала импульсом для создания педагогами 427-й школы проекта, получившего название «Прерасен храм, купающийся в мире» (О. Э. Мандельштам) и явившегося прямым откликом на призыв Патриарха Кирилла «использовать бесценный дар юности… на усвоение национальных культур». Проект определил уклад всей школьной жизни в 2012-2013 учебном году.

«Вся урочная и внеурочная деятельность, определяющая уклад школьной жизни, в этом году в 427-й проходит под знаком столетия Морского собора. Включение в уроки материала о Морском соборе даёт пищу для ума, а использование соответствующих теме педагогических технологий позволяет постигать знания не только умом, но и сердцем».

Из отзыва о проекте
администрации
Кронштадтского района

«Педагоги средней школы № 427 проводят большую работу по воспитанию в учениках чувства гордости за труд и талант людей, создавших Морской собор, дают большие знания об истории Собора. Но самое главное в их работе — то, что одновременно с чувством гордости детям прививаются и представления о высоких нравственных идеалах, а без этого Храм-памятник не станет живой обителью живой человеческой памяти».

Из отзыва настоятеля
Собора Владимирской иконы
Божией Матери
С. Мельника

Морской собор Кронштадта — главный храм-памятник истории Российского флота, символ духовной преемственности между Древней Русью и Византией. Для многих людей этот собор является символом духовного единения людей, связующим звеном между прошлым и настоящим, памятником подвигам русских моряков. Он знал не только счастливые, но и печальные времена: порушенный храм был клубом, кинотеатром, в быту назывался «Максимкой». К счастью, время забвения своих корней и истоков — в прошлом. Сегодня национальное духовное возрождение строится на возвращении национальных святынь.
Работа над проектом позволила его участникам открыть для себя новые имена, по-новому взглянуть на привычные культурные объекты Кронштадта, сделать личные открытия в постижении духовно-нравственных ценностей, необходимых для воспитания души. Кульминацией работы стал традиционный для школы День необычных уроков, интегративной единицей которого в этом году стал Морской собор.
Хорошо понимая, что просвещение добрым словом — один из самых эффективных способов достучаться до детской души, в структуру уроков были включены этапы, которые жанрово можно назвать проповедью. С этой целью использовались «Письма о добром и прекрасном» Д. С. Лихачева, «Пушкинские проповеди», написанные С. Л. Соловейчиком. Использование компьютерных технологий позволило сделать урок более ярким и наглядным. В беседах, на классных часах, на встречах со священнослужителями разговор шёл как о конкретных исторических событиях и фактах, о людях, имевших и имеющих отношение к созданию и восстановлению храма, так и о главных категориях нравственности. Все мероприятия имели сильный эмоциональный заряд, позволяли ребятам проживать далёкую историю Отечества как личностно значимое для них событие. Это способствовало усвоению ключевых ценностей народа, развитию эмоционального интеллекта детей.
Во внеурочной работе акцент смещается на практическое участие ребят в различных видах деятельности творческо-познавательного характера (конкурсы, олимпиады, викторины) и социально значимого (волонтёрское движение, операция «Апельсин», субботники, концерты для ветеранов). Эти дела наполняют конкретным содержанием доброе слово педагога и помогают школьнику ощутить сопричастность к историческим событиям, стать на путь деятельностного добра.
100-летию собора была посвящена школьная научно-практическая конференция, на которую учащимися 2-11 классов было представлено 17 работ, посвящённых забытым страницам истории Морского собора, символике храма, историческим лицам, благодаря которым стало возможным существование духовной святыни. К созданию исследовательских работ были подключены родители, бабушки и дедушки. Лучшие работы Анны Соколенко (5-А класс) и Марии Найдёновой (10 класс) были представлены на районную научно-практическую конференцию, где заслужили высокую оценку участников и жюри.
Учителя школы Т. В. Лёшина, И. П. Найдёнова, Г. Б. Титова, Ж. В. Матросова, И. Ф. Кузнецова, осмысливая свою деятельность в этом направлении, представили свои работы на Х районных педагогических чтениях «Работаем по новым стандартам: организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
День необычных уроков состоялся 19 апреля. Дата проведения выбрана не случайно: ровно год назад в этот день состоялся чин Малого освящения Никольского Морского собора. В вестибюле школы появилось расписание необычных уроков: «Прекрасен храм, купающийся в мире» (собор Святой Софии и Морской собор), «Божественные пропорции в архитектуре храмовых сооружений» (золотое сечение, расчётные задачи), «Слава и боль Морского собора» (страницы истории собора), «Удивительная акустика Морского собора», «Символика декоративного убранства Морского собора», «100 anniversary of Naval Cathedral of Saint Nicolas» (заочная экскурсия на английском языке), «Я по кирпичику построю храм» (материалы, использованные при строительстве Морского собора), «И не знали, на небе или на земле мы», «Под покровом морского святого» (о Николае Чудотворце), «Собор всех моряков России» и другие.
Школа к этому дню была специально оформлена: в вестибюле и рекреациях вывешены лучшие работы учеников, участвовавших в конкурсах рисунков и фотографий, стенгазеты, фоторепортажи классов. На дверях каждого кабинета — листовка с изображением Собора и интересным фактом его истории. День начался с радиопередачи, подготовленной Г. Б. Титовой с учащимися 9-го класса. Прозвучало напутствие директора школы А. М. Емельяновой, которая пожелала всем интересных открытий и выразила уверенность в том, что этот день станет важным шагом на вечной дороге каждого к своему Храму. Выступления по радио закончились строчками стихотворения, написанного выпускницей школы: «Может быть, с возрождением Кронштадта возрождение России придёт». Эти слова стали лейтмотивом всего учебного дня.
Тематика уроков определялась широким кругом тем, связанных с Морским собором: со знанием дела учителя математики рассказали о золотом сечении храма и его пропорциях, а ученики под руководством учителя физики — об удивительной акустике и освещении Морского собора. Ребята, склонные к гуманитарным наукам, совершали вместе с будущим архитектором собора В. А. Косяковым путешествие в Стамбул, чтобы узнать тайны храмового зодчества. Школьники также открыли для себя героические страницы, повествующие о подвигах моряков, чьи имена высечены на гранитных плитах собора.

Понимая, что воспитанием национального достоинства, гордости за славу предков нельзя заниматься без осуждения безнравственных поступков как отдельного человека, так и целой страны, в тематику дня педагоги включили рассказы жителей Кронштадта об осквернении Морского собора. Рассказчики были свидетелями того, как проходили в Морском соборе концерты и собрания, приветствия пионеров на партийных и комсомольских конференциях, как был установлен флагшток, вбитый в закрашенную фреску (прямо в висок образа Богородицы!), как взрывали другой кронштадтский собор — храм Владимирской иконы Божией Матери. Воспоминания очевидцев, фотографии тех лет для многих стали потрясением.
Интерес вызвали и рассказы о реставрационных работах, прошедших в здании храма. На уроках сами ребята могли стать исследователями-проектировщиками, журналистами, ведущими хронику событий. Во время проведения урока «Step by step» его участники выполняли задания прямо на Якорной площади, у Морского собора.

Во время Дня необычных уроков были подведены итоги конкурсов, викторин, написаны поздравления Морскому собору. Ученики 9-го класса выступили с инициативой проведения в Кронштадте акции «Голосуй за Морской собор!»
Фоторепортаж с Дня необычных уроков можно посмотреть на школьном сайте: s427yandex@.ru.
Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от полученных знаний и элементарных навыков поведения к умению сделать правильный нравственный выбор, жить по законам гармонии и красоты. Конечно, вряд ли следует ожидать, что после проведённого Дня необычных уроков исчезнут в школе проявления грубости, эгоистичности, равнодушия, что можно будет замерить по какой-нибудь шкале повышение патриотизма или милосердия. Однако День необычных уроков несомненно, способствовал становлению убеждений, самосозиданию личности ученика. По итогам опроса, проведённого среди школьников, 100% опрошенных отметили переживание положительных эмоций во время проведения этого дня. Абсолютное большинство отметили как ценность этого дня открытие новых знаний, повышение интереса к истории всего города и собора, в частности. Самое радостное, что около трети школьников в той или иной форме отметили, что для них состоялось открытие себя в мире.

Г. Б. Титова ,
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе

Напиши своё поздравление Морскому собору

«Глубокоуважаемый Морской собор! У Парижа есть Эйфелева башня, у Москвы — Кремль, у Петербурга — Эрмитаж. А у нас в Кронштадте есть ты, Морской собор. 100 лет — это только начало для тебя. Я уверена, в будущем о тебе будут знать во всех уголках мира. И не в Париж, не в Лондон будут стремиться туристы, а в наш маленький Кронштадт, чтобы обмереть от красоты, наполнить душу добротой и стать чище, лучше.
Тебе 100 лет. Это радость для всех жителей Кронштадта. Да и сам ты — радость. От тебя исходит свет незакатный. Твои золотые купола и многоцветье окон-витражей восхищают днём. Твои белокаменные стены, словно дорогой фарфор, светятся изнутри ночью. Золотой крест на твоём куполе указывает дорогу тем, кто в пути. Построенный по закону «золотого сечения», ты удивительно сочетаешь в себе грандиозность и стройность, красоту и силу. Ты дарован нашему городу как чудо, оценить которое как следует мы ещё не умеем.
Прости нас за то, что тебе пришлось пережить. Я верю, что никогда больше не устроят в твоих залах ни кинотеатр, ни клуб, никогда не осквернят алтарь, никогда под флагшток не вобьют гвоздь в висок Богородицы на фреске. Страшно, что тебе это пришлось пережить, но ты выстоял и остался тем священным местом, куда идут поклониться люди. Мы искупим обиды, нанесённые тебе в годы забвения и разрушения святынь тем, что будем изучать твою историю, будем приходить к тебе, любоваться тобой, и дорога к тебе, Морскому храму-памятнику, станет для нас дорогой Истины.
Я желаю тебе здоровья: чтобы лепнина не отваливалась, фрески не трескались на солнце, витражи не выцветали, а кирпич сиял восхитительной белизной.
Когда я иду по Якорной площади, мои глаза неизменно устремляются ввысь, в небо, и я вижу два солнца — одно из них настоящее, другое — твой золотой крест. И сразу какой-то трепет в душе, какая-то неизъяснимая радость.
Говорят, что с возрождением Кронштадта начнётс я возрождение России. Если это так, пусть скорее распахнутся твои двери для всех людей, идущих к Вере, Любви, Истине. Желаю тебе долгих лет процветания. Живи и стой «неколебимо, как Россия». Пусть другие страны завидуют, а россияне — гордятся».

Из сочинений-поздравлений
учеников Е. Рубайко, О. Сабуркиной, Н. Головщиковой, П. Нагайцева,
Е. Чеботаревой, К. Колпаковой

 

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: