Погружение в русский рок

Поэтические вечера давно завоевали сердца завсегдатаев библиотеки на Аммермана. Но заведующая филиалом Любовь Лимонова не перестаёт радовать и удивлять любителей литературы, привлекая всё новых и новых людей под крышу вверенного ей книгохранилища.Ну и, конечно, не ограничиваясь одним, уже с успехом опробованным, форматом.
19 ноября в библиотеке на Аммермана впервые прошла лекция об истории ленинградского рок-клуба. Песня Бориса Гребенщикова «Сны о чём-то большем» дала название встрече.
В роли лектора выступил Павел Белевич.

Павел Белевич:
– Я не люблю традиционную рок-музыку. А в нашей стране она исключительно традиционна. Порой до боли в зубах. Я люблю эксперименты. Любые, иногда самые смелые. Тем близок мне Сергей Курёхин. Он любой героический пафос разбавляет идиотизмом. Мне это близко,  я так вижу жизнь вокруг.
Я начал слушать рок-музыку с марта 1996 года. Купил тогда альбом «Агаты Кристи» под названием «Опиум». Самая любимая песня оттуда для меня, двенадцатилетнего парня – «Тоска без конца». Через год пришла «Алиса»: «Для тех, кто свалился с Луны» – впервые услышал 9 ноября 1997-го. И пошло-поехало. Зашло в неведомые дебри.
И я рад, что всего этого давным-давно нет.
Из всей рок-культуры слушаю The Beatles и Pink Floyd.
Ни к какому юбилею отцов-основателей русского рока встреча приурочена не была. Почему тогда вдруг? Как раз совсем не вдруг – лекция возникла как продолжение сентябрьской встречи, посвящённой поэзии русского рока. Выступив на ней с рассказом о творчестве Александра Башлачова, Павел Белевич – в Кронштадте человек новый – заявил о себе как о самобытном рассказчике, великолепно владеющем сложным и разрозненным материалом. Итогом такого вторжения в довольно узкий круг местных любителей поэзии стало приглашение от Любови Лимоновой прочесть авторскую лекцию на до сих пор щемящую сердца многих тему.
Рок-музыкой Павел Белевич увлечён с 12 лет. Собственные музыкальные эксперименты и внимательное изучение накопленного опыта сделали своё дело. Забегая вперёд, скажу, что слушателям порой казалось будто лектор, которому сейчас чуть за 30, сам был участником тех событий, которые с момента открытия Ленинградского рок-клуба в 1981 году, разворачивались на улице Рубинштейна, в доме, отданном теперь театру «Зазеркалье».
Сразу обозначив, что всё далее сказанное будет лично его мнением относительно довольно спорной темы, Павел Белевич начал свой рассказ. Лектору было важно не столько поведать о творчестве тех или иных групп, сколько представить тех, кого объединил рок-клуб как явление, возникшее в советском культурном пространстве в 1980-х. Многие сидевшие в зале, отлично помнили те времена.
Понравилось то, что помимо имён музыкантов, и так всем известных (Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Сергей Курёхин, Константин Кинчев, Юрий Шевчук), автор лекции познакомил зал с такими действующими лицами, без которых русского рока так же не было бы, как без БГ или СашБаша. Речь о тех, кто помогал в записи (Андрей Тропилло, Алексей Вишня), кто рецензировал тексты и допускал к выступлению (цензор рок-клуба Нина Барановская), кто записывал первые интервью на видеокамеру и налаживал связь отечественных музыкантов с Западом (американка Джоанна Стингрей).
Не обошлось и без анекдотов.Собрав специально для кронштадтской публики коллекцию ярких, показательных историй, Павел больше всего стремился превратить забронзовевших рок-кумиров (и мёртвых, и ныне здравствующих) в людей из крови и плоти. Да, его герои тоже любили, ошибались, экспериментировали, сомневались в себе, искали вдохновение и выход к своему слушателю, прежде всего пытаясь – каждый в меру своих сил и представлений – выразить через музыку и тексты душу свою и взгляды на мир вокруг. Пришедшие узнали, как проходил в 1987-м 5-й рок-фестиваль, как не приняли в 1989-м в ряды клуба Александра Васильева. Особое внимание лектора заслужил любивший эпатаж лидер группы «Автоматические удовлетворители» – Свин (он же Андрей Панов).
Приехав с пластинками – первыми альбомами, записанными на полуподпольной студии «Антроп», и винилом отличного качества от фирмы «Мелодия» – Павел раскрыл публике малоизвестные факты о процессе звукозаписи в 1980-х. Особенно запомнился эпизод о том, как в доме пионеров и школьников посещавшие кружок звукозаписи дети копировали кассеты с выступлениями «Кино» или «Алисы». Среди детей, например, была будущая звезда эстрады 1990-х – певец Профессор Лебединский.
Украсили лекцию заранее заботливо подобранные автором музыкальные отрывки, которые ярко проиллюстрировали, насколько черновая запись отличается от сведённой в студии итоговой композиции. Ну и конечно вряд ли кто-то специально стал бы искать, как звучит «Группа крови» на английском – однако, получить такой музыкальный опыт было полезно. Такое запоминается.
Итак, это было мощное двухчасовое погружение в русский рок – попытка понять его феномен, главные отличия от рок-музыки западной, англоязычной.Расходиться долго не хотелось. Хотелось слушать ту музыку, о которой только что шла речь. Собравшиеся просили прийти Павла в следующий раз с гитарой. Так что, дорогая Любовь Вениаминовна, ваш эксперимент удался на все 100.

Елена Шарабанова:
«Мне понравилось всё: и материал, и его подача.
Я мало знала о ленинградском рок-клубе. Только общепризнанные вещи. Поэтому хотела узнать больше. Понравилось, как Павел сразу обозначил, что это его точка зрения. Замечательно, что рассказ был проиллюстрирован фотографиями, отрывками из песен. Всё это создало единую цельную картину.Особенно хочется отметить язык, манеру, стиль лектора. Сейчас так мало людей, которые настолько превосходно владеют речью».

Анна Леоника:
«Мне было интересно узнать о том, что прошло в юности совсем рядом со мной, но не было близко мне. Но это второе, почему я пошла на эту лекцию. Главное – меня привлёк лектор. На первой (сентябрьской) встрече о роке мне очень понравилось, как выступил Павел.
У него талант рассказчика. Его очень легко слушать. Интересно, живо, непосредственно и даже в чём-то трогательно – так он рассказывает. Подумала, что вот таким должен быть учитель в старших классах…»

Александр Шеин:
«Рассвет ленинградского рока пришёлся на мою молодость. Я и мои друзья увлекались этой музыкой. Для меня эта лекция была путешествием в прошлое. Это было переосмысление того опыта с высоты прожитых лет. Павел был предельно честен в изложении легендарной истории ленинградской рок-музыки. Не обходя острых углов, он сумел передать свою любовь и уважение к творцам молодёжной культуры того времени».

Анна Мерлухина:
«Эта тема меня интересует с 14 лет. Много книг прочитано. На лекцию пошла, наверное, из любопытства, как Павел это всё преподнесет. Он – молодец, такой живой язык. Людям, которые далеки от рок-музыки, действительно было интересно. Лично мне хотелось больше искусствоведческих обобщений, но тогда лекция для многих потеряла бы свою притягательность. Павел, безусловно, прекрасно справился с этой непростой задачей».

Александра Емельянова
Фото Евгении Серко

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: