Батарея Северная № 1 (Форт 1-й Северный)

IMG_1200Фото Николая Иванова

История и перспективы

Комплекс фортов и батарей Кронштадтской крепости является уникальным памятником истории. Кронштадская крепость с начала своей истории в 1704 году обеспечивала прочную защиту со стороны моря для новой столицы – Санкт-Петербурга. Западное направление, открытое для нападения вражеских флотов, требовало надёжного прикрытия. Именно поэтому Пётр Великий основал крепость на острове Котлин и заложил основы системы искусственных сооружений, состоявшей из морских фортов и батарей, а также подводных препятствий.

История создания
и развития укреплений Северного фарватера
в XVIII – XIX веках

Первые форты были созданы к югу от острова Котлин и защищали основной фарватер, ведущий к городу на Неве. Северный фарватер считался сложным для судоходства, его использование неприятельскими судами практически исключалось. Создание дополнительных искусственных подводных препятствий считалось достаточным для недопущения проникновения вражеских эскадр по Северному фарватеру к Санкт-Петербургу. Однако развитие судостроения, появление боевых судов с небольшой осадкой потребовало изменения к подходам в деле обороны Кронштадта и Санкт-Петербурга с моря.
Впервые морские укрепления к северу от острова Котлин появились в 1801 году, это были две свайные морские батареи № 1 и № 2, возведённые примерно в километре от берега, к северу от города. Ко времени окончания Русско-Шведской войны 1808 – 1809 годов была построена линия из 4-х двойных (двухъярусных) батарей на ряжевых основаниях (одна их них – двойная северная батарея № 4 – располагалась на месте современной Северной батареи № 1.). Эти батареи были деревоземляными конструкциями, а потому крайне страдали от наводнений и ледоходов. После наводнения 1824 года (самого разрушительного за всю историю Санкт-Петербурга), укрепления на ряжах были значительно повреждены, а батареи на свайном основании разрушены.
Начало Крымской войны 1853 – 1856 годов стало новым этапом в развитии Кронштадской крепости в целом, а также и совершенствованием способов обороны Северного фарватера. Появление маневренных винтовых кораблей и канонерских лодок с небольшой осадкой делало возможным прорыв к столице империи через слабоукреплённый Северный фарватер.  Создание надёжной системы обороны к северу от острова Котлин было важнейшей задачей, решавшейся тремя путями.
Во-первых, была разработана и реализована система минных заграждений Южного, а впоследствии и Северного фарватеров. Впервые в мировой практике была создана минно-артиллерийская позиция. Во-вторых, были созданы ряжевые и свайные преграды от Ораниенбаумского до Финского берегов залива. В-третьих, созданы новые временные морские артиллерийские батареи, которые в будущем превратились в постоянные.
31 августа 1855 года императором Александром II были высочайше утверждены проекты четырёх временных морских батарей на сохранившихся от двойных северных батарей ряжевых основаниях. Чуть позже этот план изменился: общее количество морских батареи увеличили до 9 (4 на Южном фарватере и 5 – на Северном), в результате линия морских батарей должна была перекрыть весь Финский залив от берега до берега. Первоначально батареи имели сквозную нумерацию, однако впоследствии форты и батареи Южного фарватера получили свои номера, а Северные батареи – свои.
Периметр каждой батареи составляли сомкнутые линии ряжей; в окружённом этими линиями пространстве на свайном основании выше ординара устраивался бревенчатый настил, поверх которого насыпались земляные брустверы и валганги. Уже в начале весны 1856 года батареи были вооружены орудиями. Однако в связи с подписанием Парижского мирного договора 1856 года и окончанием войны, временные батареи вскоре разоружаются.
В связи с широким распространением нарезной артиллерии, значительно превосходившей старые гладкоствольные пушки в точности и дальности стрельбы, а также и по причине обострения международной обстановки в 1860-е годы вновь остро встал вопрос о создании постоянных укреплений для защиты Северного фарватера и перестройки крепости в целом. Стояла задача привести Кронштадскую крепость в «прочное оборонительное состояние».  В первой половине 1860-х годов на Северном фарватере, помимо пяти существовавших, было принято решение строить ещё две батареи, а остальные переделать в постоянные. Выдающуюся роль в создании временных батарей и последующей их перестройке в постоянные сыграл Э. И. Тотлебен.

Строительство постоянной Морской северной
батареи №1

Согласно проектам перестройки батарей, их прежняя  площадь значительно увеличивалась. По периметру острова  батареи создавались ограждающие конструкции. С фронта и флангов их основу составляла линия ряжей. С внутренней стороны острова вплотную к ним  забивались сваи. При этом непосредственно поверх ряжей возводилась невысокая гранитная стенка. В тыльной части батареи конструкция ограждения острова была значительно упрощена: здесь ряжевого ограждения не сооружали, а лишь возводилась шпунтовая стенка, которую снаружи до самого верха укрепляли камнем. Таким образом по всему периметру острова создавалась сплошная сомкнутая линия из забитых свай. Внутрь огороженного ею пространства насыпался грунт, формировавший собственно тело острова. Двор батареи возвышался над ординаром на 8,5 фт. Выше этой отметки насыпались валы батареи и возводились кирпичные казематированные постройки.
Для защиты острова от разрушительного действия волн и ледоходов, по всему периметру батареи возводился на ряжевом основании каменный волнолом. В тыльной части батареи этот волнолом несколько дальше отходил от острова батареи, благодаря чему здесь образовывалась гавань для снабжения гарнизона. На батарее было построено в общей сложности семь казематированных построек: четыре так называемых казематированных траверса и три казармы.
В каждом казематированном траверсе имелось два каземата для орудий. Орудия размещались внутри закрытых казематов. Эти траверсы были построены в крепости одними из первых, уже в 1864 году, что указывает на большое значение морской батареи № 5 (нынешней Северной № 1) в общей системе обороны Кронштадта тех лет. В целом же батарею удалось завершить постройкой в 1865 году, в то время как постройка и перестройка других батарей продолжалась ещё несколько лет.
13 июня 1868 года морские батареи были перенумерованы, на каждом фарватере батареи получали свою собственную нумерацию. Так, морская батарея № 5 получила новое наименование – Морская северная батарея № 1. С тех пор она не меняла своего официального названия. Однако в советское время морские батареи, в том числе и Северная № 1, стали именоваться фортами, что противоречит специальной фортификационной терминологии, согласно которой фортом принято именовать сомкнутое долговременное укрепление.
В начале 1870-х годов от размещения орудий в казематах решили отказаться. Казематы ограничивали сектор обстрела и к тому же не могли вместить появляющиеся современные орудия. Новые артсистемы были слишком громоздкими, их стали располагать открыто, в орудийных двориках, обеспечивавших максимальный сектор обстрела. Построенные же казематированные траверсы стали использовать в качестве пороховых погребов; амбразуры в напольных стенах заделали, а сами стены с фронта обсыпали грунтом (на правом фланге форта сохранились старые казематы, не перестроенные при дальнейшей реконструкции сооружения).
К 1894 году  основное вооружение Северной батареи № 1 составляли: 12 – 9-дм. пушек образца 1867 года на лафетах Семёнова (из них четыре – без лафетов); 4 – 6-дм. пушки образца 1877 года весом 190 пудов на лафетах Дурлахера; 2 – 9-дм. мортиры; 2 – 6-дм. мортиры;
Однако все эти орудия к концу XIX века уже не соответствовали современным требованиям. Батареи и форты Кронштадта требовали перестройки и перевооружения. Согласно принятому в 1896 году плану, разработанному комиссией под председательством генерал-адъютанта Н. Н. Обручева, Морскую северную батарею № 1 предполагалось реконструировать, перевооружить двенадцатью 9-дм. пушками на лафетах Дурляхера и соединить дамбой с островом Котлин. Постройку дамбы было решено отложить, реконструкция же батареи в бетоне началась в 1898 году. Перестройкой батареи от управления строителя кронштадтских укреплений руководил военный инженер капитан Н. В. Баранов.

Морская северная
батарея № 1 в XX веке.
Реконструкция в бетоне

Полностью новые орудийные позиции достроили только в 1901 году, тогда же они были вооружены всеми положенными орудиями. На позициях было построено из бетона шесть двухэтажных казематированных траверсов. Орудия располагались в орудийных двориках, прикрытых с фронта бетонными брустверными стенками. Полная же реконструкция батареи была осуществлена лишь к исходу 1903 года. К этому моменту здесь были введены в строй три дальномерных павильона, скрывающаяся прожекторная вышка на правом фланге, а также выполнен ряд других работ по приспособлению сохраняемых кирпичных построек. В правофланговом траверсе разместили скрывающуюся прожекторную установку, здесь же поверх старого покрытия возвели павильон для вертикально-базного дальномера Прищепенко. Левофланговый старый траверс также был реконструирован, в нём разместили кухню, склад продуктов и ледник. Слева от этой постройки возвели два павильона для приборов горизонтально-базных дальномеров Петрушевского. Морская северная батарея № 1 стала единственной из семи морских северных батарей, капитально реконструированной в бетоне.
Вопрос о постройке дамбы к северной батарее № 1 поднимался из года в год. Но только после того, как в 1909 году было принято решение использовать батарею для сообщения со всеми укреплениями Северного фарватера и с фортом «Ино», в 1910 году построили дамбу, существующую и ныне.
По дамбе была проложена железная дорога. Что интересно, дамба доходила только до волнолома, окружающего остров батареи, а далее через ров был перекинут мост. Железная дорога оканчивалась у волнолома, здесь была устроена платформа (впоследствии, в советское время, когда батарея использовалась в качестве склада, дамбу продлили непосредственно до острова, засыпав участок рва). В гавани батареи была устроена пристань, а подходы к гавани были углублены.
С принятием в 1909 году нового плана развития Кронштадтской крепости, боевая ценность Морской северной батареи № 1, оставшейся в тылу двух новых  мощных фортов («Тотлебен» и «Обручев») и вооружённой устаревшими артсистемами, значительно снизилась. К тому же 9-дм. пушки уже совершенно не годились для борьбы с современными боевыми кораблями, и в 1916 году все 12 орудий Северной батареи № 1 были переданы в полевую артиллерию, где их ещё можно было использовать против сухопутного противника.

Форт 1-й северный
после революции 1917 года

Однако на этом история развития батареи не заканчивается. После разоружения батареи здесь появляется зенитная батарея 76-мм пушек системы Лендера образца 1915 года. Во время Кронштадтского восстания 1921 года гарнизон форта принимал самое активное участие в данных событиях. В предвоенные годы на форту были построены долговременные огневые точки (ДОТы) противодесантной и ледовой обороны, сохранившиеся по сей день. На вооружении ДОТов находились пулемёты «Максим». С 1935 года форт 1-й Северный входил в состав ПВО Кронштадта, был  перевооружён четырьмя зенитными орудиям 34-К. Два дворика 9-дм пушек переоборудованы под зенитные 76-мм орудия.
В годы Великой Отечественной войны форт вёл огонь по вражеским самолётам, а после войны был окончательно разоружён и использовался до 2002 года как склад военного имущества Ленинградской военно-морской базы.
С 2002 года Морская северная батарея оставлена военными и разграблена, все металлические детали выломаны и сданы на металлолом. На форту появились граффити, уродующие исторический облик форта, а территория захламляется мусором. В 2015 – 2016 годах жителями Кронштадта и Санкт-Петербурга проведена серия субботников при поддержке администрации Кронштадского района. Было собрано и вывезено более 50 кубометров мусора. Также на форту появились мусорные контейнеры и готовятся к печати стенды с исторической информацией о форте. Уже вышел из печати путеводитель по Морской северной батарее на русском и английском языках.

Перспективы современного использования Морской Северной батареи № 1

Доступность с земли делает морской форт возможным для посещения в любое время года и в любую погоду, а хорошая сохранность сооружений позволяет без больших затрат приспособить их для современного использования. На батарее было бы уместно создание экспозиции, посвящённой истории фортов с макетами, историческими планами и фотографиями. Современные технологии позволяют изготовить копии орудий для установки их на своих местах. Также размещение ресторана и стоянки для маломерных судов значительно бы повысило привлекательность данного места.
Все форты даже за нескольких лет отреставрировать не возможно. Тем не менее будущее Морской северной батареи № 1 видится оптимистичным. Стоит сконцентрировать усилия хотя бы на одном объекте и привести его в надлежащее состояние. Этим могли бы заниматься и инициативные люди, и профессионалы туризма. Есть примеры форта Красная горка, Морского музея в Кронштадте, исторического комплекса «Сестрорецкий рубеж». Все эти проекты реализованы неравнодушными людьми на профессиональном уровне на благо всего общества при поддержке спонсоров и государства. Подобных примеров в России и за рубежом можно найти немало. Однако нынешняя неопределённость и отсутствие политической воли в данном вопросе ведёт к потере времени и разрушению памятника фортификации мирового значения.  Поддержка подобной инициативы позволит за короткое время превратить Морскую северную батарею в действительно привлекательный объект, который станет настоящим украшением Кронштадта.

Роман Шапошник

 

Написать комментарий:


 
Поиск

Имя:

Эл.почта: