Шлиссельбургский десант 28 ноября 1941 года
Вот так они уходили в бессмертие. С лыжами на плечах…
Мой дед – Шагин Павел Иванович – был военным комиссаром 2-батальона 1-го Отдельного особого лыжного полка моряков Краснознамённого Балтийского флота. Он был военным моряком, служил на эсминцах, принимал участие в Таллиннском прорыве КБФ в августе 1941 года. Корабль, на котором служил дед, подорвался на мине и затонул. В ноябре 1941-го в Кронштадте Павел Иванович был командирован в морскую пехоту и погиб на Ленинградском фронте.
Памятный знак шлиссельбургскому десанту
на месте боя – 10-й километр Петровской дороги,
идущей вдоль Староладожского канала,
в 10-ти километрах от Шлиссельбурга
Кроме извещения о смерти: «погиб в боях с германским фашизмом 28.11.1941 на Ленинградском фронте в районе деревни Липки 28 ноября 1941 года» – больше никаких документов, ни одной фотокарточки не сохранилось. Я очень заинтересовался его историей и начал поиск сведений о нём.
Из разных источников попытался узнать, что же произошло 28 ноября 1941 года у деревни Липки. И вот как было дело…
Нужно отбить «бутылочное горло»
8 сентября 1941 года войска вермахта вышли на левый берег Невы и захватили его от Ивановского до Шлиссельбурга. Образовался так называемый Шлиссельбургско-Синявинский выступ или, как его называли, «бутылочное горло» – немецкий плацдарм шириной 12 км, упирающийся в Ладогу между Шлиссельбургом и деревней Липки.
После взятия Шлиссельбурга узкую полосу местности, отделявшую Ленинград от Большой земли, фашисты превратили в мощный оборонительный плацдарм. Гитлеровцы придавали большое значение удержанию этого узкого клина южнее Ладоги, контролировали этот участок два с половиной года и превратили его в настоящий укрепрайон. Закрытые артиллерийские позиции, системы дзотов, проволочные заграждения и минные поля.
С началом блокады Ленинграда после потери Шлиссельбурга начались неоднократные попытки отбить его у врага, чтобы прорвать блокадное кольцо. Бои за Шлиссельбург шли и в ноябре, и в декабре 1941 года, но все они успеха не имели.
Атака моряков-лыжников
Не в силах пробить брешь с запада на восток, командование Ленинградского фронта, благодаря раннему появлению льда на Ладожском озере решило помочь наступающим с невских берегов дивизиям отвлекающим ударом с севера, атакуя «бутылочное горло» со льда Ладоги по всему побережью. Эту операцию было решено провести силами одной стрелковой дивизии и одного лыжного полка моряков КБФ.
В начале ноября Военный Совет КБФ отдал приказ сформировать 5 лыжных батальонов и один полк, которые были переданы Ленфронту. Отдельный особый лыжный полк моряков Краснознамённого Балтийского флота был сформирован из 1200 добровольцев в ноябре 1941-го в Кронштадте. Это были моряки из экипажей погибших кораблей, зенитчики, матросы береговой службы. Командовал полком пехотный офицер, майор В. Ф. Маргелов, (будущий Герой Советского Союза, после войны – генерал армии, Командующий ВДВ СССР).
Полк 20 ноября прибыл из Кронштадта в Ленинград, где моряки получили боезапас: автоматы ППД, ножи, по две гранаты РГД и по две лимонки, запас питания на 4 дня. Затем переход на лыжах в деревню Ваганово в районе Осиновецкого маяка, где три дня под руководством Маргелова обучались пехотной тактике.
80 сд была преобразована из 1-ой Гвардейской дивизии народного ополчения. Командиром дивизии был полковник Фролов. На тот момент дивизия была выведена из кровопролитных боёв на Ораниенбаумском плацдарме и переброшена сначала в Ленинград, а затем на западный берег Ладожского озера. За пять дней дивизия сменила четыре района сосредоточения. Люди были сильно измотаны, сказывалось недостаточное питание, из-за недостатка фуража начался падёж лошадей, топлива для техники не хватало, тылы отстали.
Командир дивизии И. М. Фролов, зная положение дел во вверенном ему соединении, доложил в штаб фронта, что дивизия к выполнению поставленной задачи не готова, что наступление может привести к большим неоправданным потерям, за что был отстранён от командования вместе с комиссаром дивизии Ивановым.
Новое командование в ночь на 26 ноября в спешном порядке начало наступление на вражеский берег, но эта попытка не удалась. Дивизия, понеся большие потери, отошла на исходную позицию. 27 ноября был дан новый приказ о наступлении.
План операции предусматривал внезапную ночную атаку со льда Ладожского озера по побережью восточнее Шлиссельбурга всех соединений 80-й дивизии. После атаки пехотных полков в прорыв должны были идти моряки-лыжники. 27 ноября 1941 года с наступлением сумерек 1-й Особый отдельный лыжный полк моряков КБФ на лыжах вышел из района Осиновецкого мыса. Пройдя по льду примерно 15 километров до острова Большой Зеленец, устроили привал. Утром 28 ноября моряки двинулись на вражеские позиции. Сходу прорвав первую линию неприятельских окопов у Новоладожского канала, полк Маргелова занял деревню Липки, подойдя к Староладожскому каналу. Моряки взрывали дзоты, пулемётные гнёзда, уничтожали живую силу противника. Тяжёлый бой, иногда переходивший в рукопашный, продолжался больше суток. Однако поставленную задачу без значительной поддержки пехоты и артиллерии полк выполнить не смог. Гитлеровцы бросили в бой подкрепление и создали сплошную завесу артиллерийско-миномётного и пулемётного огня. В этом сражении моряки-лыжники потеряли более 800 человек. Маргелов был тяжело ранен.
Десантные операции Великой Отечественной войны входят в число наиболее драматических её событий. Никто из планировавших их не мог гарантировать окончательного успеха предстоящего дела даже в конце войны, а тем более в её начальный период. Вероятность ошибки несогласованных действий сторон была высока, приходилось уповать только на храбрость и отвагу десантников, шедших практически на верную смерть. Так это и случилось под Ленинградом в ноябре 1941 года. Но в том, что враг не сумел войти в Ленинград, есть заслуга Петергофских, Стрельнинских и Шлиссельбургских десантников.
Враг о подготовке русских десантников
А вот взгляд на этот бой со стороны противника. Из сводного донесения 227 пехотной дивизии вермахта I-му армейскому корпусу за 28-29 ноября 1941 года.
«Ударной силой противника являлся добровольческий полк, сформированный из кадровых бойцов, большей частью матросов. Полк был сформирован в Кронштадте из разных частей, в том числе зенитной артиллерии. Принимая во внимание большое число кадровых бойцов, полк может считаться элитной частью. Он был отлично вооружён и снабжён. Почти каждый второй человек имел пистолет-пулемёт, а остальные – автоматические винтовки. Все военнослужащие имели отличную выправку и производили превосходное впечатление.
Противник был одет в белые накидки и брюки, все тёмные части оружия и техники были выкрашены в белый цвет. Это хорошо маскировало русских при атаке. Личный состав – превосходные солдаты, что видно также и по выправке пленных. Полк до конца стойко сражался, несмотря на большие потери.
Русский элитный добровольческий лыжный полк (Elite-Freiwilligen-Ski-Regiment) был полностью уничтожен. Свыше 1300 убитых остались лежать на поле боя. Только 26 человек удалось взять в плен, так как противник сражался до последнего патрона. Боевой дух русских необычайно высок.
Начавшаяся затем атака 80-й стрелковой дивизии была сорвана огнём всех видов оружия. Наш артиллерийский огонь нанёс существенный урон противнику ещё на исходных позициях. И здесь его потери были большими, кроме того, в наши руки попало 36 пленных».
Что же случилось с 80-й дивизией?
Части дивизии с опозданием на пять часов вышли к берегу Ладожского озера, плохо ориентируясь в обстановке. По воспоминаниям воинов дивизии, они были посажены на грузовики и высажены на льду Ладоги, не доезжая 6-8 километров до позиций противника. Затем они, без артиллерийской поддержки, начали атаку на вражеские укрепления и в двух километрах от берега попали под прицельный огонь. На открытом пространстве озера укрыться было практически негде, и дивизия понесла большие потери. Вражеская артиллерия разметала их по льду Ладожского озера, поэтому существенной помощи морякам-лыжникам, наступавшим со стороны острова Зеленец, они не смогли оказать.
Из записи переговоров по прямому проводу Верховного Главнокомандующего с командованием Ленинградского фронта от 1 декабря 1941 года: «У нас была задумана очень интересная и способная дать быстрое решение операция по льду Ладожского озера 80-й дивизией с лыжным полком. Причём этот лыжный полк должен был пройти и действовать в тылу 8-й армии на левом берегу Невы. Эта операция была сорвана благодаря трусливо-предательскому поведению командования 80-й дивизии.
Командир дивизии Фролов за три часа до начала операции отказался от её проведения. Операция была перенесена на следующий день и проделана, но внезапность была нарушена. Мы направляем Вам представление с просьбой – разрешить командира 80-й дивизии Фролова и комиссара дивизии Иванова судить и расстрелять…» Ответ на это был таков: «Фролова и Иванова обязательно расстреляйте и объявите об этом в печати…»
Общими усилиями установлен памятник
В настоящее время я занимаюсь поиском моряков 1-го Особого отдельного лыжного полка моряков КБФ, участвовавших в Шлиссельбургском десанте. На сегодняшний день удалось найти 57 моряков. Всего в полку было 1200 человек, так что работа впереди предстоит большая.
Усилиями инициативной группы, в которую кроме меня входят шлиссельбургский краевед Юрий Овсяников и представитель общественной организации морских пехотинцев Санкт-Петербурга Роман Анистаров, при помощи и поддержке многих неравнодушных людей удалось поставить памятный знак шлиссельбургскому десанту на месте боя – на 10-м километре Петровской дороги, идущей вдоль Староладожского канала, в 10-ти километрах от Шлиссельбурга. Деревни Липки уже давно не существует, на этом месте – поле. Четырёхтонный гранитный ладожский валун привезли из Шлиссельбурга. Теперь мы с товарищами думаем об установке достойного монумента мужественным героям-балтийцам, до конца исполнившим свой долг.До сих пор неизвестно, где похоронены те, кто погиб в том бою, в том числе и мой дед. Поэтому важнейшая задача – проведение на месте боя серьёзных поисковых работ.
В настоящее время мой младший сын Павел проходит срочную службу в ВМФ в Кронштадте и с гордостью носит, как и его прадед, тельняшку и чёрный бушлат моряка-балтийца.
Валерий Шагин
Написать комментарий: